Решение б/н Решение от 03.08.2017 года по делу №518-з от 10 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» на действия уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области
(дело № 518-з)
03.08.2017г. г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор, Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии:
представителя уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области: <…>,
в отсутствие уведомленных надлежащим образом представителей ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ», рассмотрев жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» на действия уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту пищеблока МКОУ "Каширской СОШ" (реестровый номер <...> ),
у с т а н о в и л а:
27.07.2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (далее — Заявитель) на действия уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту пищеблока МКОУ "Каширской СОШ" (реестровый номер <...> ) (далее – Аукцион).
По мнению Заявителя, были нарушены его права и законные интересы вследствие: 1) установления требования о предоставлении в составе второй части заявки участника свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по предмету аукциона, выданного саморегулируемой организацией; 2) не установления в документации об аукционе требования о декларировании участниками закупки соответствия п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе; 3) установление необъективных требований к используемым при выполнении работ материалам; 4) указанием на товарные знаки в описание объекта закупки; 5) установлением требований к химическому составу используемых в процессе выполнения работ материалам.
Представитель уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
11.07.2017 года уполномоченным органом — администрацией Каширского муниципального района Воронежской области на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту пищеблока МКОУ "Каширской СОШ" (реестровый номер <...> ).
Согласно п.20 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе» раздела 2 информационной карты документации об аукционе уполномоченным органом установлены требования к участникам закупки и перечень предоставляемых во второй части заявок документов, а именно требование о наличии в составе второй части заявки «копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения вступившие в силу с 01.07.2017г.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
В соответствии с ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч.3 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.3.3 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" С 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России установила, что градостроительным законодательством прямо не определен документ, подтверждающий членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации. Однако в силу ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма такой выписки утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что в документации о закупке должно быть установлено требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней такой выписки или копии такой выписки, в качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации. При этом, не должно быть установлено требования ко второй части заявки о представлении в ней копии свидетельства СРО о допуске к соответствующим работам.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области нарушение ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об аукционе требования о предоставлении в составе второй части заявки участника свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по предмету аукциона, выданного саморегулируемой организацией.
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив пп.4.2 п.4. «Требования к участникам закупки» документации об аукционе размещенной в единой информационной системе сети «Интернет», Комиссия установила, что в вышеназванных положениях отсутствуют требования установленные п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области нарушения п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в части установления единых требований в документации об аукционе к участникам закупки.
Согласно, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссия Воронежского УФАС России проанализировав в документации об аукционе «Требования к конкретным показателям, качественным (функциональным) характеристикам (потребительского свойства) товаров, строительных материалов, оборудования, комплектующих изделий необходимых для производства ремонтных работ»» установила, что указанные уполномоченным органом характеристики к материалам, не носят объективный характер описание объекта закупки (например: Шурупы-саморезы 4,2х16 мм. ГОСТ 1145-80. Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2); Дверь противопожарная металлическая двупольная ДПМ-02/30, размером 1500х2100 мм. ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования с подробными характеристиками и другие).
Кроме того, указанные в технической части документации об аукционе характеристики материалов влекут за собой ограничение количества участников закупки, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе № 0131300046217000020-1 от 31.07.2017г.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области нарушений части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установления необъективных требований к используемым материалам которые привели к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, изучив положения технической части документации об аукционе, Комиссия установила, что по ряду позиций требуемых к использованию материалов содержаться указания на товарные знаки, а именно п.4,5 «Изопласт», п.13 «Makroflex», «Soudal», п.32 «Фугенфюллер», п.43 «Danfoss», п.61?62 «Valtec», что также является нарушениемий части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно приложению «Требования к материалам» технического задания документации об аукционе, муниципальным заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к используемым в процессе выполнения работ материалам, в том числе и к расходным материалам.
В процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссия Воронежского УФАС России проанализировав положения «Требования к материалам...» установила, что указанные уполномоченным органом характеристики к материалам, в том числе к расходным материалам не носят объективный характер описания объекта закупки (например: п.6 Пропан-бутан, смесь техническая. ГОСТ Р 52087-2003 Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия. Массовая доля пропана и пропилена должна быть не менее 75% от общей массы пропана и других газов; Интенсивность запаха должна быть более 2 баллов; Массовая доля бутана и бутиленов в смеси должна быть менее 61%; Давление насыщенных паров смеси пропан-бутана при температуре 45оС должна быть менее 1,7 МПА; Массовая доля серы и сероводорода в пропан-бутане должна быть не более 0,013%; Содержание свободной воды и щелочи – не допускается или допускается; Объемная доля жидкого остатка при 20°С должна быть менее 1,7 %. и другие).
Кроме того, указанные в технической части документации об аукционе характеристики материалов, в том числе требования к химическому составу расходных материалов влекут за собой ограничение количества участников закупки. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016г. № ИА/44536/16.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области нарушений части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установления необъективных требований к используемым материалам, в том числе к химическому составу расходных материалов используемым в процессе выполнения работ по предмету аукциона.
Руководствуясь ч. 15 ст. 99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» на действия уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту пищеблока МКОУ "Каширской СОШ" (реестровый номер <...> ) обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области нарушения части 1 статьи 31, пункта 7.1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе выразившиеся в установлениии в документации об аукционе требования о предоставлениии в составе второй части заявки участника свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по предмету аукциона, выданного саморегулируемой организацией; в части установления единых требований в документации об аукционе к участникам закупки; в указании на товарных знаков; установлении необъективных требований к используемым материалам, в том числе к химическому составу расходных материалов используемым в процессе выполнения работ по предмету аукциона.
3. Выдать уполномоченному органу — администрации Каширского муниципального района Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа — администрации Каширского муниципального района Воронежской области предписание об отмене протоколов аукциона.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 03.08.2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 08.08.2017 года.
Председатель Комиссии                         Д.Ю. Чушкин
Член Комиссии                                       Е.Л. Яковлева
Член Комиссии                                       Р.В. Колмаков

Связанные организации

Связанные организации не указаны