Решение №036/01/11-873/2020 по делу по признакам нарушения ООО «Строй технология», ИП <…... от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 036/01/11-873/2020 о нарушении антимонопольного законодательства
26.04.2021 г.                                                                                                 г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 12.04.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 26.04.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее по тексту – УФАС по ВО, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Михин С.В. – заместитель руководителя Управления-начальник отдела антимонопольного контроля;
Члены Комиссии:
Рощупкина Ю.В. – начальник отдела контроля закупок;
Мелкумян Г.М. – государственный инспектор отдела контроля закупок;
Панкратьева Е.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев дело № 036/01/11-873/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Строй технология» (далее по тексту – ООО «Строй технология»; ИНН/КПП 3666187205/366601001, ОГРН 1133668041143, дата регистрации 17.09.2013 г., юридический адрес: 394030, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Революции 1905 года, д. 3, оф. 5), индивидуальным предпринимателем <…> (далее по тексту – ИП <…>) и индивидуальным предпринимателем <…> (далее по тексту – ИП <…>) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело или могло привести повышению, снижению или поддержанию цен на торгах в ходе проведения аукциона в электронной форме № 0131200001020003475, в отсутствие представителей ответчиков (о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежащим образом), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, а также статьей 41 Закона о защите конкуренции,

У С Т А Н О В И Л А:
06.05.2020 г. в Управление поступило заявление от ООО «СК-Престиж» по вопросу правомерности действий ИП <…>, ИП <…>. и ООО «Строй технология» при участии в электронном аукционе № 0131200001020003475.
В связи с изложенным, УФАС по ВО, не ограничиваясь доводами, указанными в заявлении ООО «СК-Престиж», в полном объеме провело проверку правомерности действий ИП <…>, ИП <…> и ООО «Строй технология».
В связи с установлением в действиях ИП <…>, ИП <…> и ООО «Строй технология» признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело или могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах при проведении электронного аукциона № 0131200001020003475, было возбуждено дело № 036/01/11-873/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 11.09.2020 г. в 14 час. 00 мин. (мск).
11.09.2020 г. представители ООО «Строй технология», ИП <…> и ИП <…> на рассмотрение дела 036/01/11-873/2020 о нарушении антимонопольного законодательства не явились, о времени и месте были извещены надлежащим образом.
В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, а также обеспечения участия в рассмотрении настоящего дела привлеченных в качестве ответчиков лиц, рассмотрение дела № 036/01/11-873/2020 о нарушении антимонопольного законодательства отлагалось до 14.10.2020 г., 25.11.2020 г., 22.12.2020 г., 25.02.2021 г., 24.03.2021 г., 12.04.2021 г.
Комиссией УФАС по ВО установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП <…> прекратила предпринимательскую деятельность 12.08.2020 г.
Кроме того, определением от 25.11.2020 г., в связи с установлением признаков нарушения антимонопольного законодательства, привлечена к участию в рассмотрении дела № 036/01/11-873/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика индивидуальный предприниматель <…> (далее по тексту – ИП <…>), которая, как следует из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, также прекратила предпринимательскую деятельность 14.01.2021 г.
Изучив материалы дела, в том числе предоставленные в Управление письменные объяснения ИП <…> и ООО «Строй технология», выслушав аргументы представителей последнего, участвующих в рассмотрении настоящего дела, Комиссия УФАС по ВО приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Сферой применения указанного закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признается картелем и устанавливается запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции перечислены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к которым относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно части 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Законом о защите конкуренции не установлены специальные требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.12.2010 №9966/10 изложил позицию, согласно которой Закон о защите конкуренции содержит специальное определение понятия соглашения для целей применения антимонопольного законодательства. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применению в данном случае не подлежат.
Антиконкурентное соглашение подобно сделке, которая может быть совершена устно и считается, в соответствии с частью 2 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершённой также в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Поэтому с учётом фактических действий сторон подобное устное соглашение может быть признано заключённым, исполняющимся или исполненным.
Таким образом, соглашение по смыслу антимонопольного законодательства не равнозначно понятию гражданско-правового договора. Соглашение является выражением воли двух или более участников.
Согласованность выражается, во-первых, в осведомлённости каждого из участников о намерении другого участника действовать определённым образом.
Во-вторых, согласованность воли невозможна без намерения каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников. Таковы два неотъемлемых признака соглашения по конкурентному праву. При этом, помимо письменного и устного соглашения, оно может быть заключено посредством конклюдентных действий.
Из вышеизложенного следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу в ходе осуществления конкурентных процедур. Консолидация же хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке нарушает установленные антимонопольным законодательством запреты.
При этом, анализ поведения участников с точки зрения экономической выгоды, рентабельности снижения цены и ее адекватности как таковой не входит в предмет доказывания по данной категории дел. При нарушении хозяйствующим субъектом пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции возможность наступления последствий в виде влияния на конкуренцию презюмируется, следовательно, не доказывается.
Поведение хозяйствующих субъектов-конкурентов, выразивших желание участвовать в торгах, характеризуется наличием конкурентной борьбы. В силу взаимосвязанных положений статей 2, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации целью участия хозяйствующих субъектов в торгах является извлечение прибыли. Консолидация и кооперация, то есть осведомленность о совместных действиях, априори позволяет извлечь выгоду от антиконкурентного соглашения: взаимная договоренность ведет к незначительному снижению цен, обеспечивая неконкурентные преимущества в виде экономии денежных средств, что невозможно при конкурентной борьбе.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела № 036/01/11-873/2020 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением было установлено следующее.
Государственными заказчиками Воронежской области было проведено 7 аукционов в электронной форме с реестровыми №№ 0131200001020003475, 0131200001020001680, 0131200001020003758, 0131200001020001447, 0331300062020000029, 0131200001020004063, 0131300000620002179 (далее по тексту - Аукционы).
В указанных Аукционах, в том или ином составе, приняли участие ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>.
ООО «Строй технология» признано победителем в аукционах в электронной форме с реестровыми №№ 0131200001020003475 и 0131200001020004063, с которым по результатам указанных торгов были заключены государственные контракты на суммы 4 648 888,00 и 23 888 800,00 рублей соответственно со снижением начальной (максимальной) цены контрактов на 7,21 и 15,29%.
ИП <…> признана победителем в аукционе в электронной форме с реестровым № 0131200001020001447 со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 45,5%, протоколом от 20.04.2020 г. № ППУ1 признана уклонившимся от заключения контракта. В связи с изложенным, 16.06.2020 г. УФАС по ВО ИП <…> была включена в реестр недобросовестных поставщиков.
В рамках рассмотрения настоящего дела, на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, был проведён анализ состояния конкуренции на торгах от 26.11.2020 г., согласно которому, в период проведения рассматриваемых Аукционов, ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> являлись между собой конкурентами за право заключения государственных контрактов.
Антиконкурентное соглашение, заключенное между ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, при их участии в разных составах в Аукционах, явствует из общей картины их проведения, совокупности доказательств, собранных при проведении проверки правомерности действий ответчиков по настоящему делу.
Рыночное поведение участников антиконкурентных соглашений характеризуется утратой автономности (независимости) и оправдано лишь в качестве модели группового поведения, когда достижение цели отдельным участником соглашения возможно лишь в результате сложного ролевого поведения всего коллектива действующих согласованно хозяйствующих субъектов.
Управлением в ходе изучения и анализа материалов настоящего дела установлено, что ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…> и ИП <…> заключили между собой ограничивающее конкуренцию соглашение и совместно, при участии в разных составах в Аукционах, реализовали единую стратегию поведения, которая заключалась в следующем.
В целях реализации антиконкурентного соглашения и устранения конкурентной борьбы ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…> и ИП <…> использовали такую схему единого стратегического поведения, как вид картеля «таран», которая предполагает участие нескольких взаимосвязанных хозяйствующих субъектов.
Цель названной схемы - заставить добросовестных участников аукциона, введенных в заблуждение резким снижением цены, отказаться от конкурентной борьбы и дать возможность одному из участников антиконкуретного соглашения заключить контракт по максимально возможной цене.
Вступившие в картель участники торгов изначально подав заявки, не соответствующие требованиям, установленным аукционной документацией, намеренно снижая начальные (максимальные) цены контрактов своими предложениями (до экономически «непривлекательного» уровня цен контрактов для других участников закупки), зная при этом, что по вторым частям их заявки будут отклонены, позволили заранее определенному участнику – ООО «Строй технология» стать победителем государственных закупок с реестровыми №№ 0131200001020003475 и 0131200001020004063.
Указанные действия ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> подтверждаются их поведением в ходе подготовки и участия в исследованных Аукционах, описание которых приводится далее.

Заявка на электронный аукцион № 0131200001020003475

Статус заявки

Полное наименование участника

Время подачи

Первая часть

Не соответствует требованиям

ИП <…>

23.04.2020 18:38

Первая часть

Не соответствует требованиям

ИП <…>

23.04.2020 19:57

Первая часть

Соответствует требованиям

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

17.04.2020 16:08

Вторая часть

Не соответствует требованиям

ИП <…>

23.04.2020 18:38

Вторая часть

Не соответствует требованиям

ИП <…>

23.04.2020 19:57

Вторая часть

Соответствует требованиям

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

17.04.2020 16:08

 

Ценовые предложения участников электронного аукциона № 0131200001020003475

Время

Предложение

ИП <…>

24.04.2020 13:01

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:00

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:00

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:00

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:01

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:03

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:00

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:01

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:01

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:00

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:01

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:01

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:01

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:00

<…>

ИП <…>

24.04.2020 13:00

<…>

ООО "СК-"ПРЕСТИЖ"

24.04.2020 13:00

<…>

ООО "СК-"ПРЕСТИЖ"

24.04.2020 13:00

<…>

ООО СК "ЕВРОСТИЛЬ"

24.04.2020 13:00

<…>

ООО СК "ЕВРОСТИЛЬ"

24.04.2020 13:00

<…>

ООО "ВСК РАЗВИТИЕ"

24.04.2020 13:11

<…>

ООО "ХАУСФУЛ"

24.04.2020 13:01

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

24.04.2020 13:23

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

24.04.2020 13:00

<…>

 

Заявки участников электронного аукциона

Статус заявки

Участник

Время подачи

Первая часть  № 0131200001020003758

Не соответствует требованиям

ИП <…>

06.05.2020 20:33

Первая часть № 0131200001020003758

Не соответствует требованиям

<…>

08.05.2020 23:41

Первая часть №  0131200001020001447

Не соответствует требованиям

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

14.03.2020 19:22

Первая часть № 0131200001020001447

Не соответствует требованиям

ИП <…>

17.03.2020 21:57

Первая часть № 0131200001020001680

Соответствует требованиям

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

23.03.2020 18:11

Первая часть  № 0131200001020001680

Соответствует требованиям

<…>

24.03.2020 21:07

Первая часть № 0131200001020001680

Соответствует требованиям

ИП <…>

24.03.2020 22:53

Первая часть № 0131200001020001447

Соответствует требованиям

<…>

17.03.2020 21:55

Вторая часть № 0131200001020003758

Не соответствует требованиям

ИП <…>

06.05.2020 20:33

Вторая часть № 0131200001020003758

Не соответствует требованиям

<…>

08.05.2020 23:41

Вторая часть № 0131200001020001447

Не соответствует требованиям

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

14.03.2020 19:22

Вторая часть № 0131200001020001447

Не соответствует требованиям

ИП <…>

17.03.2020 21:57

Вторая часть № 0131200001020003758

Соответствует требованиям

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

06.05.2020 21:01

Вторая часть № 0131200001020001680

Соответствует требованиям

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

23.03.2020 18:11

Вторая часть № 0131200001020001680

Соответствует требованиям

<…>

24.03.2020 21:07

Вторая часть № 0131200001020001680

Соответствует требованиям

ИП <…>

24.03.2020 22:53

Вторая часть № 0131200001020001447

Соответствует требованиям

<…>

17.03.2020 21:55

 

Ценовые предложения участников электронного аукциона  № 0131200001020003758

Время

Предложение

ООО "ОЛИМПСТРОЙМОНТАЖ"

13.05.2020 13:03

<…>

ООО "ОЛИМПСТРОЙМОНТАЖ"

13.05.2020 13:20

<…>

ООО "СТРОЙМАСТЕР"

13.05.2020 13:09

<…>

ИП <…>

13.05.2020 13:00

<…>

ИП <…>

13.05.2020 13:00

<…>

ИП <…>

13.05.2020 13:00

<…>

ИП <…>

13.05.2020 13:00

<…>

ИП <…>

13.05.2020 13:01

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

13.05.2020 13:00

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

13.05.2020 13:21

<…>

ООО "СК-"ПРЕСТИЖ"

13.05.2020 13:20

<…>

ООО "СК АЛЬТЕРНАТИВА"

13.05.2020 13:21

<…>

<…>

13.05.2020 13:00

<…>

<…>

13.05.2020 13:00

<…>

<…>

13.05.2020 13:00

<…>

<…>

13.05.2020 13:00

<…>

<…>

13.05.2020 13:01

<…>

ООО "ВСК РАЗВИТИЕ"

13.05.2020 13:11

<…>

ООО "СИСТЕМА  БЕЗОПАСНОСТИ"

13.05.2020 13:01

<…>

ООО "ВЕКТОР"

13.05.2020 13:12

<…>

ООО "АЛЕКСЕЕВКАСТРОЙСЕРВИС"

13.05.2020 13:00

<…>

ООО "АЛЕКСЕЕВКАСТРОЙСЕРВИС"

13.05.2020 13:00

<…>

ООО "АЛЕКСЕЕВКАСТРОЙСЕРВИС"

13.05.2020 13:00

<…>

 

Ценовые предложения участников электронного аукциона  № 0131200001020001680

Время

Предложение

ООО "ПРОММОНТАЖСТРОЙ"

27.03.2020 11:51

<…>

ООО "ПРОММОНТАЖСТРОЙ"

27.03.2020 11:45

<…>

ООО "ЭКРИ ПЛЮС"

27.03.2020 12:00

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

27.03.2020 11:45

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

27.03.2020 12:10

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

27.03.2020 11:45

<…>

<…>

27.03.2020 11:46

<…>

<…>

27.03.2020 11:48

<…>

<…>

27.03.2020 11:45

<…>

<…>

27.03.2020 11:46

<…>

<…>

27.03.2020 11:46

<…>

<…>

27.03.2020 11:45

<…>

ООО "СЕРВИС КОМПЛЕКТ"

27.03.2020 11:45

<…>

ИП <…>

27.03.2020 11:45

<…>

ИП <…>

27.03.2020 11:45

<…>

ИП <…>

27.03.2020 11:45

<…>

ИП <…>

27.03.2020 11:46

<…>

ИП <…>

27.03.2020 11:46

<…>

ИП <…>

27.03.2020 11:48

<…>

 

Ценовые предложения участников электронного аукциона  № 0131200001020001447

Время

Предложение

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

23.03.2020 13:21

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

23.03.2020 13:00

<…>

ИП <…>

23.03.2020 13:01

<…>

ИП <…>

23.03.2020 13:00

<…>

ИП <…>

23.03.2020 13:01

<…>

ИП <…>

23.03.2020 13:01

<…>

<…>

23.03.2020 13:01

<…>

<…>

23.03.2020 13:01

<…>

<…>

23.03.2020 13:00

<…>

<…>

23.03.2020 13:01

<…>

<…>

23.03.2020 13:01

<…>

ООО "ВЭЛФ-СТРОЙ"

23.03.2020 13:18

<…>

 

Заявки участников электронного аукциона

Статус заявки

Участник

Время подачи

Первая часть № 0131200001020004063

Контракт заключён

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

18.05.2020 20:26

Первая часть № 0131200001020004063

Не соответствует требованиям

ИП <…>

19.05.2020 22:42

Первая часть № 0131300000620002179

Не соответствует требованиям

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

03.11.2020 00:46

Первая часть № 0131300000620002179

Не соответствует требованиям

ИП <…>

03.11.2020 00:59

Вторая часть № 0131200001020004063

Контракт заключён

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

18.05.2020 20:26

Вторая часть № 0131200001020004063

Не соответствует требованиям

ИП <…>

19.05.2020 22:42

Вторая часть № 0131300000620002179

Не соответствует требованиям

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

03.11.2020 00:46

Вторая часть № 0131300000620002179

Не соответствует требованиям

ИП <…>

03.11.2020 00:59

 

Ценовые предложения участников электронного аукциона  0131200001020004063

Время

Предложение

ООО "ДКОМСТРОЙ"

20.05.2020 13:05

<…>

ООО "ДКОМСТРОЙ"

20.05.2020 13:03

<…>

ООО "ДКОМСТРОЙ"

20.05.2020 13:04

<…>

ООО "ДКОМСТРОЙ"

20.05.2020 13:04

<…>

ООО "РС"

20.05.2020 13:30

<…>

ООО "РС"

20.05.2020 13:02

<…>

ООО "РС"

20.05.2020 13:04

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

20.05.2020 13:30

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

20.05.2020 13:00

<…>

ООО "ОМЕГА"

20.05.2020 13:10

<…>

ИП <…>

20.05.2020 13:03

<…>

ИП <…>

20.05.2020 13:05

<…>

ИП <…>

20.05.2020 13:04

<…>

ИП <…>

20.05.2020 13:00

<…>

ИП <…>

20.05.2020 13:10

<…>

ИП <…>

20.05.2020 13:05

<…>

ООО СК "РЕЗОН"

20.05.2020 13:30

<…>

 

Ценовые предложения участников электронного аукциона № 0131300000620002179

Время

Предложение

ИП <…>

06.11.2020 11:27

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:06

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:06

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

06.11.2020 11:27

<…>

ООО "СТРОЙ ТЕХНОЛОГИЯ"

06.11.2020 11:01

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:08

<…>

ИП <…>

06.11.2020 11:07

<…>

Факт заключения между ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) и участия в нем также подтверждается следующими, имеющимися в материалах настоящего дела, доказательствами:
1. При подаче соответствующих заявлений на получение электронных цифровых подписей в удостоверяющий центр ООО «Сертум-Про» ИП <…> и ИП <…> был указан один и тот же адрес электронной почты: <…>.
2. В указанных заявлениях, поданных в удостоверяющий центр ООО «Сертум-Про» для получения электронных цифровых подписей, ИП <…> и ИП <…> был указан один и тот же контактный телефон <…>.
3. В сведениях об электронных цифровых подписях ИП <…> и ИП <…> также указан один и тот же адрес электронной почты: <…>.
4. При аккредитации на электронной торговой площадке ИП <…> был указан адрес электронной почты: <…>.
5. Таким образом, информация, направляемая электронной торговой площадкой участнику торгов – ИП <…>, в том числе сведения о присвоении порядкового номера, направлялась на один и тот же адрес электронной почты <…>, который был указан в качестве контактного как ИП <…>, так и ИП <…>, являющимися конкурентами при участии в Аукционах, что свидетельствует об осведомленности ИП <…> о порядковых номерах ИП <…>.
6. Между ООО «Строй технология» и ИП <…> был заключен договор тендерного сопровождения с целью участия в электронной аукционе № 0131200001020003475, в связи с чем последним составлялась и направлялась от имени ООО «Строй технология» соответствующая заявка на электронную торговую площадку, подавались ценовые предложения, а также подписывался государственный контракт.
7. С целью исполнения ИП <…> договора тендерного сопровождения, генеральный директор ООО «Строй технология» <…> передал ей свою электронную цифровую подпись, что подтверждается письменными объяснениями последнего, имеющимися в материалах настоящего дела.
8. Между ИП <…> и ИП <…> был заключен договор тендерного сопровождения с целью обеспечения последним участия ИП <…> в неограниченном количестве государственный закупок в период с 01.04.2020 г. по 31.05.2020 г., в связи с чем ИП <…> составлялись и направлялись соответствующие заявки от имени ИП <…> на электронную торговую площадку и подавались ценовые предложения.
9. С целью исполнения ИП <…> договора тендерного сопровождения, ИП <…> передала ей свою электронную цифровую подпись, что подтверждается письменными объяснениями последней, имеющимися в материалах настоящего дела.
10. Составление и подача заявок для участия в аукционе с реестровым № 0131200001020003475, ценовых предложений, а также подписание государственного контракта от ООО «Строй технология» и ИП <…>, осуществлялось одним и тем же лицом – ИП <…>, являющейся конкурентом указанных хозяйствующих субъектов.
11. ИП <…> также было передано ИП <…> компьютерное оборудование, что подтверждается письменными объяснениями ИП <…> от 14.12.2020 г. № 28.
12. Документация ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…> и ИП <…> для участия в электронных аукционах с реестровыми №№ 0131200001020003758, 0131200001020001680, № 0131200001020001447, 0331300062020000029, 0131200001020004063 составлялась на одном компьютерном оборудовании с наименованиями учетных записей «<…>» и «<…>». Cовпадение данных свойств файлов заявок участников электронных аукционов, при условии создания (сохранения) их на разных компьютерах, невозможно в силу следующих обстоятельств: учетная запись - это хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам; учетная запись задается пользователем и используется в ходе аутентификации при входе в систему. Таким образом, совпадение имени учетной записи, создавшей и/или изменившей файл возможно только в случае их создания на одном устройстве. Использование одной учетной записи при формировании заявок на участие в торгах от разных организаций подтверждается и ее персонификацией.
13. Направление ООО «Строй технология», ИП <…> и ИП <…> идентичного по размеру, наименованию, оформлению по форме, содержанию, количеству слов, пунктуации и шрифту файла с наименованием «Декларация» для участия в электронном аукционе № 0131200001020001447, что подтверждается сведениями, предоставленными торговой электронной площадкой в ответ на запрос Управления.
14. Также ИП <…> и ИП <…> была направлена идентичная по размеру, наименованию, оформлению по форме, содержанию, количеству слов, пунктуации и шрифту заявка для участия в электронном аукционе № 0331300062020000029;
15. В рамках проведения электронного аукциона № 0131200001020003475, IP-адрес подачи заявки ИП <…> и подачи ценовых предложений в рамках данных торгов ООО «Строй технология», идентичен - <…>;
16. Использование одного и того же IP-адреса при подаче ИП <…> и ИП <…> заявок на участие в электронном аукционе № 0131200001020001447 - <…>. IP-адрес (Internet Protocol Address) представляет собой уникальный сетевой адрес устройства, в том числе компьютера, построенный по протоколу IP (межсетевой протокол). При таких обстоятельствах использование указанными хозяйствующими субъектами одних и тех же IP-адресов означает использование ими единой технологической инфраструктуры, необходимой для участия в торгах, что позволяет сделать вывод о совместной подготовке и координировании этими хозяйствующими субъектами своих действий по участию в государственных закупках.
17. Отсутствие экономического обоснования поведения участников антиконкурентного соглашения - ИП <…>, ИП <…> и ИП <…>, создавших преимущество для другого участника указанного соглашения - ООО «Строй технология», не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли.
18. Отсутствие рационального объяснения расходов ИП <…>, ИП <…> и ИП <…> по внесению обеспечения заявок для участия в Аукционах при реальном отсутствии цели заключения контрактов по итогам торгов, кроме того объясняется, что такое поведение имеет иную мотивацию и является результатом реализации группового «стратегического» поведения, направленного на предоставление преимуществ иному определенному участнику торгов - ООО «Строй технология». При этом согласно части 1 статьи 2 ГК РФ установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядок. Таким образом, финансовые затраты ИП <…>, ИП <…> и ИП <…> на участие в Аукционах, в рассматриваемом случае, экономически нецелесообразны.
19. Согласно протоколам подведения итогов в 2 из 7 рассматриваемых Аукционов (с реестровыми №№ 0131200001020003475, 0131200001020004063) ООО «Строй технология» признано победителем с ценой контрактов на 4 648 888,00 и 23 888 800,00 рублей соответственно со снижением начальной (максимальной) цены контрактов на 7,21 и 15,29 %. При этом, в ходе проведения аукциона № 0131200001020003475 ИП <…> и ИП <…> подавались ценовые предложения со снижением начальной (максимальной) стоимости контракта до 3001419,05 и 3056472,1 рублей соответственно. Помимо этого, в ходе проведения аукциона № 0131200001020004063 ИП <…> подавалось ценовое предложение со снижением начальной (максимальной) цены контракта до 22561272 рублей. С учетом имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, установлен факт поддержания ответчиками цен при участии в указанных государственных закупках, поскольку в результате их согласованных действий добросовестные участники рассматриваемых торгов были исключены из конкурентной борьбы, что подтверждается в том числе жалобой ООО «СК-Престиж», поступившей в Управление.
20. Согласно протоколам подведения итогов в 1 из 7 рассматриваемых Аукционов (с реестровым № 0131200001020001447) ИП <…> признана победителем в аукционе в электронной форме с реестровым № 0131200001020001447 со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 45,5%. Однако, соответствующим протоколом от 20.04.2020 г. № ППУ1 ИП <…> признана уклонившимся от заключения контракта, в связи с чем, 16.06.2020 г. УФАС по ВО последняя была включена в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, в ряде случаев, а именно в рамках проведения электронных аукционов с реестровыми №№ 0131200001020003475, 0131200001020004063, 0131200001020001447, консолидация ответчиками своих действий позволила им исключить из конкурентной борьбы добросовестных участников государственных закупок, в частности ООО «СК-Престиж», ООО «Омега» и ООО «Вэлф-Строй», устранить ценовое соперничество и добиться поддержания и снижения цен  в Аукционах.
При этом, по смыслу статьи 11  Закона о защите конкуренции рассматриваемое антимонопольное нарушение считается совершенным в момент достижения договоренности: как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нарушение состоит в достижении участниками договоренности, в связи с чем антимонопольный орган не должен доказывать фактическое исполнение условий договоренности (постановление от 21 декабря 2010 года N 9966/10).
Результаты проведенных аукционов с реестровыми №№ 0131200001020003475, 0131200001020004063 и 0131200001020001447 являются следствием реализации ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…> и ИП <…> противоправного соглашения, которым предусматривалась единая стратегия поведения.
Подобные результаты торгов (с учетом количества участников, затраченных ими ресурсов для участия в рассматриваемых Аукционах, а также особенностей поведения представителей хозяйствующих субъектов на торгах), невозможны без полной информированности и полной осведомленности каждого из участника торгов о поведении и намерениях других участников следовать условиям ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на поддержание цен на высоком уровне.
При этом, отсутствуют доказательства и обоснованные пояснения ответчиков по настоящему делу о наличии объективных причин для нетипичного поведения в ходе Аукционов.
Действия ответчиков не могут быть объяснены с точки зрения целесообразности, необходимости и ориентированности на конкуренцию при участии в Аукционах. Наличие антиконкурентного соглашения позволило ответчикам извлечь преимущества, связанные с осуществлением деятельности в условиях отсутствия конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, указанные обстоятельства, характеризующие порядок действий ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…> и ИП <…>, позволяют прийти к выводу, что использование самостоятельными хозяйствующими субъектами единой инфраструктуры и совместная подготовка таких субъектов к торгам возможны только в случае предварительной договоренности, осуществленной для достижения единой цели реализуемой деятельности, поскольку хозяйствующие субъекты, конкурирующие между собой на соответствующем рынке, не могут действовать в интересах друг друга, и свидетельствующих о заключении такими лицами противоправного картельного соглашения, реализуемых с целью заключения по результатам торгов государственных контрактов по наиболее выгодной цене.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одними из основных функций антимонопольного органа являются принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях предупреждения монополистической деятельности ООО «Строй технология» и ИП <…>, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия ООО «Строй технология», ИП <…>, ИП <…> и ИП <…> по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен в ходе проведения электронных аукционов с реестровыми № 0131200001020003475, 0131200001020001680, 0131200001020003758, 0131200001020001447, 0331300062020000029, 0131200001020004063, 0131300000620002179, а равно участие в нем, нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Прекратить рассмотрение настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП <…> и ИП <…> в связи с прекращением ими предпринимательской деятельности.
3. Выдать ООО «Строй технология» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
4. Выдать ИП <…> предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                       C.В. Михин
Члены Комиссии:                                                                         Ю.В. Рощупкина
                                                                                                          Г.М. Мелкумян
                                                                                                       Е.В. Панкратьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны