Решение б/н Решение от 13.11.2012 года по делу №401-17к от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 401-17к
13.11.2012 год                                                                                                           г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 401-17к о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <…> - председатель Комиссии, <…> - члены Комиссии;
в присутствии представителей:
заказчика - ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» <…>, <…>,
заявителя - ООО «Предприятие Микротех» <…>,
заинтересованного лица — ЗАО «Группа компаний «Искандер» <…>,
рассмотрев дело № 401-17к, возбужденное 08.11.2012 года, по признакам нарушения требований ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выявленного в действиях ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье», «Воронежского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок – структурного подразделения ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса № 1613 «На поставку билетопечатающих автоматов для оформления проездных документов (билетов) в пригородном сообщении для нужд ОАО «ППК «Черноземье» в 2012 году с последующим вводом в эксплуатацию»  (далее — конкурс), установила:
02.11.2012 года в Воронежское УФАС России поступило заявление ООО «Предприятие Микротех» (далее — заявитель) о наличии в действиях заказчика — ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (далее — заказчик), организатора торгов - «Воронежское региональное отделение Центра организации конкурсных закупок – структурное подразделение ОАО «РЖД» (далее — организатор торгов), признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении требований конкурсной документации, влекущих ограничение конкуренции.
По правилам, установленным ч.1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, по заявлению юридического или физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
16.10.2012 года заказчиком - ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» объявлен открытый конкурс № 1613 «На поставку билетопечатающих автоматов для оформления проездных документов (билетов) в пригородном сообщении для нужд ОАО «ППК «Черноземье» в 2012 году с последующим вводом в эксплуатацию».
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» является юридическим лицом, деятельность которого по закупке товаров, работ, услуг, регулируется названным законом.
Во исполнение требований ч.1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещено «Положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности открытого акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье»» (далее — Положение о закупке).
Согласно ч.2 ст.3, ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ при проведении закупки на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
16.10.2012 года информация о проведении открытого конкурса № 1613 «На поставку билетопечатающих автоматов для оформления проездных документов (билетов) в пригородном сообщении для нужд ОАО «ППК «Черноземье» в 2012 году с последующим вводом в эксплуатацию» размещена заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru  (реестровый номер торгов — 31200007489), а также  на сайтах: www.rzd.ru, www.ррkch.ru.
Окончание срока подачи заявок – 06.11.2012 года.
Согласно протоколу от 06.11.2012 года № 393/ЭГ вскрытия заявок, представленных для участия в открытом конкурсе № 1613, на участие в конкурсе подана 1 заявка от участника размещения заказа: ЗАО Группа компаний «Искандер».
Согласно договору оказания услуг № 59-цкз от 03.11.2011 года «Воронежское региональное отделение Центра организации конкурсных закупок – структурное подразделение ОАО «РЖД» оказывает услуги по организации и проведению процедур по размещению заказов для нужд заказчика - ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье».
В соответствии указанным договором, согласно Положению о закупке, «Положению о Воронежском региональном отделении Центра организации конкурсных закупок   открытого акционерного общества «Российские железные дороги» требования к товару, услугам, участникам размещения заказа устанавливаются заказчиком. Организатор торгов обязан: принимать от заказчика на согласование документы, подготовленные заказчиком в целях организации и проведения процедур закупок; проводить проверку полноты и качества, представленных заказчиком документов; по результатам проверки согласовывать представленные документы либо предоставлять заказчику замечания. Организатор торгов вправе: отклонить документы, представленные заказчиком в случае их несоответствия требованиям законодательства; вносить в предоставленные заказчиком документы изменения, исключающие субъективность и дискриминационный подход, а также позволяющие расширить круг участников  процедур закупок.
Перечень технических требований к оборудованию, являющемуся предметом торгов, изложен в разделе 4 конкурсной документации (Техническое задание).
Согласно п.4.2.2 Технического задания билетопечатающий автомат (далее - БПА) должен быть полностью совместим с программным модулем «Терминал самообслуживания» Автоматизированнной системы управления пригородной пассажирской компании (далее - АСУ ППК), действующей на полигоне ОАО «ППК «Черноземье», производства ОАО «Свердловская пригородная компания».
В соответствии с пунктом 3.1.3 раздела 3 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать документальные подтверждения соответствия требованиям технического задания.
В соответствии с требованиями п. 2.7.10 раздела 2 конкурсной документации претендент не допускается к участию в открытом конкурсе в случае:
1) непредставления определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и/или информации о претенденте или о товарах, работах, услугах, на закупку которых размещается заказ, не соответствующей действительности; 2) несоответствия претендента предусмотренным конкурсной документацией требованиям; 3) несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе, если конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации и т. д.
23.10.2012 года ООО «Предприятие «Микротех» обратилось к заказчику за разъяснением о содержании и порядке получения документа, подтверждающего соответствие предлагаемого к поставке оборудования требованиям пункта п.4.2.2 Технического задания, а именно: совместимость БПА с программным модулем «Терминал самообслуживания» АСУ ППК производства ОАО «Свердловская пригородная компания».
Согласно предоставленным 25.10.2012 года разъяснениям заказчика:   «совместимость билетопечатающего автомата с программным модулем «Терминал самообслуживания» Автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компанией, действующей на полигоне ОАО «ППК «Черноземье» должна быть подтверждена протоколом испытаний предлагаемого претендентом оборудования разработчиком АСУ ППК ОАО «Свердловская пригородная компания», для чего нужно обратиться к разработчику ПО по адресу: 620013, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, стр. 11. Контактное лицо: <…> тел. 8 (343) 385-0085».
На рассмотрении дела представитель заявителя пояснил, что на направленный ООО «Предприятие Микротех» в адрес разработчика - ОАО «Свердловская пригородная компания» запрос (исх. №203 от 26.10.2012 года) о разъяснении порядка получения указанного протокола испытаний, ответа получено не было. Вместе с тем, ранее (27.09.2012 года), в связи с намерением принять участие в аналогичном конкурсе, проводимым ОАО Северо-Западная ППК, ООО «Предприятие Микротех» обращалось с подобным запросом в адрес ОАО «Свердловская пригородная компания», на что поступил ответ (исх. № 2361 от 05.10.2012 года) нижеследующего содержания.
Заключение о совместимости билетопечатающего автомата претендента с программным модулем «Терминал самообслуживания» АСУ ППК выдается по результатам натурных испытаний серийного образца соответствующей модели БПА. Испытания проводятся по мере освобождения необходимого оборудования и работников компании, в срок не позднее 2 месяцев с момента поступления всех необходимых документов и серийного образца, при этом конкретная дата испытаний не устанавливается.
Таким образом, по мнению заявителя, условиями проведения испытаний БПА (в течение 2-х месяцев) не предусмотрено возможности получения протокола испытаний в установленный конкурсной документацией 20-дневный срок подачи заявок, что ограничивает право на участие в конкурсе для лиц, не являющихся обладателями указанного документа на момент объявления конкурса.
На рассмотрении дела представители заказчика пояснили следующее.
В целях автоматизации процессов продажи, контроля и учёта проездных документов, а так же процессов обработки статистической информации компанией ОАО «ГШК «Черноземье» было приобретено на основании лицензионного договора №237/1 от 01.07.2011 года, заключенного с ОАО «Свердловская пригородная пассажирская компания» программное обеспечение автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компанией (АСУ ППК), правообладателем которой является ОАО «Свердловская Пригородная Компания». Данная система включает в себя: систему оформления проездных документов на пригородные поезда, учёт информации о количестве и типе проданных билетов, включающую в себя программное обеспечение автоматическое рабочее место кассира (АРМ «Кассира»); систему сводной отчётности о продажах билетов автоматическое рабочее место группы учёта и отчётности (АРМ «ГУО»); автоматизированную систему оплаты и контроля проезда в пригородных электропоездах (АСОКУПЭ), включающую в себя турникетные комплексы и др. Таким образом, требование заказчика о совместимости предлагаемого к поставке БПА с имеющимся программным модулем законно и обосновано. Информация о порядке документального подтверждения такой совместимости предоставлялась заявителю в виде разъяснений заказчика от 25.10.2012 года, а также в письме ОАО «Свердловская пригородная компания» по ранее направленному заявителем запросу в сентябре 2012 года. Таким образом, заявитель, при наличии у него необходимой информации, не предпринял заблаговременных мер, направленных на получение документа, подтверждающего совместимость предлагаемого к поставке БПА с существующим у заказчика оборудованием, а именно: протокола, выданного ОАО «Свердловская пригородная пассажирская компания» по результатам испытаний на предмет совместимости БПА с программным модулем «Терминал самообслуживания» АСУ ППК.
Кроме того, на рассмотрение дела представители заказчика представили копию письма (от 19.10.2012 года № 2498) <…> ОАО «Свердловская пригородная компания» <…>, из содержания которого следует, что у ОАО «Свердловская пригородная компания» имеются 5 представителей (ЗАО «ГК «Искандер» и др.) в части продаж или обслуживания системы АСУ ППК или какой либо ее составной части. С АСУ ППК совместимо 5 автоматов (модель СПК-И102М и др.) от 2-х производителей.
В соответствии п.44 Положения о закупках конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 7 Положения о закупках установлено, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с Уставом ООО «Предприятие «Микротех» основными видами деятельности организации являются: проведение научно-исследовательских проектно-конструкторских и технологических работ; производство наукоемкой продукции и товаров народного потребления; проведение инженерно-внедренческих работ и производство продуктов на основе биотехнологий; разработка, изготовление и внедрение программно-аппаратных средств автоматизации технологических процессов и др.
Товарные границы рынка определяются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД).
Согласно Порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденному Приказом ФАС России от 25.04.2006г. № 108 антимонопольный орган наделен правом определения продуктовых границ товарного рынка, географических границ, субъектов товарного рынка и др.
Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требования конкурсной документации (п.3.1.3 раздела 3, п.4.2.2 раздела 4), а также разъяснения заказчика, Комиссия приходит к выводу, что заказчик, организатор торгов, установив требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе документа (протокол испытаний предлагаемого претендентом оборудования, подтверждающего совместимость с программным модулем «Терминал самообслуживания» АСУ ППК, производства ОАО «Свердловская пригородная компания»), ограничили соперничество (конкуренцию) между хозяйствующими субъектами, предоставив преимущества лицам, уже обладающим на момент проведения конкурса соответствующим протоколом.
Наряду с ООО «Предприятие «Микротех», ЗАО «Группа компаний «Искандер» на товарном рынке билетопечатающих автоматов осуществляют деятельность и иные хозяйствующие субъекты.
Действиями по установлению указанного требования заказчик, организатор торгов поставили лиц, обладающих соответствующим документом, в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, не располагающих таким документом, в том числе, ООО «Предприятие Микротех», что создало для таких хозяйствующих субъектов, в том числе, ООО «Предприятие Микротех», являющихся  участниками товарного рынка билетопечатающих автоматов, дискриминационные условия деятельности и повлекло ограничение конкуренции и ущемление их интересов.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов  запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 41, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать в действиях заказчика: ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» нарушение требований ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в конкурсной документации по проведению открытого конкурса № 1613 «На поставку билетопечатающих автоматов для оформления проездных документов (билетов) в пригородном сообщении для нужд ОАО «ППК «Черноземье» в 2012 году с последующим вводом в эксплуатацию» (реестровый номер торгов — 31200007489), требования, ограничивающего конкуренцию.
2. Признать в действиях организатора торгов - «Воронежское региональное отделение Центра организации конкурсных закупок – структурное подразделение ОАО «РЖД» нарушение требований ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в конкурсной документации по проведению открытого конкурса требования, ограничивающего конкуренцию.
3. Выдать ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» предписание об аннулировании торгов.
4. Выдать «Воронежскому региональному отделению Центра организации конкурсных закупок – структурному подразделение ОАО «РЖД» предписание об аннулировании торгов.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена 13.11.2012г.
Решение изготовлено в полном объеме 23.11.2012г.
Председатель Комиссии
Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны