Решение б/н Решение от 10.10.2018 года по делу №461-160Р от 10 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 461-160Р
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«27» сентября 2018 года город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Попов В.Г. – заместитель руководителя Управления,
члены Комиссии: Козинина О.Г. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, Михина Н.Н. – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 461-160Р по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125040, ИНН 7714072839, далее - ФГУП «ВГТРК») в лице филиала ГТРК «Воронеж» (ул. Карла Маркса, 114, г. Воронеж, 394036, ГРН 6157748693833), части 1 статьи 14 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в отсутствие представителей ФГУП «ВГТРК», ГТРК «Воронеж» (надлежащим образом уведомлены),
УСТАНОВИЛА:
Воронежским УФАС России установлено распространение 03.07.2018г. (в вечернем выпуске) в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Вести Воронеж» телевизионного ролика, касающегося деятельности компании АГРОЭКО и открытия в городе Воронеж магазина АГРОЭКО маркет.
Указанный телевизионный ролик содержит, в том числе информацию следующего содержания:
Ведущий: «Один из крупнейших производителей свинины АГРОЭКО открыл специализированный магазин на Центральном рынке Воронежа/…/. Особый подход к производству позволило АГРОЭКО достичь оптимальных показателей по жирности и вкусовым характеристикам».
<…> (<…> управляющей компании АГРОЭКО): «Мы контролируем весь процесс выращивания свинины, начиная от закупки ингредиентов до выращивания зерна, приготовления кормов, содержания свиней и заканчивая приготовлением мяса. В 17 году мы произвели 90 тыс. тонн мяса в живом весе, в 18 уже ранее построенные площадки выходят на полную мощь мы произвели 150 тыс. тонн, примерно 7-е место по России.
Ведущий: «На всех свиных комплексах АГРОЭКО внедряют новые технологии/…/». В вышеуказанном телевизионном ролике неоднократно демонстрируется логотип «АГРОЭКО».
24.08.2018 года Воронежским УФАС России возбуждено дело № 461-160Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж». Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут 18.09.2018 (Определение исх. № 03-16/4400 от 24.08.2018г.).
14.09.2018 от ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Ходатайство Комиссией удовлетворено.
Кроме того, ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» предоставила правовую позицию по делу 461-160Р из которой следует, в том числе, что: «03.07.2018 был осуществлен очередной отдельный выпуск информационной телепередачи «Вести Воронеж», распространителем которой являлся ВГТРК, в лице филиала ГТРК «Воронеж», что было указано в выходных данных передачи. Вышеуказанный информационный сюжет по своей актуальности, волнующей аудиторию тематике соответствовал характеристикам новости. По содержанию, форме подачи информации соответствовал объективным, общим признакам информационной телепередачи «Вести Воронеж»: сообщение в виде репортажа, его предварение комментарием ведущего «Вести Воронеж». Воронежскому УФАС России представлен договор от 29.06.2018 года № 224 на оказание услуг по информационному обеспечению. Следует отметить, что заключение такого договора не противоречит закону о СМИ, осуществлено в рамках принципа свободы массовой информации, а также актуальных информационных поводов о волнующих население о развития агропромышленного комплекса, вопросам импортозамещения и поддержке местных производителей. Таким образом, информационный сюжет об открытии в городе Воронеже магазина компании АГРОЭКО, основанного на реализации населению продукции, производимой в Воронежской области, являлся составной частью телепередачи «Вести Воронеж», представлял собой новость. Будучи частью передачи, не мог ее прервать. Следовательно, перед его показом не могло быть размещено предупреждение о дальнейшей трансляции рекламы по правилам ч. 1 ст. 14 закона о рекламе. В действиях ГТРК «Воронеж» отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
18.09.2018 для всестороннего рассмотрения дела, Комиссия приняла решение о выделении в отдельное производство дело № 461-160Р. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут 27.09.2018г. (Определение исх. № 03-16/5075 от 18.09.2018 о выделении дела в отдельное производство), срок рассмотрения дела 461-160Р продлен до 24.11.2018г. (Определение исх. № 03-16/5076 от 18.09.2018 о продлении срока рассмотрения дела).
Комиссия, ознакомившись с материалами дела № 461-160Р, изучив предоставленные материалы, принимая во внимание пояснения лиц, участвующих в деле пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе», прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Комиссия, исследовав и просмотрев предоставленную в материалы дела трансляцию рассматриваемого видеоролика, пришла к выводу о том, что информация, транслируемая в видеоролике адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания именно к деятельности и продукции компании АГРОЭКО, к формированию и поддержанию интереса именно к указанной компании, а также способствует продвижению товаров указанной компании на рынке. Следовательно, рассматриваемый «сюжет» является рекламой, в связи с чем, в соответствии с законодательством РФ о рекламе должен предваряться сообщением о последующей рекламе.
Распространение рассматриваемой рекламы не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы, что является нарушением части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
Довод ВГТРК, в лице филиала ГТРК «Воронеж», указанный в правовой позиции от 14.09.2018г. о том, что данный сюжет имеет исключительно информационный характер и поэтому не должен предваряться сообщением о рекламе, обоснованно отклонен Комиссией как не состоятельный.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что в рассматриваемом сюжете (Вести Воронеж) на 11:27 – 11:45 мин. содержится выступление <…> – <…> департамента аграрной политики Воронежской области следующего содержания: «В ближайшее время компания планирует реализовать еще один из крупнейших, серьезнейших проектов на территории Воронежской области с объемом инвестиций порядка 14 млд. рублей. Это завершающий будет элемент в создании в Павловском муниципальном районе перерабатывающего производства».
Также, на 10:20 - 10:27 мин. в указанном сюжете демонстрировалось открытие магазина АГРОЭКО (перерезания красной ленточки) <…> департамента аграрной политики Воронежской области <…>, которое сопровождалось текстом ведущего следующего содержания: «/…/уже в день открытия в магазин на Центральном рынке пришли десятки покупателей говорят удобно, теперь в одном месте можно приобрести свинину в вакуумной упаковке/…/».
Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемом сюжете содержится указание на одобрение должностным лицом органа государственной власти объекта рекламирования (деятельность и продукция компании АГРОЭКО) исходя из постановки сюжета, сопровождения соответствующим текстом, монтажом видеоряда.
В связи с тем, что содержание текста и монтаж сюжета осуществлялся ВГТРК, в лице филиала ГТРК «Воронеж», Комиссия пришла к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ВГТРК, в лице филиала ГТРК «Воронеж».
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается, согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе пунктом 2 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела № 461-160Р в материалах дела отсутствует информация об устранении ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» допущенного нарушения, Комиссии находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
На основании части 1 статьи 14, пункта 2 части 5 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей следующую рекламу:
- Ведущий: «Один из крупнейших производителей свинины АГРОЭКО открыл специализированный магазин на Центральном рынке Воронежа/…/. Особый подход к производству позволило АГРОЭКО достичь оптимальных показателей по жирности и вкусовым характеристикам».
<…> (<…> управляющей компании АГРОЭКО): «Мы контролируем весь процесс выращивания свинины, начиная от закупки ингредиентов до выращивания зерна, приготовления кормов, содержания свиней и заканчивая приготовлением мяса. В 17 году мы произвели 90 тыс. тонн мяса в живом весе, в 18 уже ранее построенные площадки выходят на полную мощь мы произвели 150 тыс. тонн, примерно 7-е место по России.
Ведущий: «На всех свиных комплексах АГРОЭКО внедряют новые технологии/…/»,
распространенную Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала ГТРК «Воронеж» 03.07.2018г. в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Вести Воронеж» (с 20 час. 44 мин. до 20 час. 59 мин. (мск),
поскольку указанная реклама нарушает требования части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе»;
- признать ненадлежащей рекламу, содержащую выступление <…> – <…> департамента аграрной политики Воронежской области следующего содержания: «В ближайшее время компания планирует реализовать еще один из крупнейших, серьезнейших проектов на территории Воронежской области с объемом инвестиций порядка 14 млд. рублей. Это завершающий будет элемент в создании в Павловском муниципальном районе перерабатывающего производства (на 11:27 - 11:45 мин.), распространенную Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала ГТРК «Воронеж» 03.07.2018г. в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Вести Воронеж» (с 20 час. 44 мин. до 20 час. 59 мин. (мск), поскольку указанная реклама нарушает требования пункта 2 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно содержит указание на то, что объект рекламирования (деятельность и продукция компании АГРОЭКО) прямо одобряется должностным лицом органа государственной власти.
2. Выдать ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» предписание о прекращении нарушения:
- пункта 2 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» путем снятия ненадлежащей рекламы, содержащей указание на одобрение должностным лицом органа государственной власти (<…> - <…> департамента аграрной политики Воронежской области) объекта рекламирования (деятельность и продукция компании АГРОЭКО) с распространения;
- части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» путем снятия ненадлежащей рекламы с распространения, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе (в части разграничения распространения рекламной информации от нерекламной - предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы).
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено «10» октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В. Г. Попов
Члены Комиссии О. Г. Козинина
Н.Н. Михина

Связанные организации

Связанные организации не указаны