Постановление №036/04/14.31-187/2021 по делу в отношении общества ООО «Газпром межрегионгаз Ворон... от 9 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/14.31-187/2021 об административном правонарушении
09.08.2021 г.                                                                                                    г. Воронеж

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/14.31-187/2021 об административном правонарушении, возбужденного 12.11.2020г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12А; ОГРН: 1023601568110; ИНН: 3650004897; КПП: 366401001; дата регистрации: 02.11.1999г.; далее – ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж») на основании решения Комиссии Управления 24.05.2021г. по делу № 443-10К о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…>,

У С Т А Н О В И Л:
24.05.2021г. Управлением по результатам рассмотрения дела № 443-10К о нарушении антимонопольного законодательства было принято решение, пунктом 2 которого действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по незаконному полному прекращению в период с 25.05.2018г. по 06.07.2018г. поставки газа на котельную МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство», что привело к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности, а также к нарушению интересов неопределенного круга потребителей технологически присоединенных к тепловым сетям МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» и добросовестно оплачивающих коммунальную услугу по горячему водоснабжению признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В связи с принятием Комиссией Управления указанного решения, которым установлен факт нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» антимонопольного законодательства, 30.07.2021 года лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» был составлен протокол № 036/04/14.31-187/2021 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения данным хозяйствующим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Рассмотрение дела № 036/04/14.31-187/2021 об административном правонарушении было назначено на 09.08.2021г.
09.08.2021г. на рассмотрении настоящего дела присутствовал представитель ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…>, которому в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены его права и обязанности.
Согласно объяснениям, данным представителем ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…> при рассмотрении настоящего дела, Общество не знало и не могло знать о наличии у МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» добросовестных абонентов, поскольку последнее не направляло об этом какой-либо информации.
Изучив материалы дела № 036/04/14.31-187/2021 об административном правонарушении установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Управлением, при рассмотрении дела № 443-10К о нарушении антимонопольного законодательства, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области, по результатам которого у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается обзором от 26.04.2021г. (имеется в материалах дела).
Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Отношения, связанные с прекращением поставки газа юридическим лицам регулируются законодательством в сфере газоснабжения.
Абзацем 6 статьи 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ (далее – ФЗ «О газоснабжении в РФ») при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016г. № 1245 (далее - Правила) основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является, в том числе полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 7 Правил полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Пунктом 8 Правил установлено, что поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
Согласно пункту 9 Правил  ограничение подачи (поставки) газа потребителю по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, осуществляется поставщиком (с привлечением при необходимости газораспределительной организации), а при отсутствии возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем.
Уклонение потребителя от совершения действий по прекращению отбора газа является основанием для принудительного ограничения подачи (поставки) и отбора газа посредством проведения мероприятий технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя, если право поставщика на ограничение подачи (поставки) газа не может быть реализовано без доступа к газоиспользующему оборудованию потребителя. При этом такие мероприятия технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя должны быть предусмотрены в договоре поставки газа и (или) договоре об оказании услуг по его транспортировке.
В соответствии с пунктом 10 Правил ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Пунктом 11 Правил установлено, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Согласно пункту 12 Правил исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного «в» настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 13 Правил в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Таким образом, в отношении потребителей к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов применяется особый порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
Исчерпывающий перечень особенностей указанного порядка предусмотрен пунктами 11 – 13 Правил. При этом одной из указанных особенностей является ограничение поставки газа потребителям имеющих подключенных абонентов-добросовестных плательщиков только до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
При этом в уведомлении о введении в отношении таких потребителей ограничения поставки газа указывается объем газа, поставляемого в период ограничения.
Права поставщика на полное ограничение поставки газа в отношении потребителей, к которым подключены абоненты - добросовестные плательщики пунктами 11-13 Правил не предусмотрено.
Однако согласно акту об опломбировании газоиспользующего оборудования от 25.05.2018г. ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в нарушение положений абзаца 1 пункта 13 Правил полностью прекратило поставку газа на котельную МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство».
При этом в нарушение абзаца 2 пункта 13 Правил в повторном уведомлении (исх. от 11.05.2018г. № 16/1718) ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о планируемой дате и времени полного ограничения поставки газа для котельной МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» не указан объем газа, поставляемого в период ограничения.
В связи с этим, действия ООО «Газпром - межрегионгаз Воронеж» по полному прекращению в период с 25.05.2018г. по 06.07.2018г. поставки газа на котельную МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» имеют своим результатом ущемление интересов последнего, поскольку в указанный период данный хозяйствующий субъект как ресурсоснабжающая организация был лишен возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с подогревом воды для предоставления потребителям услуг горячего водоснабжения, что, в рассматриваемом случае, привело к  нарушению прав добросовестных абонентов на своевременное и бесперебойное получение коммунального ресурса. Количество таких абонентов составило 196.
При этом как установлено при рассмотрении дела № 443-10 К о нарушении антимонопольного законодательства у МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» отсутствует экономическая и техническая возможность перейти на альтернативный вид топлива в целях обеспечения беспрерывно оказывать услуги по горячему водоснабжению жителям МКД № 263 «Б».
При указанных обстоятельствах, действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по незаконному полному прекращению в период с 25.05.2018г. по 06.07.2018г. поставки газа на котельную МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство», что привело к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности, а также к нарушению интересов неопределенного круга потребителей технологически присоединенных к тепловым сетям МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» и добросовестно оплачивающих коммунальную услугу по горячему водоснабжению признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.
В соответствии частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Оценка всех в совокупности обстоятельств и доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», признанные злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, по незаконному полному прекращению в период с 25.05.2018г. по 06.07.2018г. поставки газа на котельную МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство», что привело к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности, а также к нарушению интересов неопределенного круга потребителей технологически присоединенных к тепловым сетям МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» и добросовестно оплачивающих коммунальную услугу по горячему водоснабжению, содержат в себе признаки события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» имелась фактическая возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), в частности не допускать действий по незаконному полному прекращению в период с 25.05.2018г. по 06.07.2018г. поставки газа на котельную МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство».
Однако ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований антимонопольного законодательства.
С учетом указанных обстоятельств, вина ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в результате совершения им действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, по незаконному полному прекращению в период с 25.05.2018г. по 06.07.2018г. поставки газа на котельную МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство», что привело к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности, а также к нарушению прав потребителей, технологически присоединенных к тепловым сетям МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» и добросовестно оплачивающих коммунальную услугу по горячему водоснабжению настоящего дела находит свое подтверждение.
Административное правонарушение, совершенное ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в нарушении прав неопределенного круга добросовестных потребителей.
Кроме того, высокая общественная опасность совершенного ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» административного правонарушения выражается в пренебрежительном отношении данного лица к требованиям Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» от административной ответственности.
Довод о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не знало и не могло знать о наличии у МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» добросовестных абонентов также является несостоятельным и опровергается предоставленной в материалы дела № 443-10К о нарушении антимонопольного законодательства перепиской, заключенными между ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» и МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство».
Кроме того, в открытых источниках (ЕГРЮЛ, поисковые системы, информация с сайта ДГРТ ВО – ранее УРТ ВО) имеется информация о том, что МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» является ресурсоснабжающей организацией и имеет установленный тариф на тепловую энергию и горячую воду (Приказ УРТ ВО № 56/65 от 15.12.2016г.; № 56/66 от 15.12.2016г.; № 56/67 от 15.12.2016г. с последующими изменениями), соответственно, у данной организации имеются  потребители тепловой энергии и горячего водоснабжения.
Непредоставление МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» в ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» информации о добросовестных потребителях, в рассматриваемом случае, не свидетельствует о том, что абсолютно все потребители, технологически присоединенные к тепловым сетям МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» являются недобросовестными.
Кроме того, при непредоставлении указанной информации со стороны абонента (МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство») поставщик газа (ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж») обязан был принять меры, предусмотренные пунктом 13 Правил, чего последним в нарушение данного пункта Правил сделано не было.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в силу статей 4.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, оценить его последствия, причины и условия совершения правонарушения, обстоятельства, являющиеся основанием для смягчения или освобождения от ответственности.
В ходе рассмотрения настоящего дела каких-либо обстоятельств смягчающих, отягчающих или исключающих административную ответственность ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1.
Признать общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12А; ОГРН: 1023601568110; ИНН: 3650004897; КПП: 366401001; дата регистрации: 02.11.1999г.) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей (триста тысяч рублей) 00 копеек.
2. Направить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12А; ОГРН: 1023601568110; ИНН: 3650004897; КПП: 366401001; дата регистрации: 02.11.1999г.) настоящее постановление для исполнения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0016 140
ОКТМО: 20701000
УИН 16100500000001070535
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-187/2021

Связанные организации

Связанные организации не указаны