Решение №036/07/18.1-179/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Эксперт» на действия... от 1 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/18.1-179/2021
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Эксперт» на нарушение процедуры торгов
01.03.2021                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2021
Решение в полном объеме изготовлено 01.03.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, зам.руководителя-начальник отдела;
Капранчиков А.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
При дистанционном участии в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции представителей: заказчика – филиала АО «Концерн Роcэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» <…>, представителей заявителя ООО «Эксперт» <…> и <…>, рассмотрев жалобу ООО «Эксперт» на действия организатора торгов филиала АО «Концерн Роcэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» (далее — Организатор торгов, Заказчик) при проведении закупки в форме электронного конкурса на право заключения договора на поставку термопреобразователей и гильз защитных (идентификационный номер закупки 32109913750), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
08.02.2021г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Эксперт» (далее — Заявитель) на действия Организатора торгов, при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку термопреобразователей и гильз защитных (далее — Закупка).
Существо жалобы с которой обратился заявитель состоит в следующем. Имея намерение принять участие в Закупке, Заявитель считает, что Заказчиком установлены условия согласования предполагаемого к поставке товара с разработчиком проектно-сметной документации, при условии поставки эквивалента закупаемого товара, которые не позволят принять участие в Закупке тем потенциальным поставщикам, которые предложат к поставе товар, являющийся эквивалентом предмета закупки.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению. Срок рассмотрения жалобы однократно продлевался на основании части 14.1 Закона «О защите конкуренции».
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв.
Представитель Организатора торгов выразил несогласие с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просит отказать.
Изучив материалы дела, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия установила следующее.
Филиал АО «Концерн Роcэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» является лицом которое, в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) обязано осуществлять закупку товаров, работ и услуг преимущественно по итогам проведенных конкурентных процедур, руководствуясь в том числе Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 07.02.2012 № 37), в редакции с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 06.11.2020 №135 с учетом приказа генерального директора Госкорпорации «Росатом» от 27.02.2019 № 1/191-П (в редакции приказа Госкорпорации «Росатом» от 01.08.2019 № 1/787-П).
Основными целями названного Закона № 223-ФЗ являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия потенциальных поставщиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и предотвращение коррупции.
21.01.2021г. филиал АО «Концерн Роcэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместило извещение № 32109913750 о проведении электронного конкурса на право заключения договора на поставку термопреобразователей и гильз защитных.
В соответствии с документацией о Закупке к поставке предполагается следующий товар – термопреобразователи и гильзы защитные для проведения монтажных работ в период планово-предупредительного ремонта энергоблока №1 Нововоронежской АЭС-2.
Техническое задание на поставку оборудования было разработано на основании:
- «Плана-прогноза мероприятий по модернизации энергоблоков №4,5 и общестанционных объектов Нововоронежской АЭС, энергоблока №1,2 Нововоронежской АЭС-2 на 2021 год, рег. №НВОАЭС/ППМ-2021», утверждённого первым заместителем Генерального директора по эксплуатации АЭС АО «Концерн Росэнергоатом» <…> 31.07.2020 и введенного приказом на Нововоронежской АЭС №9/Ф07/2471-П от 27.08.2020;
- выпущенной проектно-сметной документации, разработанной генеральным проектировщиком АО «Атомэнергопроект» с применением технических средств, обеспечивающих безопасность объекта использования атомной энергии (п. 1.2.7. НП-001-15, разработанных на основании статьи 6 федерального закона от 21.11.1995г. № 170-ФЗ).
В составе закупочной документации, а именно Том 2 «Техническая часть» приведены фирменные наименования завода изготовителя закупаемого товара (в таблице «Спецификация» приведены наименования закупаемого товара со ссылками на технические условия). При этом заказчиком предусмотрена возможность поставки эквивалента закупаемого товара – в спецификации имеется отсылка «или эквивалент (в соответствии с п. 1.1-1.2)», а также параметры определения эквивалента.
Пункты 1.1-1.2 документации о Закупке Том 2 «Техническая часть» гласят: «В случае поставки аналога/эквивалента потребуется согласование ТУ/ТЗ на продукцию и внесение изменений в разработанную проектно-¬сметную документацию (ПСД), при этом в общую стоимость договора должны быть включены следующие затраты за счёт Поставщика:
- стоимость корректировки ПСД - 1 545 000,00 (Один миллион пятьсот сорок пять тысяч) руб. без НДС;
- стоимость согласования ТУ/ТЗ - 480 000,00 (Четыреста восемьдесят тысяч) руб. без НДС.
Также данными пунктами определен порядок согласования документации с АО «Атомэнергопроект»:
-  на стадии исполнения договора Поставщик официально направляет Технические условия (при изменении ТУ, проект извещения об изменении) или Техническое задание на изделие, на согласование в АО «Атомэнергопроект» (Россия, 105005, г. Москва, Бакунинская ул., д.7, стр.1; телефон: (495) 633-50-50; (499) 962-81-89; факс: (499) 265-09-74; e-mail: info@aep.ru) и информирует о необходимости корректировки ПСД;
- поставщик должен заключить договор с АО «Атомэнергопроект» на выполнение работ по согласованию ТУ/ТЗ и корректировке ПСД.
В составе закупочной документации имеется письмо АО «Атомэнергопроект» «О стоимости и сроках корректировки ПСД в случае закупки аналогов (модернизация) измерительных каналов температурного контроля в 10UJA и 10 UMA НВОАЭС-2». От АО «Атомэнергопроект» должно быть получено официальное согласование Технических условий (при изменении ТУ, согласование извещения об изменении) или Технического задания на изделие и комплект изменённой ПСД, который должен поставляться в составе комплекта документов на продукцию. Срок корректировки ПСД составляет – 3 месяца от получения ИДП. Стоимость согласования ТУ/ТЗ и стоимость корректировки ПСД указаны в письме АО «Атомэнергопроект» от 12.02.2020 № 02-01/3328 (Приложение 2).
Документацией о Закупке установлены следующие сроки проведения непосредственно самой закупочной процедуры, а также сроки заключения и исполнения контракта. Представитель заказчика пояснил, что сроки поставки оборудования установлены согласно графика ремонта энергоблоков АЭС России в 2021 году № ГР1.2.2.02.999.011-2020 от 15.07.2020г., согласованного с АО «СО ЕЭС» и утверждённого генеральным директором АО «Концерн Росэнергоатом» <…>, что в свою очередь является государственным заданием по обеспечению выработки и продажи электроэнергии для участников рынка.
Срок поставки товара, являющегося предметом Закупки, в соответствии с требованием заказчика - 15.05.2021.
В разделе документации «Том 1 «Общая и коммерческая часть» «Извещение о проведении процедуры» установлены сроки:
- отборочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке: не позднее 01.03.2021г.;
- оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки: не позднее 11.03.2021г.
- срок заключения договора: в течение 20 (двадцати) дней, но не ранее чем через 10 (десять) дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки, за исключением закрытого перечня случаев, определенных в самой документации.
При этом в составе документации «Том 1 Часть 3 «Проект договора» в пункте 5.3.1 изложено обязательство Покупателя (Заказчика): Обеспечить реализацию мер, направленных на выполнение Поставщиком/Изготовителем требований в области обеспечения качества оборудования, поставляемого в соответствии с Договором, в том числе организацию за счет собственных средств работы Специализированных организаций по оценке соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов путем выдачи Поручений на работы по оценке соответствия в форме приемки и в форме испытаний с учетом требований федеральных норм и правил НП-071-18 и «РД ЭО 1.1.2.01.713-2019 «Оценка соответствия в формах приемки, испытаний продукции для атомных станций. Положение». В пункте 5.1 «Ответственность сторон» РД ЭО 1.1.2.01.713-2019 приведены «зоны ответственности» АО «Концерн Росэнергоатом» и его филиалов, а именно: «Согласование и утверждение ТЗ, ТУ (разрабатываемых в рамках конкретного договора поставки или для всех филиалов Концерна - АС на продукцию» - таким образом не ясно, с какой целью и в каком объеме требуется согласование ТУ с АО «Атомэнергопроект». В Приложении «А» «Порядок привлечения специализированных организаций для проведения оценки соответствия продукции в формах приемки и испытаний», подпункт АЗ.2 РД ЭО 1.1.2.01.0713-2019 изложен порядок выдачи поручения специализированной организации: «Генподрядчик/ поставщик после заключения договора на поставку продукции и согласования/ утверждения технической документации, прошедшей оценку соответствия в форме экспертизы, не ранее чем за 45 дней до начала изготовления продукции изготовителем, направляет в Департамент качества/филиал Концерна-АС запрос о выдаче поручения специализированной организации на выполнение работ по оценке соответствия продукции в форме приемки и испытаний».
Таким образом, участник Закупки, являющийся потенциальным поставщиком, предложившим «эквивалент» закупаемого товара, в случае признания его победителем, сможет заключить договор не ранее 22.03.2021г., должен провести за свой счет силами АО «Атомэнергопроект» согласование ТУ и корректировку ПСД (длительностью 3 месяца), направить не ранее чем за 45 дней до начала изготовления продукции запрос о выдаче поручения специализированной организации, изготовить продукцию.
Т.е. к изготовлению оборудования Поставщик, предложивший эквивалент сможет приступить не ранее 04.08.2021г. при условии проведения необходимых согласований в трехмесячный срок и предварительном направлении (за 45 дней до начала изготовления продукции) запроса о выдаче поручения.
Следовательно, те потенциальные участники Закупки, которые предложат к поставке товар, являющийся эквивалентом закупаемой продукции, поставлены в неравные конкурентные условия по причине необходимости согласования внесения изменений в ТУ /ТЗ, так как для такого согласования необходим значительный срок, превышающий установленный Заказчиком срок исполнения контракта, заключаемого по итогам проведенной Закупки. Следовательно, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об подтвержденности довода жалобы Заявителя.
Дополнительно Заявителем приводится довод о дополнительных расходах, которые может понести участник Закупки, связанные с согласованием с разработчиком проекта технических условий/технического задания при предложении к поставе товара являющегося эквивалентом закупаемой продукции – термопреобразователей и гильз защитных, что также не позволяет принять участие в Закупке более широкому кругу лиц.
Из пояснений представителя Заказчика Комиссией установлено, что спецификация ТЗ полностью дублирует проектно-сметную документацию, разработанную АО «Атомэнергопроект» и в случае поставки эквивалента товара, указанного в составе проектной документации и техническом задании документации о Закупке необходимо внесение изменений в проектную документацию, согласование возможности применения такого товара, что связано со значительными временными и материальными затратами ресурсов. Вследствие чего в документации о Закупке приведены указанные требования.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России, принимая во внимание факт подачи двух заявок на участие в Закупке, считает что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в рамках рассмотрения настоящего дела.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России усматривает формальное нарушение части 6 статьи 3 Закона 223-ФЗ в действиях Организатора торгов — Филиала АО «Концерн Роcэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция», в части предъявления требований к условиям исполнения договора не в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора а именно установление в содержании документации такого срока согласования поставки эквивалента закупаемого товара, который значительно превышающего срок исполнения самого контракта.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Эксперт» на действия филиала АО «Концерн Роcэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» при организации закупки в форме электронного конкурса на право заключения договора на поставку термопреобразователей и гильз защитных (идентификационный номер закупки 32109913750), обоснованной.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                             А.В. Логошин
Члены Комиссии                                         А.В. Капранчиков
                                                                   Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны