Решение б/н по делу № 036/05/5-879/2019 от 11 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/5-879/2019
09 декабря 2019 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.В. Логошин - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
члены Комиссии: Козинина О.Г. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Давыдова О.В. – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/5-879/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Шинторг - Воронеж» (г. Липецк, ул. им. Генерала Меркулова, д. 31а, ИНН 4824045060) (далее – ООО «Шинторг - Воронеж») требований части 6 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – <…> ООО «Шинторг - Воронеж» <…>,
в присутствии заявителя - <…>
УСТАНОВИЛА:
Воронежским УФАС России 14.11.2019 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламном щите, расположенном по адресу г. Воронеж, Московский проспект, 56, рекламы магазина «ШИНТОРГ» следующего содержания: «ШИНТОРГ новый магазин в честь открытия война интернет – ценам/…/», с использованием образа «Родина-мать» (плакат времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!»), о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 14.11.2019 года.
Также 19.11.2019 в Воронежское УФАС России поступило обращение гражданки <…> (вх. № 01-10/985 от 19.11.2019) о нарушении ООО «Шинторг-Воронеж» законодательства РФ о рекламе. В своем заявлении Заявитель указывает на то, что по адресу Московский проспект, 56, распространяется реклама компании «Шинторг» с использованием образа «Родина-мать», что является, по мнению Заявителя, оскорблением и надругательством над памятью Великой Отечественной войны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе является новый магазин Шинторг.
Согласно данным из ЕГРЮЛ, место нахождения ООО «Шинторг-Воронеж», рекламодателя рассматриваемой рекламы: 398036, г. Липецк, ул. им. Генерала Меркулова, д. 31а, ИНН 4824045060, ОГРН 1084823017190.
В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
В связи с этим Воронежское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой России о наделении его полномочиями по рассмотрению дела № 036/05/5-879/2019р по признакам нарушения ООО «Шинторг-Воронеж», рекламодателя рассматриваемой рекламы 398036, г. Липецк, ул. им. Генерала Меркулова, д. 31а, ИНН 4824045060, ОГРН 1084823017190), законодательства Российской Федерации о рекламе (письмо от 21.11.2019 года № 03-16/7461).
04.12.2019 года в Воронежское УФАС России из ФАС России поступило письмо о наделении полномочиями на рассмотрение дела № 036/05/5-879/2019р по факту распространения ООО «Шинторг-Воронеж» рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (письмо от 04.12.2019 года исх. № АК/106474/19).
21.11.2019 года в отношении ООО «Шинторг-Воронеж» вынесено определение о возбуждении дела № 036/05/5-879/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут (мск) 09.12.2019 года.
На рассмотрение дела Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.
На рассмотрение дела ООО «Шинторг-Воронеж» были предоставлены документы (вх. № 01-11/3360 от 09.12.2019). В письменном объяснении <…> ООО «Шинторг-Воронеж» <…> сообщил следующее: «Действительно, нашей организацией был размещен рекламный плакат с изображением плаката «Родина-Мать» на рекламном щите, расположенном по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 56. Данный рекламный щит принадлежит нам на основании договора аренды рекламной конструкции № 643 от 11.02.2016 г. При разработке содержания данной рекламы нового магазина «Шинторг» наша организация не имела целью оскорбить чувства людей/…/». На заседании Комиссии <…> ООО «Шинторг-Воронеж» <…> поддержал доводы, изложенные в объяснениях, а также признал факт нарушения ФЗ «О рекламе».
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО «Шинторг-Воронеж» Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 5 «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» к непристойным образам сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
В рассматриваемой рекламе используется образ Родины матери с общеизвестного плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!», созданного художником Ираклием Тоидзе в 1941 году. Изображение «Родина-мать зовет!» сопровождается надписью «В честь открытия! война интернет-ценам!», что может оскорблять патриотические чувства людей, уважительно относящихся к истории России и Великой Отечественной войны, в том числе ветеранов, пожилых людей и др.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Шинторг-Воронеж».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Шинторг-Воронеж».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «ШИНТОРГ новый магазин в честь открытия война интернет – ценам/…/», с использованием образа «Родина-мать» (плакат времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!»), размещенную на рекламном щите, расположенном по адресу г. Воронеж, Московский проспект, 56, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Шинторг-Воронеж» предписание о прекращении нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 11 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                            А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                        О.Г. Козинина
                                                                                                      О.В. Давыдова

Связанные организации

Связанные организации не указаны