Постановление №036/04/9.21-277/2020 по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «... от 7 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-277/2020 об административном правонарушении
07 октября 2020 г.                                                                                             г. Воронеж
Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., изучив материалы дела № 036/04/9.21-277/2020 об административном правонарушении, возбужденного 23.09.2020г. в отношении публичного акционерного общества «МРСК Центра» (ОГРН: 1046900099498; ИНН:6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004г.; 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителей ПАО «МРСК Центра»: <…>; <…>,

У С Т А Н О В И Л:
30.03.2020г. в Управление от гр. <…> поступило обращение (вх. № 01-10/277) по вопросу правомерности уклонения ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Воронежэнерго» (далее - ПАО «МРСК Центра») от выполнения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).
Как следует из обращения и приложенных к нему документов, 19.10.2019г. гр. <…> обратился в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: <…>.
30.10.2019г. сотрудником ПАО «МРСК Центра» гр. <…> по электронной почте был направлен текст договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и квитанция.
05.11.2019г. гр. <…> направил в ПАО «МРСК Центра» по электронной почте письмо с просьбой внести корректировки в проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (обращение № 0402293064 от 06.11.2019г.).
12.11.2019г. гр. <…> направил в ПАО «МРСК Центра» мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (обращение № 0203278098 от 12.11.2019г.).
16.12.2019г. сотрудником ПАО «МРСК Центра» гр. <…> по электронной почте был направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
09.01.2020г. гр. <…> направил в ПАО «МРСК Центра» по электронной почте мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (обращение № 0402309730).
Однако от ПАО «МРСК Центра» какого-либо ответа в адрес гр. <…> не поступало.
29.01.2020г. гр. <…> повторно направил в ПАО «МРСК Центра» по электронной почте мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (обращение № 0203338268), а также продублировал заказным письмом.
10.03.2020г. ПАО «МРСК Центра» получило от гр. <…> мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, что подтверждается информацией с сайта «Почта России».
Однако от ПАО «МРСК Центра» какого-либо ответа в адрес гр. <…> на момент составления обращения в Управление не поступало.
09.04.2020г. Управление, в связи с рассмотрением указанного обращения в целях проверки фактов, изложенных в нем, направило запрос/требование (исх. № 04-16/2276) в ПАО «МРСК Центра» о предоставлении следующей информации и документов (заверенных надлежащим образом копий):
1. Письменные объяснения по фактам, изложенным в обращении гр. <…> с указанием нормативных правовых оснований, а также с приложением соответствующих документов, подтверждающих ваши доводы.
2. Заявку(и) на технологическое присоединение объекта принадлежащего гр. <…> к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» с отметкой о получении последним.
3. Уведомление(я) о предоставлении недостающих сведений и документов, направленное филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» гр. <…> (приложив документ, подтверждающий отправление данного уведомления).
4. Договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия.
5. Мотивированный отказ(ы) от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, направленные гр. <…> в филиал ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» с отметкой о получении последним.
6. Всю имеющуюся переписку/информацию/документы по данному вопросу.
28.04.2020г. в Управление от ПАО «МРСК Центра» поступили запрашиваемая информация и документы, согласно которым сетевая организация 17.04.2020г. направила гр. <…> письмо (исх. № МР1-ВР/Р13-4/189) с приложением скорректированной оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <…> установлено, что в нарушение сроков, предусмотренных абзацем 18 пункта 15 Правил ПАО «МРСК Центра» только 17.04.2020г. направило гр. <…> скорректированную оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на мотивированный отказ от 09.01.2020г. от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (а должно было направить в срок до 23.01.2020г.), т.е. по истечении 70 рабочих дней.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 23.09.2020г. должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в отношении ПАО «МРСК Центра» был составлен протокол № 036/04/9.21-277/2020 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-277/2020 об административном правонарушении было назначено на 07.10.2020г.
05.10.2020г. в Управление от ПАО «МРСК Центра» поступили запрашиваемая определением о назначении дела № 036/04/9.21-277/2020 об административном правонарушении к рассмотрению информация и документы, согласно которым сетевая организация не направляла почтой оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, не направляло гр. <…> ответ на его  мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.01.2020г.
07.10.2020г. на рассмотрении настоящего дела присутствовали представители ПАО «МРСК Центра»: <…> и <…>, которым в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены их права и обязанности.
На рассмотрении настоящего дела представитель ПАО «МРСК Центра» <…> пояснила, что ненаправление сетевой организацией в установленные сроки оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также ответа на мотивированный отказ заявителя было вызвано устной договоренностью с заявителем о получении им данных документов нарочно.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-277/2020 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие между гр. <…> и ПАО «МРСК Центра» правоотношения регламентируются Правилами (в редакции от 22.06.2019).
Пунктом 3 Правил установлено, что, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.
Согласно абзацу 1 пункта 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Абзацем 13 пункта 15 Правил установлено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с абзацем 14 пункта 15 Правил заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
Согласно абзацу 15 пункта 15 Правил в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Абзацем 16 пункта 15 Правил установлено, что указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно абзацу 18 пункта 15 Правил в случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил ПАО «МРСК Центра» как сетевая организация обязана их соблюдать.
Однако ПАО «МРСК Центра» в нарушение срока, предусмотренного абзацем 18 пункта 15 Правил 16.12.2019г. направило по электронной почте скорректированный текст договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на мотивированный отказ от 12.11.2019г. гр. <…> от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (а должно было до 26.11.2019г.), т.е. по истечении 24 рабочих дней; 17.04.2020г. скорректированную оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на мотивированный отказ от 09.01.2020г. заявителя от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (а должно было направить в срок до 23.01.2020г.), т.е. по истечении 69 рабочих дней.  В связи с этим подлежит корректировке абзац 5 страницы 3 протокола об административном правонарушении в части допущенной ПАО «МРСК Центра» просрочки направления ответа на мотивированный отказ заявителя.
Кроме того, корректировке подлежит время совершения ПАО «МРСК Центра» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно: временем совершения рассматриваемого административного правонарушения является: 27.11.2019г. и 24.01.2020г.
Указанные действия ПАО «МРСК Центра» свидетельствуют о нарушении предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, абзац 18 пункта 15 Правил).
Одновременно с этим установлено, что ПАО «МРСК Центра» ранее, а именно: постановлением от 25.03.2019г. № 036/04/9.21-44/2019 об административном правонарушении; постановлением от 03.04.2019г. № 036/04/9.21-66/2019 об административном правонарушении; постановлением от 16.05.2019г. № 036/04/9.21-117/2019 об административном правонарушении; постановлением от 03.10.2019г. по делу № 036/04/9.21-311/2019 об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ уже привлекалось к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетями влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «МРСК Центра», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия ПАО «МРСК Центра» по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, абзац 18 пункта 15 Правил) путем нарушения срока направления скорректированной оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, содержат в себе событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «МРСК Центра» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пункты 3, 6, 7, абзац 18 пункта 15 Правил), в частности направить скорректированную оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия в установленный Правилами срок.
Однако ПАО «МРСК Центра» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, абзаца 18 пункта 15 Правил.
Таким образом, вина ПАО «МРСК Центра» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела находит свое полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Центра» имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения было нарушено право заявителя — гр. <…> на своевременное получение оферты договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий.
Административное правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Центра» причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершенного административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении ПАО «МРСК Центра» к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах, отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «МРСК Центра» от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Доводы ПАО «МРСК Центра» о том, что ненаправление заявителю скорректированной оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в установленный Правилами срок обусловлено устной договоренностью с заявителем о получении им указанной оферты нарочно отклоняется как необоснованный, поскольку абзацем 18 пункта 15 Правил установлено, что сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения и его последствия, а также то обстоятельство, что гр. <…> получил 07.05.2020г. договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а возвратил подписанный со своей стороны договор в сетевую организацию только 14.07.2020г., т.е. с нарушением абзаца 14 пункта 15 Правил, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считаю, что, в рассматриваемом случае,  установленный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа 600000 (шестьсот тысяч) рублей 00 коп. для ПАО «МРСК Центра» является чрезмерным, не соответствует тяжести правонарушения и носит неоправданно строгий характер.
В связи с этим, указанные обстоятельства, учитывая положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ следует признать исключительными смягчающими административную ответственность.
С учетом изложенного, а также в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, считаю возможным снизить минимальный размер санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с 600000 (шестьсот тысяч) рублей 00 коп. до 300 000 (трехсот тысяч) рублей 00 коп.
Наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного ПАО «МРСК Центра» правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Каких-либо отягчающих либо исключающих административную ответственность ПАО «МРСК Центра» в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ считаю необходимым назначить административный штраф в размере – 300 000 (шестьсот тысяч) рублей. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498 ИНН:6901067107 КПП:771501001 дата регистрации: 17.12.2004г.; 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере   300 000 (триста тысяч) рублей. 00 коп.
2. Направить публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498 ИНН:6901067107 КПП:771501001 дата регистрации: 17.12.2004г.; 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК 042007001
ИНН 3664022568
КПП 366601001
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-277/2020
УИН 16100500000000715974

Связанные организации

Связанные организации не указаны