Определение №036/05/7-632/2021 об отложении рассмотрения дела по признакам нарушения индиви... от 8 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 036/05/7-632/2021
«08» июля 2021 года                                                                            город Воронеж
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А. В. Логошин – заместитель руководителя управления-начальник отдела;
члены Комиссии: С. А. Лисенко – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. М. Федирчук – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/7-632/2021 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <…> (доказательства надлежащего уведомления хозяйствующего субъекта, на момент рассмотрения, в деле отсутствуют),

У С Т А Н О В И Л А:
В Воронежское УФАС России поступили заявления гр. /…/ (вх. № 01-10/149 от 16.03.2021, вх. № 01-10/173 от 26.03.2021); (вх. № 01-14/274 от 30.03.2021, вх. № 01-14/330 от 13.04.2021), перенаправленные из Прокуратуры Левобережного района г. Воронежа; (вх. № 01-11/1105 от 07.04.2021), перенаправленное из Управления службы по защите прав потребностей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федерльном округе, о размещении ИП <…> на лицевой стороне фасада комиссионного магазина «Звезда» расположенного на первом этаже жилого дома (394029, г. Воронеж, пр-т Ленинский, 27) следующей спорной информации: «24 звезда комиссионный магазин 24 ЧАСА залог скупка техника золото ЛОМБАРД скупка залог техника золото», что дает основание потребителям полагать, что хозяйствующий субъект, разместивший указанную информацию, предоставляет услуги ломбарда и по мнению Заявителя нарушает нормы законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (ломбард, техника, золото), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что финансовая организация – это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, – кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
Отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, урегулированы Федеральным законом от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах).
В силу частей 1, 1.1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей; ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».
В порядке части 2 статьи 2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.
Таким образом, деятельность ломбардов может осуществлять только юридическое лицо, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Ломбард является поднадзорной Центральному банку РФ (далее – Банк России) организацией, обязан выполнять предписания и запросы Банка России и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России.
По смыслу пункта 2 части 3 статьи 2.3 Закона о ломбардах перечень организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, содержится в специальном реестре, который ведется Центральным Банком Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что наименование «ломбард» может использоваться при осуществлении деятельности только ломбардами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими деятельность в порядке, установленном Законом о ломбардах.
При этом, сведения об ИП <…> не содержатся в государственных реестрах субъектов рынка микрофинансирования, предприниматель в установленном законом порядке ломбардом не признан, что подтверждается сведениями из указанных реестров, размещенных на сайте ЦБ РФ в открытом доступе. Согласно сведениям ЕГРНИП, основным видом деятельности ИП <…> является «49.32 Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем», дополнительными видами деятельности являются «46.12.22 Деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах», «46.72.23 Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами», «46.76.4 Торговля оптовая драгоценными камнями», «46.77 Торговля оптовая отходами и ломом», «47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах», «47.75 Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах», «47.77.2 Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах», «47.79 Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах», «95.25 Ремонт часов и ювелирных изделий».
Следовательно, ИП <…> неправомерно использует обозначение «ломбард» при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 990 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Таким образом, продажа переданного потребителем изделия по договору комиссии, является целью и предметом сделки, заключенной между потребителем и комиссионным магазином. Договор займа, заключаемый с ломбардом, имеет целью выдачу краткосрочного кредита под залог недвижимого имущества, которое можно выкупить в соответствии с условиями договора и положениями Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах»). Так же, отличительной особенностью ломбардов от комиссионных магазинов является наличие льготного срока – гарантия сохранности имущества.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Использование слова «ломбард» в рассматриваемой рекламе вводит потребителей в заблуждение относительно характера оказываемых ИП <…> услуг, является недостоверным, а, следовательно, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 статьи 7 не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Поскольку ИП <…> не является ломбардом, рассматриваемая реклама представляет собой рекламу услуг, на оказание которых отсутствуют специальные разрешения, следовательно, рассматриваемая реклама содержит также признаки нарушения пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Согласно частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Воронежским УФАС России установлено, что деятельность в указанном комиссионном магазине осуществляет ИП <…>, соответственно является предполагаемым рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Учитывая изложенное, действия ИП <…>, связанные с изготовлением и распространением рассматриваемой рекламы, содержат признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Определением от 16 июня 2021 года № 036/05/7-632/2021 в отношении ИП <…> возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут (мск) 08 июля 2021 года по адресу: г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21, зал заседаний.
08 июля 2021 года на заседание Комиссии ИП <…> не явился (доказательства надлежащего уведомления хозяйствующего субъекта, на момент рассмотрения, в деле отсутствуют).
Документы, истребованные у ИП <…> на момент рассмотрения дела не предоставлены.
В соответствии с п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила), рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения:
в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств;
в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лица (лиц), участвующего (участвующих) в деле, если антимонопольный орган примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие данного лица (лиц).
Таким образом, в связи с неявкой ИП <…> на рассмотрение дела, а также необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, Комиссия находит основания для отложения рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с абзацами 3, 5 пункта 38 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия

О П Р Е Д Е Л И Л А:
1. Рассмотрение дела № 036/05/21-236/2021 отложить.
2. Назначить дело № 036/05/21-236/2021 к рассмотрению на 10 часов 30 минут (мск) 29 июля 2021 года в помещении Воронежского УФАС России (г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21, зал заседаний).
3. ИП <…> в срок до 15.00 (мск) 30 апреля 2021 года, предоставить в Воронежское УФАС России (г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21), в т. ч. дополнительно продублировать по электронной почте to36@fas.gov.ru, следующую информацию (сведения, документы или их надлежащим образом заверенные копии):
3.1. свидетельство о государственной регистрации;
3.2. сведения о фактически осуществляемых видах деятельности;
3.3. лицензии на осуществляемые виды деятельности;
3.4. сведения о всей рекламе/информации распространяемой/распространённой ИП <…> с 01 июля 2020 года по настоящее время о комиссионном магазине «Звезда», с указанием конкретных периодов времени, средства (способов) и места распространения;
3.5. все иные документы и доказательства, имеющие отношение к данному запросу;
3.6. письменные объяснения по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, указанным в настоящем запросе.
В указанный срок надлежит предоставить информацию и документы по каждому отдельному пункту настоящего запроса.
Информацию необходимо предоставить с сопроводительным письмом, содержащим перечень предоставляемых документов, а также их наименование, номер и дату принятия.
Все копии документов (каждая страница) и информация на иных носителях, должны быть заверены печатью и подписью руководителя организации.
Непредоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) - влечет ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанные в пункте 2 настоящего определения время и место предлагается явиться руководителям/представителям организации с документами, подтверждающими полномочия руководителей/представителей организации и документами, удостоверяющими личность.
Председатель Комиссии                                                        А. В. Логошин
Члены Комиссии:                                                                  С. А. Лисенко
                                                                                             Н. М. Федирчук

Связанные организации

Связанные организации не указаны