Решение №036/07/18.1-805/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Альянс» на действия ... от 13 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/18.1-805/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Альянс» на действия Заказчика – ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 03-170-2020 по отбору организации на поставку труб (идентификационный номер закупки в ЕИС 32009254596)
13.07.2020                                                                         г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 08.07.2020
Решение в полном объеме изготовлено 13.07.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры проведения торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, зам. руководителя-начальник отдела;
Грибанова Н.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;
Карпенко М.А. – член Комиссии, специалист-эксперт,
при участии в заседании Комиссии посредством интернет-видеоконференции представителей:
от Заявителя ООО «Альянс» <…>;
от Заказчика ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» <…>,
рассмотрев жалобу на действия ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 03-170-2020 по отбору организации на поставку труб (идентификационный номер закупки в ЕИС 32009254596), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
29.06.2020г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Альянс» на действия ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 03-170-2020 по отбору организации на поставку труб (идентификационный номер закупки в ЕИС 32009254596).
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению в сроки предусмотренные частями 14 и 14.1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции».
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Как следует из доводов жалобы Заказчиком нарушены положения действующего законодательства, в части отсутствия указания в документации слов «или эквивалент» при закупке товаров.
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просит отказать.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов регулируются Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Основными целями названного Закона о закупках являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия потенциальных поставщиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и предотвращение коррупции.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правилами закупки (далее — положение о закупке).
20.04.2020г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (далее – Положение о закупке), утвержденное решением Совета директоров (протокол от 03.04.2020г.),  которое регламентирует закупочную деятельность Заказчика, содержит требования к закупочным процедурам, в том числе порядок их подготовки и проведения (включая способы закупки и условия их применения), порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупочной деятельности Заказчика положения, за исключением случаев, в которых федеральным законодательством установлен иной порядок.
Как установлено материалами дела, 19.06.2020г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» размещено извещение № 32009254596 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме № 03-170-2020 по отбору организации на поставку труб.
Начальная (максимальная) цена договора: 12 881 964,00 рублей.
Начало срока подачи заявок – 19.06.2020г.
Срок окончания подачи заявок – 29.06.2020г.
Дата подведения итогов – 30.06.2020г.
В соответствии с закупочной документацией закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Предметом закупки является поставка труб. Согласно пункту 3.3.3 документации о маркетинговых исследованиях требования Заказчика к качеству, техническим характеристикам, безопасности товара (работ, услуг); к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; к размерам, упаковке, отгрузке товара; иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг), потребностям Заказчика представлены в Приложении 2 «Техническая часть» к Документации о маркетинговых исследованиях.
Техническая часть (Приложение № 2) документации о маркетинговых исследованиях определяет технические характеристики предмета закупки. Все трубы должны быть изготовлены по ТУ 2248-022-54432486-2015.
Пунктом 2.2. Технической части установлено, что предложение эквивалента не допускается. К обязательным требованиям, предъявляемые к участнику закупки относится то, что участником данных маркетинговых исследований может быть изготовитель вышеуказанной продукции, либо официальный дилер предприятия – изготовителя продукции, либо организация, специально уполномоченная изготовителем для участия в закупке.
Комиссия Воронежского УФАС России, исследовав доводы представителей сторон, ознакомившись с требованиями Положения, документации о Закупке, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о Закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Пункты 1.7.4, 1.7.5 Положения о закупке дублируют положения Закона о закупках.
В соответствии с извещением, документацией о закупках товар должен соответствовать ТУ 2248-022-54432486-2015, которые согласно сертификату соответствия № ЮАЧ1.RU.1405.Р00010 П001151 разработаны ООО «Техстрой».
Установление указания Заказчиком ТУ 2248-022-54432486-2015 ООО «Техстрой» не подпадает под исключения, установленные законодательством, а также Положением о закупке.
По мнению Комиссии Воронежского УФАС России указание на конкретного производителя/разработчика ТУ без использования слов «или эквивалент» неправомерно. Предмет закупки - трубы определенного диаметра:
- не является технологически сложным оборудованием или предметом, обладающим индивидуально определенными признаками, которые могут быть несовместимым с иным оборудованием, уже используемым Заказчиками;
- не относиться к категории запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, уже используемым Заказчиком.
Заказчиком не предоставлено доказательств необходимости и правомерности установления предмета закупки исключительно по ТУ 2248-022-54432486-2015, разработанным ООО «Техстрой».
Нельзя согласиться с доводом Заказчика о том, что ТУ установлены в соответствии с проектной документацией, поскольку:
- в силу статьи 758 Гражданского кодекса РФ и пункта 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания Заказчика;
- проектировщик не вправе отступать от задания, утвержденного Заказчиком, и принимать какие – либо проектные решения по собственному усмотрению;
- все проектные решения, а также принимаемые в проектной документации спецификации на материалы и оборудование подлежат согласованию и утверждению заказчиком;
- разрабатываемая проектная документация подлежит проверке, приемке и утверждению Заказчиком.
Таким образом, именно Заказчик контролирует весь процесс подготовки проектной документации, от установления требований до ее утверждения.
На основании вышеизложенного, установление требований к техническим характеристикам предмета закупки, а именно установления ТУ 2248-022-54432486-2015 без указания слов «или эквивалент» в документации о закупке, по мнению Комиссии Воронежского УФАС России направлено на необоснованное ограничение конкуренции, в частности поставку товара единственным исполнителем.
Согласно протоколу № 03-170-2020 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников маркетинговых исследований, подведения итогов открытых маркетинговых исследований в электронной форме № 32009254596 по окончании срока подачи заявок была подана одна заявка, что также свидетельствует об ограничении конкуренции.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о нарушении со стороны ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 1.7.4, 1.7.5 Положения о закупках при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 03-170-2020 по отбору организации на поставку труб в части установления в описании предмета закупки ТУ, разработанных ООО «Техстрой».
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Альянс» на действия ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 03-170-2020 по отбору организации на поставку труб (идентификационный номер закупки в ЕИС 32009254596), обоснованной.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 03-170-2020 по отбору организации на поставку труб (идентификационный номер закупки в ЕИС 32009254596).
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                 А.В. Логошин
Члены Комиссии                                             Н.А. Грибанова
                                                                       М.А. Карпенко 

Связанные организации

Связанные организации не указаны