Решение №036/10/18.1-897/2020 по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на нарушение проце... от 7 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/10/18.1-897/2020
по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на нарушение процедуры торгов
07.08.2020                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2020
Решение в полном объеме изготовлено 07.08.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, зам.руководителя-начальник отдела;
Капранчиков А.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
Грибанова Н.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
при участии в рассмотрении жалобы представителей Департамента промышленности и транспорта Воронежской области – <…> и <…>, представителя заявителя ИП <…> – <…>, рассмотрев жалобу на действия Департамента промышленности и транспорта Воронежской области (далее — Организатор конкурса, Департамент) при организации и проведении торгов в форме конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Воронежской области (лот № 3), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
28.07.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ИП <…> (далее — Заявитель) на действия Организатора конкурса при организации и проведении торгов в форме конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Воронежской области по лоту № 3 – следующие маршруты: 518Б Борисоглебск-Воронеж, 594 Борисоглебск-Терновка, 654 Борисоглебск-Октябрьское-Новохоперск (далее – Конкурс).
Существо жалобы, с которой обратился Заявитель, состоит в следующем. Имея намерение принять участие в Конкурсе Заявителем была сформирована и подана заявка на участие в Конкурсе. По лоту № 3 Организатору конкурса поступило две заявки, Заявитель считает, что конкурсной комиссией неправомерно была допущена заявка второго участника к участию в Конкурсе, ошибочно проведена оценка представленных заявок по лоту № 3, нарушен порядок подтверждения наличия транспортных средств и следовательно нарушен порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частями 4 и 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению по существу.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Представители Организатора конкурса представили Комиссии пояснения по доводам, возражали против удовлетворения требований, указанных в жалобе Заявителя.
В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
22.05.2020г. Департаментом издан приказ № 62-01-06/173 «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории воронежской области», в соответствии с которым на официальном сайте Департамента было опубликовано извещение о проведении Конкурса.
Порядок организации и проведения Конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в Воронежской области помимо конкурсной документации и извещения о проведении Конкурса регулируется следующими нормативными правовыми актами: Приказом Департамента от 05.09.2019г. № 62-01-06/267 «Об утверждении Требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и Шкалы для оценки критериев, указанных в части 2 статьи 10 Закона Воронежской области от 25.06.2012г. № 96-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения Воронежской области автомобильным транспортом общего пользования», Законом Воронежской области от 25.06.2012г. № 96-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения Воронежской области автомобильным транспортом общего пользования» и Федеральным законом от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из пояснений представителей Департамента 22.05.2020г., в день принятия приказа № 62-01-06/173, извещение о проведении Конкурса было опубликовано на официальном сайте Департамента в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» www.govvrn.ru в разделе «Документы».
Организатором конкурса в составе извещения о проведении Конкурса были установлены следующие сроки приема заявок, вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок. Дата начала и окончания предоставления конкурсной документации на участие в открытом конкурсе: с 26 мая 2020 года по 05 июня 2020 года, время приема документов для участия в конкурсе с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00 в рабочие дни (понедельник - пятница). Дата, время и место вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе: 09 июня 2020 года, в 10.00, г. Воронеж, пл. Ленина, д.6а, каб. 201. Дата, время и место рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса: 11 июня 2020 года, в 10.00 г.Воронеж, пл. Ленина, д.6а, каб. 201.
Для участия в Конкурсе претендентам было необходимо сформировать заявку по форме и содержанию, установленным извещением о проведении Конкурса.
Комиссия антимонопольного органа ознакомившись с имеющимися материалами дела, заслушав позиции сторон по делу, установила следующее.
Как следует из пояснений сторон по делу и материалов настоящего дела, на участие в Конкурсе было подано 2 (две) заявки, ИП <…> и ИП <…>.
Как установлено требованиями конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе подается претендентом в письменной форме в запечатанном конверте с надписью «На открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Воронежской области в соответствии с извещением, утвержденным приказом департамента промышленности транспорта Воронежской области от «___ » _______ 20__ года № _____________ », не позволяющем просматривать содержимое заявки до его вскрытия, по форме согласно приложению № 2 к конкурсной документации, и заполняется в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе согласно приложению № 13 к конкурсной документации. На конверте указывается номер лота, на участие в котором подается данная заявка.
Комиссия Воронежского УФАС России, исследовав оригиналы заявок ИП <…> и ИП <…> установила, что на конверте заявки ИП <…> имеется вышеуказанная надпись и указан номер лота, также указано время и дата 12 часов 55 минут 05.06.2020г. На конверте заявки ИП <…> отсутствует надпись «На открытый конкурс…», имеется номер лота и имеется две надписи указывающие лицо, подавшее заявку на участие в Конкурсе – ИП <…>, а также указано время и дата 12 часов 15 минут 04.06.2020г.
В пункте 4.14 конкурсной документации содержится требование об обязанности Организатора конкурса вернуть заявку лицу ее подавшему, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в течение трех рабочих дней, следующих после даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом Конкурсе.
Пунктом 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» закреплено понятие конкуренции – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из содержания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 10.06.2020г. конкурсной комиссией не была исполнена обязанность по возврату заявки ИП <…>, предусмотренная пунктом 4.14 конкурсной документацией. Тем самым данное лицо было поставлено в преимущественное положение по отношению к иным участникам Конкурса и действия конкурсной комиссии по вскрытию заявки ИП <…> ограничили конкуренцию между участниками Конкурса.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе ведется секретарем конкурсной комиссии и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Указанный протокол размещается организатором открытого конкурса на официальном сайте Департамента не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания такого протокола. Комиссия Воронежского УФАС России рассмотрев оригинал протокола вскрытия конвертов установила, что в резолютивной части протокола отсутствует подпись председателя конкурсной комиссии Департамента и исследовав содержание электронной страницы официального сайта Департамента установила, что данный протокол вскрытия конвертов на момент принятия комиссией антимонопольного органа решения по существу жалобы ИП <…> не размещен на официальном сайте Организатора конкурса. Также данный протокол датирован 10 июня 2020г. при условии, что извещением установлена более ранняя дата вскрытия конвертов – 09 июня 2020г. Представитель Департамента <…> пояснил в ходе заседания комиссии, что данные факты нарушения порядка вскрытия конвертов с заявками на участив конкурсе и формирования протокола вскрытия конвертов являются технической ошибкой.
После вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на заседании конкурсной комиссии производится рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе. Место и дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе указаны в извещении о проведении открытого конкурса – 11 июня 2020 года, в 10.00 г.Воронеж, пл. Ленина, д.ба, каб. 201.
Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов конкурса. При этом, срок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса не может превышать двадцать календарных дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Комиссией Воронежского УФАС России из содержания протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 19.06.2020г., установлено, что конкурсная комиссия Департамента в течении установленного двадцатидневного срока, исчисляемого с даты вскрытия конвертов, рассмотрела и оценила заявки участников Конкурса по лоту № 3 ИП <…> и ИП <…>.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и подведения итогов от 19.06.2020г. победителем Конкурса по лоту № 3 был признан ИП <…>, следовательно данному лицу было предоставлено право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок 518Б Борисоглебск-Воронеж, 594 Борисоглебск-Терновка, 654 Борисоглебск-Октябрьское-Новохоперск, являющихся предметом конкурса по лоту № 3.
Представители Департамента пояснили комиссии антимонопольного органа, что протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе был сформирован, подписан и опубликован на официальном сайте Департамента 19.06.2020г.
Комиссия Воронежского УФАС России установила, что данный протокол рассмотрения заявок опубликован трижды на официальном сайте Департамента в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» www.govvrn.ru в разделе «Документы». Функционал официального сайта Департамента не позволяет установить точное время и дату публикации документа в данном разделе.
После предоставления Департаментом победителю Конкурса права осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам такой участник открытого конкурса, получивший право на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, на основании пункта 8.1 конкурсной документации обязан подтвердить в срок не позднее 10 календарных дней со дня размещения Организатором конкурса протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведении итогов открытого конкурса на официальном сайте, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Подтверждением исполнения участником открытого конкурса взятых на себя обязательств является представление в адрес Организатора конкурса нотариально заверенных копий свидетельств о регистрации транспортных средств и паспортов транспортных средств, которые планируется использовать для регулярных перевозок на маршруте. В случае, если заявленные транспортные средства принадлежат участнику открытого конкурса, в отношении которого принято решение о выдаче свидетельства и карт маршрута регулярных перевозок, не на праве собственности, в обязательном порядке прилагаются нотариально заверенные копии договоров аренды, лизинга и прочих подобных документов.
ИП <…> на основании принятого конкурсной комиссией решения, зафиксированного в итоговом протоколе от 19.06.2020г., предоставлено право на получение свидетельства об осуществлении перевозок. Следовательно, данный участник конкурса принял на себя обязательство в срок до 29 июня 2020г. включительно подтвердить наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой.
В материалах дела имеются копии документов, предоставленных ИП <…> в Департамент, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в Конкурсе. Это копии копий паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, заверенных нотариусом нотариального округа Борисоглебского городского округа Воронежской области Олениной Ольгой Владимировной. Нотариальное заверение данных документов состоялось 02.07.2020г. и 03.07.2020г. о чем на каждой копии имеется соответствующая запись, скрепленная печатью нотариуса <…>.
Так как, документы являющиеся таким подтверждением должны быть нотариально заверены, из содержания заверенных нотариусом <…> документов, установлено нарушение сроков предоставления подтверждения.
Таким образом, комиссия Воронежского УФАС России установила нарушение десятидневного срока, исчисляемого со дня размещения Организатором конкурса на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведении итогов открытого конкурса, предусмотренного для предоставления подтверждения наличия на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Пунктом 5.4 конкурсной документации, Департамент, как организатор конкурса, наделен обязанностью по отказу в выдаче победителю Конкурса, в рассматриваемом случае ИП <…>, свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, если организатор открытого конкурса или конкурсная комиссия установит, что Претендент, участник открытого конкурса, единственный участник открытого конкурса или Победитель открытого конкурса не соответствует требованиям, указанным в пункте 5.1 настоящего раздела конкурсной документации или не предоставил информацию, предусмотренную разделом 8 конкурсной документации.
Разделом 5 конкурсной документации предусмотрено, что Департамент обязан принять решение об отказе от выдачи победителю конкурса ИП <…> свидетельств об осуществлении перевозок по нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, так как победитель Конкурса не исполнил своей обязанности, предусмотренной в свою очередь пункта 8.1 конкурсной документации. Такой отказ должен быть оформлен протоколом об отказе от выдачи победителю открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок по нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок с обоснованием такого решения и с указанием информации, которая не представлена победителем открытого конкурса.
Бездействие Департамента по исполнению обязанности по отказу в выдаче ИП <…>, свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, так как последним в установленный десятидневный срок не исполнено обязательство по предоставлению документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в Конкурсе, на данном этапе снова поставило данного хозяйствующего субъекта в преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, тем самым ограничило конкуренцию.
При этом, как установлено в пункте 5.11 конкурсной документации, право на получение свидетельств осуществления перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок должно было быть предоставлено участнику Конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер – ИП <…>.
Однако, в нарушение установленного порядка 08.07.2020г. Департаментом издан приказ № 62-01-06/236 «О внесении сведений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Воронежской области», на основании которого ИП <…> выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок 518Б Борисоглебск-Воронеж, 594 Борисоглебск-Терновка, 654 Борисоглебск-Октябрьское-Новохоперск и карты маршрутов регулярных перевозок, что является грубым нарушением действующего законодательства.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия антимонопольного органа принимает решение по итогам рассмотрения жалобы с учетом всех выявленных нарушений.
Частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ установлено «Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения…». Данная общая норма гражданского законодательства, предусматривает обязанность Департамента соблюсти процедуру публикации извещения о проведении Конкурса, в срок не позднее чем за тридцать дней до проведения торгов.
В рассматриваемом случае, проводимые Департаментом торги в форме Конкурса на право осуществления пассажирских перевозок не входят в перечень исключений, предусмотренных частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.
Успешность торгов зависит от их информационного обеспечения. Для принятия решения об участии или неучастии в открытых (публичных) торгах потенциальному претенденту требуется определенное время. Оно необходимо, чтобы оценить условия торга и свои возможности для победы в нем, именно поэтому претендент должен быть ознакомлен в установленный срок с опубликованным извещением о торгах, которое по общему правилу должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Публикация извещения с условиями ограничения 30-ти дневного интервала с момента публикации извещения о проведении Конкурса до момента подведения итогов самого конкурса является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными. Действия Департамента по сокращению законодательно установленного тридцатидневного срока с момента публикации извещения до момента проведения самого Конкурса противоречит основным принципам и целям Закона «О защите конкуренции», в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В рассматриваемом случае, действия Департамента по публикации извещения, проведении Конкурса осуществлены с нарушением требований общей нормы законодательства, закрепленной в части 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, оценив имеющиеся материалы и доказательства в рамках настоящего дела, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что Организатором конкурса существенно нарушен порядок организации и проведения Конкурса.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <…> на действия Департамента промышленности и транспорта Воронежской области при организации и проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Воронежской области (лот № 3), обоснованной.
2. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
3. Передать материалы настоящего дела для привлечения ответственных должностных лиц Департамента промышленности и транспорта Воронежской области к административной ответственности.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                   А.В. Логошин
Члены Комиссии                                               А.В. Капранчиков
                                                                        Н.А. Грибанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны