Решение б/н Решение от 29.08.2018 года по делу №467-з от 31 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы Регионального общественного экологического фонда «Гражданин» на действия муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж
(дело № 467-з)
29.08.2018г. г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Михин С.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии:
представителя муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района»: <…>,
представителя уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж: <…>; <…>;
представителя Регионального общественного экологического фонда «Гражданин»: <…>,
рассмотрев жалобу Регионального общественного экологического фонда «Гражданин» на действия муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж в части несоблюдения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при проведении открытого электронного аукциона на поставку реагентов противогололедных (реестровый номер торгов 0131300000618001810),
у с т а н о в и л а:
22.08.2018г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба Регионального общественного экологического фонда «Гражданин» (далее — Заявитель) на действия муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж в части несоблюдения Закона о контрактной системе при проведении открытого электронного аукциона на поставку реагентов противогололедных (реестровый номер торгов 0131300000618001810) (далее – Аукцион).
По мнению Заявителя были нарушены положения Закона о контрактной системе при организации аукциона выразившиеся не указания в числе обязательных требований о наличии у участников закупки во второй части заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию предлагаемого к поставке реагента противогололедного.
Представители муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
15.08.2018 года уполномоченным органом — Управлением муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реагентов противогололедных (реестровый номер торгов 0131300000618001810).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно извещению об аукционе, документации об аукционе к поставке требуется «Реагент противогололедный» с определенными техническими характеристиками.
В процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссия установила, что противогололедный реагент представляет собой твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах ("Требования к противогололедным материалам. ОДН 218.2.027-2003" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р) (далее - Требования к противогололедным материалам).
Согласно п 9.2. "ГОСТ 12.1.007-76 противогололедные материалы по степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности не ниже 3 (умеренно опасные). В связи с чем, ГОСТ 12.1.007 содержит ряд требований о безопасности указанных реагентов с точки зрения воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст. 33 Закона об охране окружающей среды экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
На основании ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Между тем, согласно п. 6 ст. 30 Закона об экологической экспертизе реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Таким образом, в контексте вышеуказанных положений, а также положений Закона о контрактной системе действия Заказчика по не включению в документацию о закупке требования о включении подобного заключения в состав заявок на участие в закупке фактически предоставляют возможность любым участникам товарного рынка средства для внедрения и реализации товара, не отвечающего требованиям законодательства, а также в ущерб интересам добросовестных участников закупки.
Максимальное количество лиц, желающих принять участие в закупке, должно быть оправдано с точки зрения законности действий заказчика по выявлению лица, заключение и исполнение государственного контракта с которым в наибольшей степени отвечает целевому и эффективному расходованию бюджетных средств.
Кроме того, исключение подобных требований способно привести к нерациональному расходованию бюджетных средств - также ввиду закупки товара, реализация которого изначально затруднительна и, может быть, вовсе исключена.
Тогда как, в соответствии со ст. 12 Закона о контрактной системе достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективного расходования бюджетных средств при осуществлении закупок являются одними из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок, соблюдение которых, равно как и достижение целей, установленных Законом о контрактной системе, обеспечит соответствие действий заказчиков требованиям Закона о контрактной системе.
Наряду с изложенным, предоставление документа о соответствии товара требованиям законодательства лишь на стадии исполнения контракта также, в свою очередь, допускает возможность заключения контракта с лицом, неспособным к исполнению обязательств с учетом всех требований законодательства, и влечет для заказчика риск поставки товара, не отвечающего требованиям законодательства об охране окружающей среды.
Вышеуказанное, на стадии исполнения контракта несет собой для Заказчика риск неэффективной реализации бюджетных программ, что, в свою очередь, сопровождается потерей времени, отсутствием возможности исполнения обязанностей с использованием указанного товара, а также может обернуться дополнительными расходами для Заказчика.
Тогда как предоставление документов о соответствии товара требованиям законодательства, указанных в ч. 3 ст. 6 Закона о контрактной системе, на стадии подачи заявок исключает вышеназванные риски и позволяет удовлетворить потребность Заказчика в получении товара, отвечающего требованиям законодательства, заключив контракт с участником аукциона, обладающим реальной возможностью исполнения обязательств на условиях, оговоренных в Аукционной документации и государственном контракте.
Изучив документацию об аукционе, Комиссия установила, что она не содержит требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж нарушении п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части не установления требования о наличии у участников закупки во второй части заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию предлагаемого к поставке реагента противогололедного.
Следует отметить, что Комиссией принята во внимание позиция по вышеизложенному вопросу отраженная в письме ФАС России от 23.07.2018г. №АК/57142/18 «О конкурентных процедурах при закупках противогололедных реагентов», а также в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26.01.2018г. №05-12-42/5441 «О государственной экологической экспертизе противогололедных реагентов».
Кроме того, в процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссия установила, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0131300000618001810-3 от 30.08.2018г. на участие в аукционе было подано и допущено к участию 4 заявки участника, по результатам проведенного электронного аукциона снижение в ходе проведенных торгов составило 38,94% от начальной (максимальной) цены. Комиссия также установила, что Заявитель не является поставщиком реагента противогололедного, в связи с чем его права и законные интересы не нарушены действиями заказчика и уполномоченного органа.
Руководствуясь ч. 15 ст. 99, ч.8 ст.106 Закона о закупках, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Регионального общественного экологического фонда «Гражданин» на действия муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика — Муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Ленинского района» и уполномоченного органа — Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части не установления требования о наличии у участников закупки во второй части заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию предлагаемого к поставке реагента противогололедного.
3. Учитывая результат проведенного электронного аукциона, отсутствие факта нарушенных прав и законных интересов Заявителя предписание об устранении выявленного нарушения заказчику и уполномоченному органу не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 29.08.2018 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Член Комиссии Р.В. Колмаков