Решение б/н Решение от 12.12.2014 года по делу №499-15к от 24 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 499-15к
12 декабря 2014 года                                                                                                 г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 02.12.2014г.
Решение в полном объеме изготовлено 12.12.2014г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 499-15к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии,
в присутствии:
представителей Заявителя - ОАО «Промсвязьбанк» Ярославский филиал Операционный офис «Воронежский» - <…>, <…>;
представителей ответчика — Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области — <…>, <…>;
рассмотрев материалы дела № 499-15к, возбужденного 27.10.2014г. в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (г. Воронеж, ул. Ф.Энгельса, 18) по признакам нарушений части 1 статьи 15, части 2 статьи 18 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в принятии Приказа № 151 от 26.08.2014г. «Об утверждении порядка проведения и условия конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия счетов Фонда капитального ремонта многоквартирных домов», содержащего ряд положений, ограничивающих конкуренцию и создающих дискриминационные условия, установила:
29.09.2014г. в Воронежское УФАС России поступили заявления ОАО «Промсвязьбанк» операционный офис «Воронежский» Ярославского филиала на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее — Управление ЖКХиЭ Воронежской области) по изданию Приказа № 151 от 26.08.2014г. «Об утверждении порядка проведения и условия конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия счетов Фонда капитального ремонта многоквартирных домов», содержащего ряд положений, ограничивающих конкуренцию и создающих дискриминационные условия.
В результате рассмотрения и проверки доводов, изложенных в заявлениях установлено, что Управлением ЖКХиЭ Воронежской области Приказом № 151 от 26.08.2014г. утвержден Порядок проведения и условия конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия счетов Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, разделом 4 которого предусмотрены критерии оценки предложений кредитных организаций, в том числе и такие как «величина собственных средств банка», «доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований в уставном капитале кредитной организации», а также критерий оценки - «наличие возможности автоматического обмена данными между учетной системой оператора и банком, без использования банк клиента».
По мнению Заявителя, установление подобных требований (критериев) создает нескольким кредитным организациям преимущественные условия участия в торгах и ставит их в более выгодные условия хозяйствования на рынке.
Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя, считают установление вышеуказанных требований в Порядке о проведении конкурса правомерным и обоснованным.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, выслушав мнения сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 499-15к пришла к следующим выводам.
Отношения, связанные с деятельностью регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Жилищным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 167 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
Постановлением Правительства Воронежской области от 10.10.2013г. № 884 «О создании фонда, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (регионального оператора)» создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее — Фонд капитального ремонта).
26.08.2014г. Управление ЖКХиЭ Воронежской области Приказом № 151 утвердило Порядок проведения и условия конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия счетов Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее — Порядок проведения конкурса), разделом 4 которого предусмотрены критерии оценки предложений кредитных организаций, в том числе и такие как «Величина собственных средств банка»:
Свыше 200 млрд. рублей — 15 баллов,
От 100 до 200 млрд. рублей — 10 баллов;
От 20 до 100 млрд. рублей — 5 баллов.
«Доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований в уставном капитале кредитной организации:
Величина доли в уставном капитале свыше 50% - 5 баллов;
Величина доли в уставном капитале от 25% до 50% - 3 балла;
Величина доли в уставном капитале от 0 до 25% - 2 балла;
Величина доли в уставном капитале отсутствует — 0 баллов»,
а также критерий оценки - «наличие возможности автоматического обмена данными между учетной системой оператора и банком, без использования банк клиента». Установление подобных критериев, по мнению Заявителя, способствует ограничению конкуренции.
На основании утвержденного Порядка проведения конкурса, 16.09.2014г. Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области были проведены:
конкурс по отбору российских кредитных организаций на открытие банковского счета для открытия счета регионального оператора, на котором формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, владельцем которого определен региональный оператор;
конкурс по отбору российской кредитной организации на право заключения договора на открытие банковского счета для открытия счета для перечисления средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных в бюджете области на долевое финансирование проведения капитального ремонта на счете регионального оператора, средств государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов.
Часть 3 статьи 180 Жилищного кодекса РФ определяет, что региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 Жилищного кодекса РФ и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Положения настоящей части распространяются также на открытие региональным оператором специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно части 2 статьи 176 Жилищного кодекса РФ специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Часть 2 статьи 18 Закона о защите конкуренции определяет, что при проведении открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить требования, направленные на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, за исключением требований о наличии, в том числе, определенных размеров уставного капитала, собственных средств, активов, а также о наличии соответствия иным характеристикам финансовой организации и (или) ее деятельности в абсолютных показателях, если только требование о соответствии таким характеристикам не установлено законодательством Российской Федерации.
Управлением ЖКХ и Э Воронежской области, по установленным в Порядке проведения конкурса критериям, каких-либо торгов проведено не было.
Рассматривать Фонд капитального ремонта, проводившего конкурсы по отбору российских кредитных организаций, в том числе по критерию «Величина собственных средств банка» как субъект части 2 статьи 18 Закона о защите конкуренции не может быть рассмотрен, поскольку положения данной статьи в данном случае не могут быть применимы.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции
Приказ № 151 от 26.08.2014г. «Об утверждении порядка проведения и условия конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия счетов Фонда капитального ремонта многоквартирных домов» не может быть рассмотрен как акт органа власти, ограничивающий конкуренцию, применимо к данной ситуации, поскольку по результатам объявленных конкурсных процедур было подано 8 заявок по первому конкурсу и 9 по второму, что свидетельствует о наличии конкуренции между участниками конкурсов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по изданию приказа от 26.08.2014г. № 151 «Об утверждении порядка проведения и условия конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия счетов Фонда капитального ремонта многоквартирных домов» не установлено нарушений антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Производство по делу № 499-15к возбужденное в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по признакам нарушений части 1 статьи 15, части 2 статьи 18 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны