Постановление №СМ/4702/24 по делу № 036/04/9.21-195/2024 об административном правонару... от 8 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-195/2024 об административном правонарушении 

2 июля 2024 года                                                                                     г. Воронеж

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела №036/04/9.21-195/2024 об административном правонарушении, возбуждённого 19.02.2024 в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067104; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15; далее – ПАО «Россети Центр») по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Центр» по доверенности <...> и представителей ООО «Вираж» по доверенности <...> и <...>,

У С Т А Н О В И Л:

15.12.2023 в Управление поступило обращение ООО «Вираж» (вх. № 11907/23) по вопросам наличия в действиях ПАО «Россети Центр» признаков навязывания невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, платы за услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения и приложенных к нему материалов, ООО «Вираж», является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, д. Кривоборье, ул. Песчаная, примерно 700 м по направлению на запад от ориентира жилой дом № 57, расположенного за пределами участка, кадастровый номер земельного участка № 36:25:0000000:13795 (далее – Земельный участок).
Технологическое присоединение Земельного участка и расположенного на нем производственного здания осуществлено 16.06.2023 в рамках договора №3600/06451/22 (42232232) об осуществлении технологического присоединения от 26.05.2022.
11.07.2023 ООО «Вираж» посредством портала ТП РФ на официальном сайте ПАО «Россети Центр» в сети «Интернет» (далее – Личный кабинет) направило в ПАО «Россети Центр» заявку об осуществлении технологического присоединения в связи с увеличением максимальной мощности производственного здания, расположенного Земельном участке (далее – Объект), к электрическим сетям (далее – Заявка).
Согласно Заявке, ООО «Вираж» обратилось в ПАО «Россети Центр» за технологическим присоединением энергопринимающих устройств при ранее присоединённой мощности в точке в размере 150 кВт, присоединяемой мощности 230 кВт и итоговой мощности 380 кВт (всего), при напряжении 10 кВ, по I категории надёжности.
12.07.2023 ПАО «Россети Центр» посредством Личного кабинета направило ООО «Вираж» уведомление о предоставлении недостающих сведений и документов.
18.07.2023 ООО «Вираж» посредством Личного кабинета направило ПАО «Россети Центр» ответ на указанное уведомление.
28.08.2023 ПАО «Россети Центр» посредством АО «Почта России» направило ООО «Вираж» проект договора № 42398063 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств и технические условия (далее – Договор) и технические условия для присоединения к электрическим сетям № 20796484 (далее – Технические условия).
В пункте 3 Технических условий установлено: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств – 230 кВт; максимальная мощность ранее присоединённых энергопринимающих устройств – 150 кВт; максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя (всего) – 380 кВт.
В пункте 4 Технических условий определена III категория надёжности электроснабжения электроприёмников ООО «Вираж».
Согласно пункту 7 Технических условий, точкой технологического присоединения определена опора № 7-1 BЛ-10-8 ПС 35 кВ Берёзовка – 380 кВт.
В соответствии с пунктом 10 Технических условий, сетевая организация осуществляет следующие мероприятия: проектировку и установку реклоузера 10 кВ на опоре № 7-1 BЛ-10-8 с организацией телесигнализации и телеуправления с диспетчерского пункта филиала реклоузером 10 кВ (реклоузеры номинальным током от 500 до 1000, а включительно), а также установку выносного пункта учёта (ВПУ) 10 кВ.
Стоимость мероприятий по технологическому присоединению рассчитана ПАО «Россети Центр» в соответствии с Приложением № 1 к приказу Департамента по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 28.11.2022 № 72/16 и составляет <...> руб.
ООО «Вираж» не согласилось с содержанием Технических условий и указанным расчётом платы за технологическое присоединение, в связи с чем ООО «Вираж» направило сетевой организации мотивированный отказ (исх. № 23 от 15.09.2023), в котором просило привести Договор и Технические условия в соответствие с действующим законодательством, а именно: исключить мероприятия, предусмотренные пунктом 10 Технических условий, и произвести расчёт платы за увеличение максимальной мощности в порядке, предусмотренном Приложением № 2 к Приказу Департамента по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 28.11.2022 № 72/16.
19.09.2023 указанный мотивированный отказ поступил в ПАО «Россети Центр».
19.10.2023 ПАО «Россети Центр» направило ООО «Вираж» ответ на мотивированный отказ, которым было отказано во внесении изменений в Договор и Технические условия. 
30.10.2023 ООО «Вираж» повторно направило мотивированный отказ в части внесения изменений в Договор и Технические условия.
07.12.2023 ПАО «Россети Центр» повторно направило ООО «Вираж» а.
Как пояснило ПАО «Россети Центр», размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области «Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области на 2023 год» № 72/16 от 28.11.2022 и составляет:
(8200,45+2 000 824,52* 1+243 032,60* 1) * 1,20 = 2 702 469,08 руб. (с НДС), где:
8200,45 – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, указанным в абзаце девятом пункта 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединения к электрическим сетям по мероприятиям, указанным в пункте 1б Методических указаний (кроме подпункта «б»);
2000824,52 – реклоузеры номинальным током от 500 до 1000 А включительно;
243032,60 – средство коммерческого учёта электрической энергии (мощности) трёхфазные косвенного включения.
По информации ООО «Вираж», отказ от подписания проекта Договора обусловлен тем, что:
–     произведенный расчёт не соответствует требованиям действующего законодательства;
–     в направленных ООО «Вираж» Технических условиях указанные мероприятия не являются обязательными для увеличения максимальной мощности в существующей точке присоединения до 380 кВт без изменения категории надёжности.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении ООО «Вираж», Управлением установлено, что ПАО «Россети Центр»:
1)    в нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил направило ООО «Вираж» оферту Договора по истечении 29 рабочих дней (28.08.2023), а должно было в течение 20 рабочих дней, т.е. в срок до 14.08.2023 включительно, при этом просрочка составила 9 рабочих дней;
2)    в нарушение абзаца 17 пункта 15 Правил, направило ООО «Вираж» ответ на мотивированный отказ по истечении 22 рабочих дней, т.е. 19.10.2023, а должно было в течение 10 рабочих дней, т.е. до 02.10.2023 включительно, при этом просрочка составила 12 рабочих дней;
3)    в нарушение абзаца 17 пункта 15 Правил, направило ООО «Вираж» ответ на мотивированный отказ по истечении 27 рабочих дней, т.е. 07.12.2023, а должно было в течение 10 рабочих дней, т.е. до 13.11.2023 включительно, при этом просрочка составила 17 рабочих дней;
4)    в нарушение абзаца 5 пункта 19 Правил навязало ООО «Вираж» услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.
Указанные действия выражаются в следующем.
ПАО «Россети Центр», включив в проект договора условия, предусмотренные в пункте 10 проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, пунктах 10.1,10.2 Технических условий, и отказав ООО «Вираж» в изменении указанных условий и приведении Договора в соответствие с требованиями Правил, навязывает ООО «Вираж» изменение существующей схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, а также границ его балансовой и эксплуатационной ответственности (в результате увеличения мощности будут произведены проектирование и установка реклоузера 10 кВ на опоре № 7-1 BЛ-10-8 ПС 35/10 кВ Берёзовка), что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с наличием в действиях ПАО «Россети Центр» признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 19.02.2024 в отношении ПАО «Россети Центр» было вынесено определение о возбуждении дела № 036/04/9.21-195/2024 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В соответствии со статьёй 26.10 КоАП РФ, у ПАО «Россети Центр» указанным определением были запрошены необходимые информация и документы, которые поступили в Управление от ПАО «Россети Центр» 06.03.2024 (вх. № 1949/24).
С учётом изложенного, в ходе проведения административного расследования было установлено, что ПАО «Россети Центр»:
1)    в нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил направило ООО «Вираж» оферту Договора по истечении 29 рабочих дней (28.08.2023), а должно было в течение 20 рабочих дней, т.е. в срок до 14.08.2023 включительно, при этом просрочка составила 9 рабочих дней;
2)    в нарушение абзаца 17 пункта 15 Правил, направило ООО «Вираж» ответ на мотивированный отказ по истечении 22 рабочих дней, т.е. 19.10.2023, а должно было в течение 10 рабочих дней, т.е. до 02.10.2023 включительно, при этом просрочка составила 12 рабочих дней;
3)    в нарушение абзаца 17 пункта 15 Правил, направило ООО «Вираж» ответ на мотивированный отказ по истечении 27 рабочих дней, т.е. 07.12.2023, а должно было в течение 10 рабочих дней, т.е. до 13.11.2023 включительно, при этом просрочка составила 17 рабочих дней;
4)    в нарушение абзаца 5 пункта 19 Правил навязало ООО «Вираж» услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами, включив в проект договора условия, предусмотренные в пункте 10 проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, пунктах 10.1, 10.2 Технических условий, и отказав ООО «Вираж» в изменении указанных условий и приведении Договора в соответствие с требованиями Правил, навязывает ООО «Вираж» изменение существующей схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, а также границ его балансовой и эксплуатационной ответственности, что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
03.04.2024 по результатам проведения административного расследования в отношении ПАО «Россети Центр» был составлен протокол № 036/04/9.21-195/2024 об административном правонарушении.
В этот же день определением о привлечении лица в качестве потерпевшего ООО «Вираж» было привлечено к участию в настоящем деле.
В соответствии с определением от 15.06.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 036/04/9.21-195/2024 об административном правонарушении, рассмотрение указанного дела было назначено на 10 часов 00 минут (мск) 16.04.2024.
В дальнейшем рассмотрение настоящего дела отлагалось до 14.05.2024, 28.05.2024, 13.06.2024, 02.07.2024.
На рассмотрении дела № 036/04/9.21-195/2024 об административном правонарушении присутствовали представители ПАО «Россети Центр» по доверенности <...>, <...> и <...>, а также адвокат (адвокатское удостоверение <...>) ООО «Вираж» по доверенности <...>, представители ООО «Вираж» по доверенности <...> и <...>, которым в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены их права и обязанности.
В ходе рассмотрения настоящего дела представителями ООО «Вираж» было пояснено, что ООО «Вираж» не согласно, в частности с техническим решением ПАО «Россети Центр» произвести установку реклоузера. По информации представителя ООО «Вираж», в схеме электроснабжения ООО «Вираж» уже имеется устройство релейной защиты – разъединитель, который выполняет функцию по прекращению передачи электроэнергии при необходимости в случае механического вмешательства в его работу, в то время как установка реклоузера, выполняющего аналогичную функцию автоматически, по мнению ООО «Вираж», является не целесообразным и дорогостоящим. В частности, в своём мотивированном отказе (исх. № 23 от 15.09.2023) ООО «Вираж» были не согласны именно с условиями, предусмотренными пунктами 10.1 и 10.2 Технических условий и просили ПАО «Россети Центр» их исключить.
Представителем ПАО «Россети Центр» по доверенности было пояснено, что, по мнению сетевой организации, в случае увеличения мощности объекта ООО «Вираж» имеющийся в схеме разъединитель будет не в состоянии выдержать итоговую нагрузку, в связи с чем его замена на соответствующий реклоузер необходима. Кроме того, как сообщил представитель ПАО «Россети Центр» по доверенности, сетевая организация при принятии решения об установке реклоузера руководствовалась приказом ДГРТ Воронежской области от 28.11.2022 № 72/16 «Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области на 2023 год» (далее – Приказ ДГРТ ВО)
В ходе рассмотрения дела № 036/04/9.21-195/2024 об административном правонарушении Управлением у Министерства тарифного регулирования Воронежской области была истребована информация о том, какие стандартизированные ставки, установленные Приказом ДГРТ ВО, могут быть применены к ООО «Вираж» при расчёте размера платы за технологическое присоединение, если им была подана заявка на увеличение мощности своих энергопринимающих устройств, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, при ранее присоединённой мощности в размере 150 кВт, присоединяемой мощности – 230 кВт, при напряжении 10 кВ и III категории надёжности; а также предусматривают ли указанные стандартизированные ставки покрытие расходов сетевой организации на проектирование и установку реклоузера 10 кВ на соответствующей опоре ПС с организацией телесигнализации и телеуправления с диспетчерского пункта филиала сетевой организации реклоузером 10 кВ (реклоузеры номинальным током от 500 до 1000 А включительно).
По информации Министерства тарифного регулирования Воронежской области, при увеличении максимальной мощности заявителя и отсутствии изменения категории надёжности, сетевой организацией применяется стандартизированная ставка С1, в случае технической необходимости, связанной с установкой (заменой) приборов коммерческого учёта электрической энергии (мощности), сетевой организацией может быть применена ставка С8. При этом покрытие расходов сетевой организации на проектирование и строительство реклоузера 1-20 кВ (номинальный ток от 500 до 1000 А включительно) осуществляется стандартизированной тарифной ставкой С1-20 кВ4.1.4 «реклоузеры номинальным током от 500 до 1000 А включительно».
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-195/2024 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие между ООО «Вираж» и ПАО «Россети Центр» правоотношения регламентируются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), в редакциях с № 95 от 08.06.2023 по № 98 от 29.11.2023. 
Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. 
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.
В пунктах 9-10 Правил содержится перечень информации/документов, которые указываются/прилагаются в/к заявке.
Согласно пункту 11 Правил, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
Пунктом 13(6) Правил установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке, направляемой заявителем – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях одновременного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 В энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт (с учётом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации.
В силу абзаца 3 пункта 15 Правил, в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Абзацем 12 пункта 15 Правил установлено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные данным пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Как установлено абзацами 13-18 пункта 15 Правил, заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Договор считается заключённым с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Согласно абзацу 5 пункта 19 Правил, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.
Пунктом 28 Правил установлен перечень критериев наличия технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 1 пункта 29 Правил, в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил критериев, считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В соответствии с пунктом 30 Правил, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами, с учётом особенностей, установленных разделом III Правил.
В силу абзаца 1 пункта 30.1 Правил, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включённого в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включённого в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее – заявление об установлении платы).
Согласно абзацу 1 пункта 30.2 Правил, сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления. По запросу заявителя сетевая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения такого запроса направляет заявителю копию указанного заявления и материалов, а также сведений и документов, которые в соответствии с абзацем вторым пункта 30(3) Правил направлялись в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Абзацем 1 пункта 30.3 Правил установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
В соответствии с абзацем 1 пункта 30.4 Правил, в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный со своей стороны проект договора в 2 экземплярах, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с Правилами подлежат согласованию с системным оператором, – индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также копию решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
Таким образом, ПАО «Россети Центр», как сетевая организация, обязана соблюдать требования Правил.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения настоящего дела установлено, что ПАО «Россети Центр»:
1)    в нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил направило ООО «Вираж» оферту Договора по истечении 29 рабочих дней (28.08.2023), а должно было в течение 20 рабочих дней, т.е. в срок до 14.08.2023 включительно, при этом просрочка составила 9 рабочих дней;
2)    в нарушение абзаца 17 пункта 15 Правил, направило ООО «Вираж» ответ на мотивированный отказ по истечении 22 рабочих дней, т.е. 19.10.2023, а должно было в течение 10 рабочих дней, т.е. до 02.10.2023 включительно, при этом просрочка составила 12 рабочих дней;
3)    в нарушение абзаца 17 пункта 15 Правил, направило ООО «Вираж» ответ на мотивированный отказ по истечении 27 рабочих дней, т.е. 07.12.2023, а должно было в течение 10 рабочих дней, т.е. до 13.11.2023 включительно, при этом просрочка составила 17 рабочих дней, что свидетельствует о нарушении предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Вместе с тем, эпизод о навязывании ПАО «Россети Центр» (в нарушение абзаца 5 пункта 19 Правил) ООО «Вираж» услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами, путём включения в проект договора условий, предусмотренных в пункте 10 проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, пунктах 10.1, 10.2 Технических условий, касающихся проектирования и установки реклоузера, и отказа ООО «Вираж» в изменении указанных условий и приведении Договора в соответствие с требованиями Правил, подлежит исключению из вины ПАО «Россети Центр» в силу следующего.
Реклоузер и разъединить по своему техническому функционалу являются устройствами релейной защиты, однако, имеют следующие особенности и различия.
Реклоузер – это автономное устройство, использующееся для автоматического отключения и повторного включения цепи переменного тока по предварительно заданной последовательности циклов отключения и повторного включения с последующим возвратом в исходное состояние, сохранением включённого положения или блокировкой в отключённом положении. Реклоузер включает в себя комплекс элементов управления, необходимых для обнаружения токов короткого замыкания и управления реклоузером.
Разъединитель представляет собой коммутирующее устройство, единственное назначение которого – создание видимого разрыва электрической цепи при проведении ремонтных или регламентных работ.
Таким образом, реклоузер – автоматическое устройство, предназначенное для отключения и повторного включения участка линии, а разъединитель – механическое устройство, предназначенное для создания видимого разрыва электрической цепи.
Обеспечение надёжности электроснабжения проводится согласно Правилам устройства электроустановок (далее – ПУЭ).
ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ и обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с пунктом 3.2.2.(а) ПУЭ, электроустановки должны быть оборудованы устройствами релейной защиты, предназначенными для автоматического отключения повреждённого элемента от остальной, неповреждённой части электрической системы (электроустановки) с помощью выключателей; если повреждение непосредственно не нарушает работу электрической системы, допускается действие релейной защиты только на сигнал.
Согласно пункту 3.2.5. ПУЭ, релейная защита, действующая на отключение, как правило, должна обеспечивать селективность действия с тем, чтобы при повреждении какого-либо элемента электроустановки отключал только этот повреждённый элемент.
В силу пункта 2.6.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811 (далее – ПТЭЭП), силовое электрооборудование электроустановок потребителя должно быть защищено от коротких замыканий и нарушений нормальных режимов устройствами релейной защиты, автоматическими выключателями или предохранителями и оснащено средствами электроавтоматики и телемеханики в соответствии с установленными правилами.
Данные правила распространяются на ООО «Вираж» как на потребителя, который в силу технических характеристик своего Объекта обязан обеспечить организацию безопасности собственных электроустановок по отношению к общей питающей линии, в том числе на случай возникновения аварийных ситуаций на Объекте.
Кроме того, учитывая технические характеристики Объекта ООО «Вираж», ставки платы для установки реклоузера, в рассматриваемом случае, предусмотрены Приказом ДГРТ ВО.
Как пояснило ПАО «Россети Центр», в случае отказа от установки реклоузера для Объекта заявителя при возникновении аварийных ситуаций на участке BЛ-10-8 ПС 35 кВ Берёзовка, принадлежащем ООО «Вираж», будет происходить отключение всей BЛ-10-8 ПС 35 кВ Берёзовка, находящейся на балансе сетевой организации, и всех потребителей, запитанных от неё, что является недопустимым. В связи с указанными обстоятельствами, сетевая организация включила в технические условия проектирование и установку на опоре №7-1 BЛ-10-8 ПС 35 кВ Берёзовка реклоузера 10 кВ с организацией телесигнализации и телеуправления с диспетчерским пунктом филиала реклоузером 10 кВ.
При этом, по информации ПАО «Россети Центр», после планируемой установки реклоузера имеющийся в схеме электроснабжения Объекта разъединитель будет использоваться для создания видимого разрыва электрической цепи при проведении ремонтных или регламентных работ; при возникновении аварийных ситуаций на принадлежащем ООО «Вираж» участке, отключение будет происходить автоматически на BЛ-10-8 ПС 35 кВ Берёзовка, при этом питание всей BЛ-10-8 ПС 35 кВ Берёзовка, находящейся на балансе сетевой организации, и всех потребителей, запитанных от неё, не будет прекращено.
Таким образом, мероприятия, предусмотренные сетевой организацией в Технических условиях, направлены на обеспечение селективной работы устройств релейной защиты и автоматики, обеспечивающих защиту объекта электросетевого хозяйства, и не противоречат Правилам, ПУЭ, ПТЭЭП и по своей сути обусловлены наличием на то технической необходимости.
Одновременно с этим установлено, что ПАО «Россети Центр» ранее, а именно:
– постановлением от 27.09.2022 по делу № 036/04/9.21-831/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 06.09.2022 по делу № 036/04/9.21-863/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 06.09.2022 по делу № 036/04/9.21-864/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 06.09.2022 по делу № 036/04/9.21-865/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 06.09.2022 по делу № 036/04/9.21-866/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 27.09.2022 по делу № 036/04/9.21-875/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 27.09.2022 по делу № 036/04/9.21-876/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 20.09.2022 по делу № 036/04/9.21-883/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 20.09.2022 по делу № 036/04/9.21-884/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 17.10.2022 по делу № 036/04/9.21-886/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 27.09.2022 по делу № 036/04/9.21-898/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 28.09.2022 по делу № 036/04/9.21-922/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 17.10.2022 по делу № 036/04/9.21-926/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 28.09.2022 по делу № 036/04/9.21-939/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 03.10.2022 по делу № 036/04/9.21-970/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 03.10.2022 по делу № 036/04/9.21-971/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 30.09.2022 по делу № 036/04/9.21-983/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 30.09.2022 по делу № 036/04/9.21-997/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 20.10.2022 по делу № 036/04/9.21-1077/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 20.10.2022 по делу № 036/04/9.21-1078/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 20.10.2022 по делу № 036/04/9.21-1081/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 25.10.2022 по делу № 036/04/9.21-1118/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 25.10.2022 по делу № 036/04/9.21-1119/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 26.10.2022 по делу № 036/04/9.21-1127/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 07.11.2022 по делу № 036/04/9.21-1143/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 15.11.2022 по делу № 036/04/9.21-1186/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 15.11.2022 по делу № 036/04/9.21-1187/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.11.2022 по делу № 036/04/9.21-1189/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 05.12.2022 по делу № 036/04/9.21-1210/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.11.2022 по делу № 036/04/9.21-1231/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 22.11.2022 по делу № 036/04/9.21-1232/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.11.2022 по делу № 036/04/9.21-1233/2022 об административном правонарушении;
– постановлением от 30.11.2022 по делу № 036/04/9.21-1313/2022 об административном правонарушении уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетями влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, абзац 3 и 17 пункта 15 Правил), выразившиеся в направлении оферты Договора, а также ответов на Мотивированные отказы от подписания Договора после истечения установленного Правилами срока, содержат в себе событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «Россети Центр» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пункты 3, 6, 7, абзацы 3 и 17 пункта 15 Правил), в частности: направить оферту Договора, а также ответы на Мотивированные отказы от подписания Договора до истечения установленного Правилами срока.
Однако ПАО «Россети Центр» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, абзацами 3 и 17 пункта 15 Правил.
Таким образом, вина ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит своё полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершённое ПАО «Россети Центр», имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения ООО «Вираж» было незаконно лишено права на своевременное технологическое присоединение.
Административное правонарушение, совершённое ПАО «Россети Центр», причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершённого административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении ПАО «Россети Центр» к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «Россети Центр» от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Кроме того, исходя из правового смысла положений, предусмотренных Правилами, в том числе пунктами 3, 6, 7, абзацами 3 и 17 пункта 15 Правил, обязанным лицом/субъектом в направлении проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям является сетевая организация.

Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание характер совершённого правонарушения и его последствия, а именно: нарушенное право заявителя на своевременное технологическое присоединение, на своевременное получение ответа сетевой организации на мотивированные отказы от подписания Договора (просрочка составила 9, 12 и 17 рабочих дней), систематическое совершение ПАО «Россети Центр» новых административных правонарушений, предусмотренных статьёй 9.21 КоАП РФ, несмотря на неоднократное привлечение его к административной ответственности за такие правонарушения, то обстоятельство, что ПАО «Россети Центр» устранило последствия своих нарушений и направило ООО «Вираж» оферту Договора и ответы на мотивированные отказы от подписания Договора, до вынесения постановления по настоящему делу, имущественное и финансовое положение ПАО «Россети Центр», конституционный принцип соразмерности административного наказания, считаю, что, в рассматриваемом случае, установленный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек будет являться справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершённого ПАО «Россети Центр» правонарушения, отвечать принципам разумности и неотвратимости ответственности и обеспечивать достижение целей административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Каких-либо отягчающих либо исключающих административную ответственность ПАО «Россети Центр» обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершённого правонарушения, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь статьёй 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым назначить административный штраф в размере – 600 000 (шестисот тысяч) рублей 00 копеек.
Указанная сумма штрафа в данном конкретном случае является достаточной мерой, направленной на разъяснение ПАО «Россети Центр» противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьёй 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Признать публичное акционерное общество «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067104; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей 00 копеек.
2. Направить публичному акционерному обществу «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067104; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) настоящее постановление для исполнения.
3. Направить ООО «Вираж» копию настоящего постановления для сведения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьёй 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
В соответствии с ч. 1.3-3. ст. 32.2 КоАП РФ, при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счёт: 03100643000000013100
Корреспондентский счёт (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0021 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001987560
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-195/2024

Связанные организации

Связанные организации не указаны