Решение №036/07/3-1244/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Панинское плюс» на д... от 23 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1244/2021
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Панинское плюс» на действия заказчика — Центрально-Черноземный банк ПАО Сбербанк при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по замене кондиционеров (извещение в ЕИС № 32110768848)
23.12.2021г.                                                       г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 21 .12.2021
Решение в полном объеме изготовлено 23.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры проведения торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя;
Колмаков Р.В. - член Комиссии, начальник отдела;
Грибанова Н.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
в присутствии:
представителя от Заявителя — ООО «Панинское плюс» - <…>
представителя от Заказчика - Центрально-Черноземный банк ПАО Сбербанк — <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Панинское плюс» на действия заказчика — Центрально-Черноземный банк ПАО Сбербанк при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по замене кондиционеров (извещение в ЕИС № 32110768848), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
09.12.2020г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Панинское плюс» на действия заказчика — Центрально-Черноземный банк ПАО Сбербанк при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по замене кондиционеров.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению в сроки предусмотренные частями 14 и 14.1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции».
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов срок рассмотрения жалобы продлевался до 21.12.2021г.
Как следует из доводов жалобы, заказчиком необоснованно отклонена заявка ООО «Панинское плюс», поданная в соответствии с требованиями законодательства, в итоговом протоколе не указаны основания отклонения и кроме того, в документации отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок.
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просит отказать.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов регулируются Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Основными целями названного Закона о закупках являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия потенциальных поставщиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и предотвращение коррупции.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правилами закупки (далее — положение о закупке).
13.07.2021г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено Положение о закупке ПАО «Сбербанк», утвержденное Решением Наблюдательного совета ПАО «Сбербанк» (протокол № 4 от 04.06.2021г.) (с изменениями, утвержденными решениями Наблюдательного совета ПАО Сбербанк: Протокол № 9 от 26.03.2021, Протокол № 19 от 30.06.2021), которое регламентирует закупочную деятельность Заказчика, содержит требования к закупочным процедурам, в том числе порядок их подготовки и проведения (включая способы закупки и условия их применения), порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупочной деятельности Заказчика положения, за исключением случаев, в которых федеральным законодательством установлен иной порядок.
Как установлено материалами дела, 27.10.2021г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет ПАО «Сбербанк» размещено извещение №  32110768848 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по замене кондиционеров. Закупка проводиться на УТП  АО «Сбербанк-АСТ» по адресу в сети «Интернет»: http://utp.sberbank-ast.ru.
Начало срока подачи заявок – 27.10.2020г.
Срок окончания подачи заявок –12.11.2020г.
Дата подведения итогов – 03.12.2020г.
Начальная (максимальная) цена договора: 2 529 450,00  (два миллиона пятьсот двадцать девять тысяч четыреста пятьдесят) рублей 00 копеек.
В соответствии с итоговым протоколом от 02.12.2021г. по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 6 заявок, 3 из которых были отклонены, в том числе и заявка ООО «Панинское плюс».
Заявка ООО «Панинское плюс» (№ 4859) отклонена по основанию не предоставления документов указанных в пункте 4 Раздела 4, как не соответствующая пункту. 3.7. Раздела 3 «Банк вправе не допускать к участию (исключать из состава Участников, отклонять Заявки Участников) в Закупочных процедурах Участников, не соответствующих требованиям, установленным в Извещении, в том числе в случае отсутствия информации об Участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru) или отсутствия на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о применении Участником закупки (самозанятым) специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (https://npd.nalog.ru/); не предоставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления Участником материалов и документов, нарушения Участником предусмотренной Извещением процедуры проведения Закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о закупках или Извещением»
Из письменных и устных пояснений представителя Заказчика следует, что участником в составе заявки не предоставлены документы, предусмотренные пунктом 4 раздела 4 Документации о закупке. Заявка включала в себя лишь  ценовое предложение участника, иных документов предоставлено не было.
По мотивированному запросу Воронежского УФАС России, электронной торговой площадкой АО «Сбербанк-АСТ» в материалы дела предоставлены, в том числе заявки участников. Действительно, заявка ООО «Панинское плюс» состояла из одного документа — ценового предложения участника.
Представитель Заявителя считает, что документы, предусмотренные извещением о проведении закупки должны быть подгружены электронной торговой площадкой из ЕРУЗ автоматически, поскольку необходимые документы подавались участником при аккредитации на ЭТП.
Комиссия Воронежского УФАС России, изучив материалы дела приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя на основании следующего.
Часть 2 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
Перечень информации и документов, которые Заказчик вправе устанавливать в конкурентной закупке, в том числе и запросе котировок поименован в части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.
Часть 19.7 статьи 3.4 Закона о закупках четко определяет, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления.
Согласно пункту 1.11 Положения о закупке запрос котировок может проводиться в электронной и не электронной форме. Порядок проведения Запроса котировок указывается в Извещении.
Для участия в Запросе котировок Участник должен подать ценовое предложение (котировочная Заявка; Заявка) в порядке, установленном Положением и Извещением.
Требования к форме и составу документов, включенных в Заявку, устанавливаются Извещением.
Согласно пункту 1 раздела 4 Документации о закупке для участия в закупке участник закупочной процедуры в сроки, установленные настоящим Извещением и в порядке, определенном регламентом работы ЭТП, направляет (размещает) свою заявку в персональной торговой секции «Закупки ПАО Сбербанк».
Заявка подаётся Участником в виде сканированных копий документов. Ценовое предложение подается участником посредством ЭТП в соответствии с Регламентом ЭТП. Документы предоставляются через личный кабинет на ЭТП в файле архива формата «ZIP».
Не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи Заявок, установленного Извещением, Оператор ЭТП направляет в Банк заявки на участие в Закупке.
Банк осуществляет проверку Заявок, поданных Участниками закупки, на предмет соответствия требованиям.
Банк составляет и размещает на ЭТП и в ЕИС итоговый протокол по результатам проведенной Закупки, содержащий информацию, подлежащую включению в такой протокол в соответствии с действующим Положением о закупках.
Заявка Участника запроса котировок должна содержать предложение Участника в отношении предмета такой закупки, рекомендуемая Форма приведена в Приложении 1 к Разделу 4 настоящего Приложения к Извещению, а также следующие документы и сведения:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если Участник  является юридическим лицом;
2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя/ самозанятого, если Участник Закупки является физическое лицо (индивидуальный предприниматель);
3) идентификационный номер налогоплательщика Участника Закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если Участником  Закупки является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени Участника, за исключением случаев подписания Заявки1:
а) индивидуальным предпринимателем, если Участником такой Закупки является индивидуальный предприниматель;
б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящем пункте - руководитель), если Участником такой Закупки является юридическое лицо;
6) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для Участника Закупки заключение по результатам такой Закупки договора является крупной сделкой;
7) декларация, подтверждающая соответствие Участника обязательным требованиям Извещения  (предоставляется в составе заявки с использованием аппаратно-программных средств ЭТП);
8) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении Закупки товара, в том числе поставляемого Банку при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Заказчиком, на основании части 19.1, 19.7 статьи 3.4 Закона о закупках, а также пункта 1.15 Положения о закупке в извещении установлены требования к составу заявки.
Пункт 3.7 раздела 3 Документации о закупке определяет, что Банк вправе не допускать к участию (исключать из состава Участников, отклонять Заявки Участников) в Закупочных процедурах Участников, не соответствующих требованиям, установленным в Извещении, в том числе в случае отсутствия информации об Участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru) или отсутствия на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о применении Участником закупки (самозанятым) специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (https://npd.nalog.ru/); не предоставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления Участником материалов и документов, нарушения Участником предусмотренной Извещением процедуры проведения Закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о закупках или Извещением.
На основании вышеизложенного, у Заказчика имеются правовые основания для отклонения заявки, не соответствующей требованиям документации.
Довод заявителя, со ссылкой на часть 19.8 статьи 3.4 Закона о закупках об обязанности электронной площадки включать (подгружать) автоматически в состав заявки документы, предусмотренные частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках и поданные на электронную площадку при аккредитации, не может быть принята Комиссией Воронежского УФАС России как обоснованный ввиду следующего.
Часть 19.8 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает, что декларация, предусмотренная пунктом 9 части 19.1 настоящей статьи, представляется в составе заявки участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Оператор электронной площадки обеспечивает участнику конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства возможность включения в состав заявки и направления заказчику информации и документов, указанных в части 19.1 настоящей статьи, посредством программно-аппаратных средств электронной площадки в случае их представления данному оператору при аккредитации на электронной площадке в соответствии с частью 18 настоящей статьи.
Таким образом, из указанной нормы не следует обязанности оператора электронной площадки автоматически включать в состав заявки документы, которые были предоставлены оператору электронной площадки при аккредитации участника.
Более того, изучив Инструкцию участника по работе на универсальной торговой платформе Сбербанк-АСТ в торговой секции закупки ПАО Сбербанк Комиссия Воронежского УФАС России также не может сделать вывод об автоматическом включении в состав заявки документов, направленных на электронную площадку при аккредитации.
Также установлено, что запросов на разъяснение положений документации Заявителем не направлялось, доказательств невозможности включения в состав заявки документов предусмотренных пунктом 4 раздела 4 Документации о закупке Заявителем также не предоставлено.
По доводу жалобы об отсутствии в документации порядка оценки и сопоставления заявок Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Часть 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.
В соответствии с частью 19.4 статьи 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме установление критериев и порядка оценки, указанных в части 19.2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Соответственно, документация о закупке в форме запроса котировок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не может содержать порядок оценки и сопоставления заявок, победителем Запроса котировок признается Участник, подавший наименьшее ценовое предложение по предмету Запроса котировок при условии соответствия Участника, его заявки, его Продукции требованиям, изложенным в Извещении (пункт 19 Информационной карты закупки).
Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по замене кондиционеров.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:
Признать жалобу ООО «Панинское плюс» на действия Заказчика — Центрально-Черноземный банк ПАО Сбербанк при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по замене кондиционеров (извещение в ЕИС № 32110768848), необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                  А.В. Логошин
Члены Комиссии                                              Р.В. Колмаков
                                                                        Н.А. Грибанова 

Связанные организации

Связанные организации не указаны