Решение б/н Решение от 14.03.2012 года по делу №37-9р от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 37-9р
«14» марта 2012 года                                                                               город Воронеж
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <…>;
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 37-9р возбужденное по признакам нарушения:
- Муниципальным унитарным предприятием «Телевизионная компания «Анна» (396250, Воронежская область, р.п. Анна, ул. Ленина, д.26, ОГРН 1113601000590, ИНН 3601010390)(далее – МУП «ТК «Анна»).
- Индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>), требований части 1 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя МУП «ТК «Анна» - <…>,
в присутствии представителя ИП <…> - <…>, установила:
С «16» января 2012 года по «10» февраля 2012 года по адресу г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 36, к. 23, на основании приказа от 28 декабря 2011 года № 300 <…> управления Воронежского УФАС России <…>, была проведена плановая документарная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия «Телевизионная компания «Анна» (396250, Воронежская область, р.п. Анна, ул. Ленина, д.26, ОГРН 1113601000590, ИНН 3601010390) (далее – МУП «ТК «Анна»).
В ходе проведения проверки в отношении МУП «ТК «Анна» установлено транслирование на телевизионном канале «ТК «Анна» видеоролика, содержащего следующую текстовую информацию: «Ваш ремонт начинается с магазина Спектр. Весь Спектр кровельных материалов, газоселикат, леса и пиломатериалы, доска, брус, вагонка, фанера, двп, дсп, консультация по строительству и ремонту. Кредит в течении 30 минут. Улица Новый труд, 1. 2-26-50» (далее – рассматриваемая информация).
Определением от 14.02.2012 в отношении МУП «ТК «Анна» и ИП <…>, возбуждено дело № 37-9р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрение дела назначено на 09 часов 30 мин (мск) «14» марта 2012 года.
На рассмотрении дела представитель МУП «ТК «Анна» - <…>, а также представитель ИП <…> - <…> признали факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункта 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», указанная информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (магазина «Спектр», товары, реализуемые в магазине «Спектр», кредит) формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке (рассматриваемая реклама).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», одним из объектов рекламирования в рассматриваемой рекламе является кредит.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
Рассматриваемая реклама, транслируемая на телевизионном канале «ТК «Анна» содержит предложение, обращенное к покупателям товаров в кредит, то есть, направлено на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся услугой по предоставлению кредита при покупке в магазине «Спектр» всего ассортимента кровельных материалов, газоселиката, леса, пиломатериалов и т.д. При этом рекламная информация не содержит сведений о лице, оказывающем услугу по предоставлению кредита, которые являются в силу требований Федерального закона «О рекламе», обязательными.
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В спорной рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг «в кредит», такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Тем самым, рассматриваемая реклама распространяется с нарушением требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредит) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте указанной рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее словосочетания «кредит в течении 30 минут» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов ИП <…> в заблуждение.
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (кредитования), а так же пояснений в ходе рассмотрения дела представителя ИП <…> Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организации, фактически оказывающей услуги кредитования. При этом в содержании рассматриваемой рекламы указаны название и номер телефона магазина «Спектр». Сам ИП <…> финансовые услуги не оказывает, не имеет выданного на осуществление данного вида деятельности специального разрешения (лицензии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно ИП <…>, что не допускается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы на основании  договора № 7 от 01.02.2011 г. является МУП «ТК «Анна».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы на основании  договора № 7 от 01.02.2011 г. является индивидуальный предприниматель <…>.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписаний рекламодателю и рекламораспространителю о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу «Ваш ремонт начинается с магазина Спектр /…/», распространенную в эфире МУП «ТК «Анна», поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю – Индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо приведения содержания рекламы в соответствие с требованиями законодательства, а именно: посредством внесения в рекламу информации о конкретных лицах, фактически оказывающих финансовую услугу (кредит), либо исключения из содержания ненадлежащей рекламы слова «кредит».
3. Выдать рекламораспространителю - Муниципальному унитарному предприятию «Телевизионная компания «Анна» (396250, Воронежская область, р.п. Анна, ул. Ленина, д.26, ОГРН 1113601000590, ИНН 3601010390) предписание о прекращении нарушения требований части 1 статьи 28 «О рекламе», путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо приведения содержания рекламы в соответствие с требованиями законодательства, а именно: посредством внесения в рекламу информации о конкретных лицах, фактически оказывающих финансовую услугу (кредит), либо исключения из содержания ненадлежащей рекламы слова «кредит».
Решение изготовлено в полном объеме «23» марта 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны