Решение б/н Решение от 05.08.2016 года по делу №391-з от 15 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалоб ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «Юридическое агентство «Глобал», ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» на действия заказчика - Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области
 (дело № 391-з)
05.08.2016г.                                                                                                            г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, врио руководителя управления; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела; Артемьева Т.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
рассмотрев жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «Юридическое агентство «Глобал», ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» на действия заказчика - Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Жилой комплекс в п.Отрадное Новоусманского района Воронежской области. Детский сад  на 280 мест в 1 жилом квартале» (№ извещения 0331300064016000057), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступили жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (заявитель №1), ООО «Юридическое агентство «Глобал» (заявитель №2), ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» (заявитель №3) на действия заказчика - Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Жилой комплекс в п.Отрадное Новоусманского района Воронежской области. Детский сад  на 280 мест в 1 жилом квартале» (№ извещения 0331300064016000057).
По мнению Заявителей, документация об аукционе разработана с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно:
- заявитель №1 считает, что заказчик нарушил ст.31 Закона о контрактной системе, указав характеристику товара - «марка по прочности не ниже В 22,5» не предусмотренную требованием ГОСТ; ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, установив излишнее требование к участникам закупки, а именно предоставление в составе заявки лицензии МЧС на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; неправомерно включено в контракт условие об одностороннем удержании суммы неустойки с суммы оплаты по контракту.
- заявитель № 2 считает, что заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе, т. к. по наименованию «горячекатанная арматурная сталь» указаны характеристики (единица измерения), не соответствующие ГОСТу 5781-82 «Сталь горячекатанная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия»; по позициям «кирпич силикатный» и «плиты из пенопласта полистирольного» содержится ссылка на утративший силу ГОСТ; по поз. «листы гипсокартонные» указан порядок определения массы листа не в соответствии с ГОСТом, а также установлено требование к товару не относящееся к предмету объекта закупки- «огнетушитель».
- заявитель №3 считает, что заказчиком нарушено требование ч.24 ст.34 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что в проекте контракта не установлена ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение № 0331300064016000057 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации об осуществлении закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru 11.07.2016.
1) Согласно правилу, установленному п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в части 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
Согласно п. 12 ЛСР, а также Технического задания документации об аукционе при выполнении работ необходимо использовать плитку тротуарную декоративную брусчатку с характеристиками: водопоглощение не более 6%, марка прочности не ниже В22,5, марка морозостойкости F150.
В соответствии с локальным сметным расчетом № 07-02 на благоустройство, плитка тротуарная применяется для благоустройства в границах участка объекта, предполагаемого для строительства.
Как пояснил представитель заказчика, указанные характеристики плит были предусмотрены в соответствии с ГОСТ 17608-91. Плиты бетонные тротуарные. Технические условия (утв. Постановлением Госстроя СССР от 03.04.1991 №14) Согласно п.6 раздела «Информационные данные» ГОСТ 17608-91 Плиты бетонные тротуарные. Технические условия.
Настоящий стандарт распространяется на бетонные тротуарные плиты изготовляемые из тяжелого и мелкозернистого (песчаного) бетонов, предназначенные для устройства сборных покрытий тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных площадей и посадочных площадок общественного транспорта.
Согласно п. 1.3.1 ГОСТ прочность бетона плит на сжатие характеризуют классами по прочности на сжатие: В22,5; В25; В30; В35.
В соответствии с п. 5.1 ГОСТ  плиты из бетонов классов В22,5 и В25 предназначены для устройства покрытий садово-парковых и пешеходных дорожек, тротуаров во внутриквартальных проездах, а плиты из бетона классов В30 и В35 - для покрытий тротуаров на магистралях.
Ссылка заявителя на ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» не может быть принята во внимание Комиссией Воронежского УФАС России, т.к., распространяется на тяжелые и мелкозернистые бетоны, тогда как, заказчиком устанавливались характеристики для плит тротуарных.
Довод заявителя о нарушении заказчиком ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе путем установления излишнего требования к участникам закупки по мнению Комиссии Воронежского УФАС России является необоснованным в силу нижеследующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение подрядных работ для государственных нужд по строительству объекта, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в аукционной документации является наличие участника закупки исключительно свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией.
При этом в подрядные работы включены работы, связанные с установкой охранной и автоматической пожарной сигнализации, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В связи с чем, обусловлено требование в подпункте 2.2.2 п.21 Информационной карты о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление производства работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Учитывая положения статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование и выдача свидетельства СРО являются различными формами регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.
Комиссия Воронежского УФАС России полагает, что контроль качества со стороны подрядчика в случае привлечения им субподрядчика может быть обеспечен только в том случае, если он сам компетентен и имеет для этого все необходимое.
Само по себе требование о наличии свидетельства СРО одновременно с лицензией МЧС, не противоречит действующему законодательству, получение одного из указанных документов не исключает возможность получения другого.
Предъявление указанных требований в данном случае целесообразно, это следует из аукционной документации, не противоречит целям и задачам торгов, обеспечивает условия для получения качественного результата, разумно с учетом последовательности и технологии строительно-монтажных работ, отвечает потребностям заказчика и интересам государства.
Довод заявителя о неправомерном включении в контракт условия об одностороннем удержании суммы неустойки с суммы оплаты по контракту так же не нашел своего подтверждения в силу нижеследующего.
В соответствии со ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Следовательно, условие о праве уменьшения причитающихся подрядчику платежей после 15 календарных дней с даты, указанной в уведомлении (претензии, письме государственного заказчика) и неполучения в указанный срок от подрядчика доказательства надлежащего исполнения обязательств не противоречит действующему законодательству.
2) В соответствии с ЛСР № 02-01-01 на общестроительные работы заказчику необходима горячекатанная арматурная сталь. Согласно Технического задания указана сталь класса А500С в соответствии с «ГОСТ Р 52544-2006. Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А500С и В500С для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (утв. Приказом Ростехрегулирования от 17.05.2006 № 97-ст).
Указанный в жалобе Заявителя ГОСТ 5781-82. Сталь горячекатанная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 17.12.1982) к классу стали А500С применению не подлежит.
Согласно таблицы 1 ГОСТ Р 52544-2006 номинальная площадь поперечного сечения  измеряется в мм2, аналогичная единица измерения указана заказчиком в аукционной документации.
Таким образом, заказчиком установлена характеристика по поз. «горячекатанная арматурная сталь» в соответствии с ГОСТ Р 52544-2006 и ст.31 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что ссылка заказчика  по поз. «кирпич силикатный» и «плиты из пенопласта полистирольного» на утративший силу ГОСТ нарушает положения ст.33 Закона о контрактной системе, так же не может быть принят во внимание в виду следующего.
По правилам ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при  описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться определенными требованиями, в том числе, в требованием о том, что описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Как было установлено Комиссией Воронежского УФАС России, характеристики, указанные заказчиком в аукционной документации соответствуют характеристикам, предусмотренным в ГОСТ 379-2015 «Кирпич, камни, блоки и плиты перегородочные силикатные. Общие технические условия».
В связи с чем, Комиссия Воронежского УФАС России нарушений ст. 33 Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.
Как пояснил представитель заказчика по поз. «Листы гипсокартонные» по показателю масса 1м листов заказчиком допущена техническая ошибка.
Вместе с тем, характеристика, указанная в Техническом задании, полностью соответствует требованиям «ГОСТ 6266-97. Межгосударственный стандарт. Листы гипсокартонные. Технические условия», а именно указано, что масса листов должна быть не более 13,25 кг/кв.м.
Ссылка заявителя на указание характеристики товара не относящегося к объекту закупки, комиссия Воронежского УФАС России считает также необоснованной, т. к. п.95 ЛСР 02-01-02 на внутреннее водоснабжение, огнетушитель является неотъемлемым элементом функционирования системы противопожарного водопровода Объекта.
Таким образом, нарушений ст.33 Закона о контрактной системе по позициям Технического задания, указанным в жалобе Заявителя №2, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает.
3)  В силу ч.23 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
При этом, в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредставление указанной информации (ч.24 ст. 34 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" предусмотрены  размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, в том числе, при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд — 100 млн. рублей.
Как установлено Комиссией Воронежского УФАС России, начальная (максимальна) цена контракта составила — 234828286,00 руб, в связи с чем, пунктом 5.12 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика предоставлять заказчику информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.  За непредоставление указанной информации с подрядчика взыскивается пеня  в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Таким образом, исследовав материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений ст. 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, участие представителей при рассмотрении жалоб в антимонопольном органе Заявители не обеспечили, доказательств в обоснование заявленных доводов не представили.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок решила:
1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Жилой комплекс в п.Отрадное Новоусманского района Воронежской области. Детский сад  на 280 мест в 1 жилом квартале.» (№ извещения 0331300064016000057) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО «Юридическое агентство «Глобал» на действия заказчика - Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области  при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Жилой комплекс в п.Отрадное Новоусманского района Воронежской области. Детский сад  на 280 мест в 1 жилом квартале.» (№ извещения 0331300064016000057) необоснованной.
3. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» на действия заказчика - Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Жилой комплекс в п.Отрадное Новоусманского района Воронежской области. Детский сад  на 280 мест в 1 жилом квартале.» (№ извещения 0331300064016000057) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 02.08.2016 года.
Председатель Комиссии                                                                              Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии                                                        Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                            Т.В. Артемьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны