Решение б/н Решение от 29.08.2018 года по делу №467-з от 31 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы Регионального общественного экологического фонда «Гражданин» на действия муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж
(дело № 467-з)
29.08.2018г. г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Михин С.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии:
представителя муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района»: <…>,
представителя уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж: <…>; <…>;
представителя Регионального общественного экологического фонда «Гражданин»: <…>,
рассмотрев жалобу Регионального общественного экологического фонда «Гражданин» на действия муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж в части несоблюдения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при проведении открытого электронного аукциона на поставку реагентов противогололедных (реестровый номер торгов 0131300000618001810),
у с т а н о в и л а:
22.08.2018г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба Регионального общественного экологического фонда «Гражданин» (далее — Заявитель) на действия муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж в части несоблюдения Закона о контрактной системе при проведении открытого электронного аукциона на поставку реагентов противогололедных (реестровый номер торгов 0131300000618001810) (далее – Аукцион).
По мнению Заявителя были нарушены положения Закона о контрактной системе при организации аукциона выразившиеся не указания в числе обязательных требований о наличии у участников закупки во второй части заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию предлагаемого к поставке реагента противогололедного.
Представители муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
15.08.2018 года уполномоченным органом — Управлением муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реагентов противогололедных (реестровый номер торгов 0131300000618001810).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно извещению об аукционе, документации об аукционе к поставке требуется «Реагент противогололедный» с определенными техническими характеристиками.
В процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссия установила, что противогололедный реагент представляет собой твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах ("Требования к противогололедным материалам. ОДН 218.2.027-2003" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р) (далее - Требования к противогололедным материалам).
Согласно п 9.2. "ГОСТ 12.1.007-76 противогололедные материалы по степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности не ниже 3 (умеренно опасные). В связи с чем, ГОСТ 12.1.007 содержит ряд требований о безопасности указанных реагентов с точки зрения воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст. 33 Закона об охране окружающей среды экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
На основании ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Между тем, согласно п. 6 ст. 30 Закона об экологической экспертизе реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Таким образом, в контексте вышеуказанных положений, а также положений Закона о контрактной системе действия Заказчика по не включению в документацию о закупке требования о включении подобного заключения в состав заявок на участие в закупке фактически предоставляют возможность любым участникам товарного рынка средства для внедрения и реализации товара, не отвечающего требованиям законодательства, а также в ущерб интересам добросовестных участников закупки.
Максимальное количество лиц, желающих принять участие в закупке, должно быть оправдано с точки зрения законности действий заказчика по выявлению лица, заключение и исполнение государственного контракта с которым в наибольшей степени отвечает целевому и эффективному расходованию бюджетных средств.
Кроме того, исключение подобных требований способно привести к нерациональному расходованию бюджетных средств - также ввиду закупки товара, реализация которого изначально затруднительна и, может быть, вовсе исключена.
Тогда как, в соответствии со ст. 12 Закона о контрактной системе достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективного расходования бюджетных средств при осуществлении закупок являются одними из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок, соблюдение которых, равно как и достижение целей, установленных Законом о контрактной системе, обеспечит соответствие действий заказчиков требованиям Закона о контрактной системе.
Наряду с изложенным, предоставление документа о соответствии товара требованиям законодательства лишь на стадии исполнения контракта также, в свою очередь, допускает возможность заключения контракта с лицом, неспособным к исполнению обязательств с учетом всех требований законодательства, и влечет для заказчика риск поставки товара, не отвечающего требованиям законодательства об охране окружающей среды.
Вышеуказанное, на стадии исполнения контракта несет собой для Заказчика риск неэффективной реализации бюджетных программ, что, в свою очередь, сопровождается потерей времени, отсутствием возможности исполнения обязанностей с использованием указанного товара, а также может обернуться дополнительными расходами для Заказчика.
Тогда как предоставление документов о соответствии товара требованиям законодательства, указанных в ч. 3 ст. 6 Закона о контрактной системе, на стадии подачи заявок исключает вышеназванные риски и позволяет удовлетворить потребность Заказчика в получении товара, отвечающего требованиям законодательства, заключив контракт с участником аукциона, обладающим реальной возможностью исполнения обязательств на условиях, оговоренных в Аукционной документации и государственном контракте.
Изучив документацию об аукционе, Комиссия установила, что она не содержит требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж нарушении п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части не установления требования о наличии у участников закупки во второй части заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию предлагаемого к поставке реагента противогололедного.
Следует отметить, что Комиссией принята во внимание позиция по вышеизложенному вопросу отраженная в письме ФАС России от 23.07.2018г. №АК/57142/18 «О конкурентных процедурах при закупках противогололедных реагентов», а также в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26.01.2018г. №05-12-42/5441 «О государственной экологической экспертизе противогололедных реагентов».
Кроме того, в процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссия установила, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0131300000618001810-3 от 30.08.2018г. на участие в аукционе было подано и допущено к участию 4 заявки участника, по результатам проведенного электронного аукциона снижение в ходе проведенных торгов составило 38,94% от начальной (максимальной) цены. Комиссия также установила, что Заявитель не является поставщиком реагента противогололедного, в связи с чем его права и законные интересы не нарушены действиями заказчика и уполномоченного органа.
Руководствуясь ч. 15 ст. 99, ч.8 ст.106 Закона о закупках, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Регионального общественного экологического фонда «Гражданин» на действия муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части не установления требования о наличии у участников закупки во второй части заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию предлагаемого к поставке реагента противогололедного.
3. Учитывая результат проведенного электронного аукциона, отсутствие факта нарушенных прав и законных интересов Заявителя предписание об устранении выявленного нарушения заказчику и уполномоченному органу не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 29.08.2018 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Член Комиссии Р.В. Колмаков

Связанные организации

Связанные организации не указаны