Решение №036/07/3-1264/2021 по результатам рассмотрения жалобы АО «Техно-Композит» на де... от 22 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1264/2021
по результатам рассмотрения жалобы АО «Техно-Композит» на действия заказчика ПАО «ВАСО» при организации открытого аукциона в электронной форме
22.12.2021                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2021
Решение в полном объеме изготовлено 22.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя;
Колмаков Р.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля органов власти;
Субботин С.Г. - член Комиссии, специалист - эксперт,
в присутствии:
представителя ПАО «Ил» <…>;
представителя заявителя – АО «Авиаагрегат» <…>;
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

у с т а н о в и л а:
08.12.2021 г., в Воронежское УФАС России, из ФАС России, поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Техно-Композит» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) публичного акционерного общества «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» (в настоящий момент — филиал ПАО «Ил»-ВАСО) (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме "2349-2021-01315 Поставка композитных изделий" (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32110695913) (далее – Аукцион).
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. К числу таких торгов относится аукцион в электронной форме, проводимый в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Как следует из доводов жалобы, при заключении договора по результатам Аукциона, Заказчиком на 15% снижена цена по договору, в связи с тем, что товар Заявителя происходит из иностранного государства, согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925). Вместе с тем, товар, предлагаемый Заявителем, происходит из государств – членов Всемирной торговой организации (далее – ВТО), и в связи с этим исходя из п. 8 Постановления № 925, товарам из указанных стран приоритет должен предоставляться наравне с товарами из Российской Федерации и стран-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
Согласно второму доводу жалобы вторым участником представлены недостоверные сведения о стране производителя товара.
Представители Заказчика выразили несогласие с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в ходе заседания Комиссии, а так же в письменном возражении, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просит отказать.
В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.
Закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к которым относится Заказчик, регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Закупочная деятельность Заказчика регулируется Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупках).
Пунктом 6.1.1 Положения о закупках предусмотрено проведение Заказчиком аукциона в электронной форме.
04.10.2021 г. Заказчиком в ЕИС размещено Извещение о проведении Аукциона
Извещением о проведении Аукциона установлена следующая информация:
- дата начала подачи заявок: 04.10.2021г.;
- дата и время окончания срока подачи заявок, место их подачи: 10:00 (по местному времени организатора закупки) «15» 10 2021 года в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом ЭТП.
- дата рассмотрения первых частей заявок: «21» 10 2021 года.
- дата проведения аукциона: «25» 10 2021 года.
- дата рассмотрения вторых частей заявок: «28» 10 2021 года.
- дата подведения итогов закупки: «28» 10 2021 года.
- срок заключения договора: Не ранее 10 дней и не позднее 20 дней со дня официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки, с учетом особенностей, предусмотренных документацией о закупке.
Предмет договора: поставка композитных изделий.
1.    Относительно довода о заключении договора по цене, сниженной на 15%.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
Согласно п. 3 Постановления № 925, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.
Согласно Аукционной документации, закупка производится с учётом положений Постановления № 925.
Пунктом 4.23. Аукционной документации предусмотрено, что 4.23.1 в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора (предоставление приоритета).
Заявителем была сформирована и подана заявка на участие Аукционе, Заявителю присвоен номер 287479. Согласно заявке Заявителя, к поставке предлагались товары происходящие из Соединённых Штатов Америки (далее – США) и Великого Герцогства Люксембург (далее – Люксембург). Согласно данным с официального сайта ВТО (https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm), указанные страны являются членами ВТО, таким образом, на них распространяется действие Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (далее – ГАТТ 19940 и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (в составе ГАТТ 1994) (далее – ГАТТ 1947).
Согласно протоколу № 327амсп от 28.10.2021 г. (с изменениями от 11.11.2021 г.) победителем Аукциона признан участник с номером 287479, со снижением предложенной им ценой договора на 15%.
Вместе с тем, комиссия обращает внимание на тот факт, что в соответствии с п. 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений ГАТТ 1994 и Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.
Так, ВТО признает права государств устанавливать подобные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе в сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 ГАТТ 1994 включает в себя положения ГАТТ 1947, приложенного к заключительному акту, принятому по завершении второй сессии подготовительного комитета конференции организации объединенных наций по торговле и занятости (исключая протокол о временном применении), с уточнениями, поправками или изменениями, внесенными на основании положений правовых актов, которые вступили в силу до даты вступления в силу соглашения о ВТО.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГАТТ 1947 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон.
В соответствии с пунктом 4 статьи III части II ГАТТ 1947 товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. положения этого пункта не препятствуют применению дифференцированных внутренних сборов за перевозку, которые основаны исключительно на экономических показателях средств транспорта, а не на национальном происхождении товара.
Согласно пункту 1 статьи ГАТТ 1947 договаривающиеся стороны признают, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю продажу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение или использование товаров, и внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства.
Таким образом, иностранной продукции стран - участниц указанных соглашений необходимо предоставить приоритет наравне с российской продукцией.
Указанный вывод нашёл своё отражение в судебной практике (определение Верховного суда РФ от 23.01.2020 г. № 303-ЭС19-12126, постановление Арбитражного суда Московского округа от 1607.2021 г. по делу № А40-224387/2017) практике центрального аппарата ФАС России (решения ФАС России от 02.06.2021 г. № 223ФЗ-281/21 и от 18.04.2017 г. № 223ФЗ-333/17), а также письмах федеральных органов исполнительной власти (письма Минфина России от 07.07.2020 № 24-03-08/58599, от 23.01.2020 г. № 24-03-08/3829, письмо Минэкономрзвития России от 24.04.2017 г. № Д28и-1656).
Учитывая изложенное, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о нарушении заказчиком п. 8 Постановления № 925, выразившееся в снижении цены договора с Заявителем, предложившему товар из стран-членов ВТО.
2. Относительно довода жалобы о предоставлении вторым участником Аукциона недостоверных сведений о стране производителя товара, Комиссия установила следующее.
Согласно п. 7.2. Аукционной документации, участники указывают в техническом предложении сведения о производителе товара с указанием страны.
В соответствии с п. 13 Информационной карты подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара – по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.2.
Пунктом 14 Информационной карты установлено, что документы, подтверждающих соответствие продукции не требуются в составе заявки.
Согласно п. 5 требований к составу заявки (приложение № 2 к Информационной карте) предоставление копий документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям законодательства, установленным в разд. 9 (техническое задание) не требуются.
Таким образом, исходя из положений Аукционной документации, от участника не требовались документы, подтверждающие происхождение товара.
Согласно п. 4.15.5. Аукционной документации в ходе рассмотрения вторых частей заявок комиссия Заказчика вправе проверить актуальность и достоверность предоставленных в составе заявки документов и сведений путем использования официальных сервисов органов государственной власти или иным законным способом. Однако обязанность проведения такой проверки документацией не предусмотрено.
Учитывая, вышеизложенное, а так же то факт, что Заявителем не представлено доказательств предоставления вторым участником Аукциона недостоверных сведений, Комиссия Воронежского УФАС России признаёт данный довод жалобы необоснованным.
Решая вопрос о выдаче предписания, Комиссия учитывает тот факт, что выявленное нарушение повлекло за собой нарушения прав и законных интересов Заявителя, выразившееся в снижении предложенной им цены договора. Учитывая данный факт, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, в соответствии ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Техно-Композит» на действия (бездействие) публичного акционерного общества «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» (в настоящий момент — филиал ПАО «Ил»-ВАСО) при проведении аукциона в электронной форме "2349-2021-01315 Поставка композитных изделий" (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32110695913)  обоснованной.
2. Выдать акционерному обществу «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
3. Направить информацию о результатах рассмотрения настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту выявленного нарушения.

Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                       А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                   Р.В. Колмаков
                                                                             С.Г. Субботин

Связанные организации

Связанные организации не указаны