Решение №036/10/18.1-572/2022 по результатам рассмотрения жалобы ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ» на де... от 23 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                    РЕШЕНИЕ № 036/10/18.1-572/2022
по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ ШИННИКОВ» на нарушение процедуры торгов
23.06.2022г.                                         г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2022г.
Решение в полном объеме изготовлено 23.06.2022г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя;
Капранчиков А.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
Артамонов Д.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;
при участии в рассмотрении жалобы: представителя заявителя – <…>;
представителя организатора закупки – <…>,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ ШИННИКОВ» на действия организатора торгов — ООО «АЭРОФИНАНС», в интересах заказчика ООО  УК «АВИАСЕРВИС», при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки шин (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32211386967), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ» (далее - Заявитель) на действия Заказчика, при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки грузовых автомобильных шин (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32211386967) (далее - Закупка).
Существо жалобы, с которой обратился Заявитель, состоит в следующем. Заявка Заявителя была необоснованно отклонена, в связи с ее несоответствием требованиям документации закупки, а именно: по причине непредставления участником закупки документов, необходимых для участия в закупке; отсутствует документа, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку. Однако данный документ в составе заявки присутствует: Приказ <…> на право подписи договоров.
 В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель жалобы ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ» является лицом, подавшим заявку на участие в торгах, и следовательно, входит в круг субъектов, наделенных правом обжалования в антимонопольном органе действий Заказчика.
Таким образом, указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», и принята к рассмотрению по существу.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
В ходе заседания комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы. Пояснил, что заявка была подписана электронной цифровой подписью <…>.
Представитель организатора торгов в своих письменных и устных пояснениях выразил не согласие с доводами жалобы, указал, что приказ заявителя о наделении правом подписи в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ является локальным нормативным актом – внутренним документом организации, относящимся к трудовым правоотношениям, поэтому данный документ не заменяет собой предусмотренную нормами Гражданского кодекса РФ доверенность. Этот документ не может служить основанием подтверждения полномочий представителя. Кроме того, приказ распространяется только на работников организации, однако доказательств того, что <…> являлась действующим сотрудником ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ» к заявке также не было приложено. В настоящее время, участвуя в иных закупках, ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ» прикладывает к заявке доверенность.
Изучив имеющиеся материалы дела, позиции сторон, информацию, находящуюся в свободном доступе, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия установила следующее.
ООО УК «АВИАСЕРВИС» является лицом, которое в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) обязано осуществлять закупку товаров, работ и услуг преимущественно по итогам проведенных конкурентных процедур.
Целями названного Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
17.05.2022г. Организатором закупки в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru опубликовано извещение о закупке № 32211386967, а именно: о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки шин (ЭТП: www.sberbank-ast.ru).
В соответствии с извещением о закупке: дата начала срока подачи заявок 17.05.2022, окончания – 01.06.2022; время рассмотрения первых частей заявок 03.06.2022, вторых частей – 07.06.2022; подведение итогов 07.06.2022.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 21-270-22/2 от 07.06.2022, на участие в закупке было подано 4 заявки, при этом 1 заявка была отклонена на основании пп. 1 п. 17 Закупочной документации, в связи с непредставлением Участником закупки документов, необходимых для участия в закупке, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах: Отсутствует документ, подтверждающий полномочия  лица, подписавшего заявку.
В составе заявки на участие в спорной закупке ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ» представил Приказ № Пр-03/22 от 01.03.2022, согласно которому <…> указанного общества <…> предоставила с 01.03.2022 <…> тендерного отдела <…> право подписи документов от имени ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ», согласованных в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поданную на участие в закупе заявку подписывала <…>. Доверенность на право представления интересов ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ» к заявке приложена не была. Данные обстоятельства не оспорены сторонами и подтверждены документами, представленными на запрос Воронежского УФАС России оператором торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ».
Пункт 13.2 Закупочной документации (Требования к форме, содержанию и оформлению заявки на участие в закупке) содержит указание на то, что заявка на участие в закупке должна быть оформлена в соответствии с формой Приложения № 2 к Закупочной документации, являющейся неотъемлемой частью Закупочной документации и соответствовать в том числе следующим требованиям:
c)    все документы, входящие в состав заявки (за исключением документов, входящих в первую часть заявки на участие в закупке), должны быть надлежащим образом оформлены, заявка на участие в закупке и прилагаемые к ней документы должны быть также скреплены подписью уполномоченного лица Участника закупки и печатью (для юридических лиц, если наличие печати предусмотрено учредительными документами юридического лица или в случае наличия печати у индивидуального предпринимателя), документы должны иметь необходимые для их идентификации реквизиты (бланк отправителя, исходящий номер, дата выдачи, должность и подпись подписавшего лица с расшифровкой, печать – для юридических лиц, если наличие печати предусмотрено учредительными документами юридического лица или в случае наличия печати у индивидуального предпринимателя). Сведения, которые содержатся в Заявках Участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований;
d)    заявка и документы, в составе заявки, предоставляются в электронной форме в виде электронного документа (документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью) или в виде электронного образа документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная электронной подписью уполномоченного лица Участника закупки;
f)    заявка и документы, входящие в состав заявки, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Участника закупки, имеющего право действовать от имени Участника закупки и полномочия которого подтверждены документами, входящими в состав заявки.
В соответствии с пп. 1 п. 17 Закупочной документации (Основания для допуска / отстранения участника закупки от участия в закупке) закупочная комиссия принимает решение о допуске или отказе в допуске участника закупки по следующим основаниям: непредставление Участником закупки документов, необходимых для участия в закупке, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об Участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следовательно, в связи с отсутствием в закупочной документации указания на наименование документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки, заявителю следовало руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Согласно п. 1 ст. 186 ГК РФ если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.
В ходе подготовки к рассмотрению жалобы Воронежским УФАС России у оператора торговой площадки были истребованы поданные в составе заявок спорной закупки документы.
Из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ» является <…>.
В соответствии с пунктом 9.3.2 Устава ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ», утвержденного 22.06.2015, Генеральный Директор Общества:
-     без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
-     выдает доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 ТК РФ).
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 13 ТК РФ принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя.
Следовательно, приказ работодателя, являющийся внутренним актом организации, в отличие от доверенности, выдаваемой для представления интересов организации в правоотношениях с иными лицами, не является достаточным подтверждением наличия у лица полномочий по подписанию заявки на участие в закупке.
Комиссия также признает обоснованными и доводы представителя организатора торгов о том, что отсутствие в составе заявки документа, подтверждающего, что указанное в приказе о предоставлении права подписи от 01.03.2022 лицо (<…>) на момент подачи заявки работает в ООО «СОЮЗ ШИННИКОВ», являлось еще одним самостоятельным основанием считать приказ от 01.03.2022 не достаточным для подтверждения наличия полномочий на подписание заявки.
Анализ Комиссией состава трех допущенных к участию в закупке заявок также приводит к выводу об отсутствии дискриминации в отношении заявителя, так как 2 допущенные заявки были подписаны лицами, имеющими право без доверенности действовать в интересах юридического лица, 1 заявка имела в своем составе доверенность.
Таким образом, анализируя вышеуказанные нормы права, закупочной документации и установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о законности и обоснованности отклонения заявки заявителя по причине отсутствия в ее составе документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявку.
С учетом изложенного Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях организатора закупки нарушений требований Закона о закупках.
На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ ШИННИКОВ» на действия организатора торгов — ООО «АЭРОФИНАНС», в интересах заказчика ООО УК «АВИАСЕРВИС», при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки шин (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32211386967), - необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                         А.В. Логошин
Члены Комиссии                                     А.В. Капранчиков
                                                               Д.В. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны