Решение б/н Решение от 31.08.2016 года по делу №487-18.1 от 7 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Базис» на действия Заказчика - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту ортопедического отделения 2 корпуса БУЗ ВО ВОКБ №1 (извещение № 31603945559)
(дело № 487-18.1)
31.08.2016                                                                                                              г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия) в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, зам. руководителя - начальник  отдела; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор, Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей:
заказчика - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1»: <…>; <…>;
в присутствии представителя ООО «Базис»: <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Базис» на действия Заказчика - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту ортопедического отделения 2 корпуса БУЗ ВО ВОКБ №1 (извещение №  331603945559) (далее — аукцион, закупка), установила:
24.08.2016 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО «Базис» (далее - Заявитель) на действия Заказчика - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту ортопедического отделения 2 корпуса БУЗ ВО ВОКБ №1 (извещение №  331603945559).
По мнению Заявителя были нарушены его права и законные интересы действиями закупочной комиссии заказчика, выразившимися в принятии решения об отказе ООО «Базис» в допуске к участию в аукционе по причине не предоставления в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона Российской Федерации 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225. Кроме того, Заявитель полагает, что требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки вышеназванной лицензии установлено заказчиком не законно.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе, необоснованными, действия закупочной комиссии и заказчика соответствующими законодательству.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), руководствуясь ч.ч. 16, 17 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» относится к юридическим лицам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг, регулируется Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает по правилам данной статьи жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
29.07.2016 года заказчиком - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки и документация о закупке на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту ортопедического отделения 2 корпуса БУЗ ВО ВОКБ №1 (извещение № 331603945559).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 22.08.2016 года  участник закупки ООО «Базис» не допущен к участию в аукционе по причине: несоответствия заявки участника аукциона требованиям п.13.2 раздела 1.1 «Общие положения аукциона» и п.18 раздела 1.2 «информационная карта» части 1 «аукцион в электронной форме» документации об аукционе: в составе заявки участника отсутствует копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона Российской Федерации 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона № 223-ФЗ При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно п.9 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пп.9.1.1 п.9.1 раздела 9 «Требования к участникам закупок, условия допуска» Положения о закупке товаров, работ, услуг БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» от 18.03.2016г. при осуществлении закупок заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.
Согласно п.16 «Требования к участникам закупки» информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено требование о наличии  действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона Российской Федерации 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225. Аналогичное требование содержится также в п.18 «Требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе» информационной карты документации об аукционе.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническом) обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонт) средств обеспечения пожарной безопасности здании и сооружении» утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонт) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническом) обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС).
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в приложении к Положению.
Выполнение работ по монтажу, техническом обслуживанию и ремонту систем пожарной охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, а так же монтажу, техническому обслуживанию и ремонту системы оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ являющиеся объектом закупки входят в данный перечень.
Таким образом, требования о наличии лицензии МЧС устанавливаются не к участнику аукциона, а конкретно к выполняемым работам в том смысле, что вышеприведенные работы должны выполняться лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ.
Необходимо отметить, что при установлении требований к участникам закупки, в случаях, когда предметом закупки является капитальный ремонт, а именно капитальный ремонт ортопедического отделения 2 корпуса БУЗ ВО ВОКБ №1, необходимо руководствоваться нормами Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса, виды работ по строительству, реконструкции, капитальном) ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние па безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно н 4.3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (далее — свидетельство СРО).
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком па основании договора физическое или юридическое лицо.
Таким образом, Комиссия полагает, что для выполнения работ по капитальному ремонту ортопедического отделения 2 корпуса БУЗ ВО ВОКБ №1 участник закупки должен обладать и предоставить в составе заявке на участие в аукционе свидетельство СРО.
Изучив документацию об аукционе, Комиссия пришла к выводу, что работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав строительных работ, в частности капитального ремонта, в связи с чем указание требования к участнику закупки о наличии лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений при осуществлении закупки строительных работ, в частности капитального ремонта, является неправомерным.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением ч.1 ст.2 Закона № 223-ФЗ.
При этом, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
Таким образом, действия Заказчика - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1», установившего в документации об Аукционе требование о наличии у участников закупки копии действующей лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений при проведении аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту ортопедического отделения 2 корпуса БУЗ ВО ВОКБ №1 нарушают ч.1 ст.2 Закона № 223-ФЗ.
Данная правовая позиция подтверждается многочисленной судебной практикой, в том числе: Определение Верховного суда Российской Федерации от 06 июля 2016 гола №306-КГ16-7480 по делу № А65-14159/2015; Определение Верховного суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года №304-КГ16-6125 по делу № А75-6068/2015 и другие.
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО «Базис» на действия Заказчика - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту ортопедического отделения 2 корпуса БУЗ ВО ВОКБ №1 (извещение №  331603945559) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» нарушение требований ч.1 ст.2 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в установлении в документации об аукционе требования о наличии у участников действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
3. Предписание Заказчику - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» не выдавать в связи с возможностью устранения указанных нарушений на стадии рассмотрения заявок на участие в аукционе.
4. Выдать закупочной комиссии Заказчика - БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» предписание об устранении выявленного нарушения, допущенного заказчиком.
Резолютивная часть объявлена 31.08.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09.06.2015 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                               Д.Ю. Чушкин
Члены комиссии                                                                            Р.В. Колмаков
                                                                                                     Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны