Решение б/н Решение от 02.11.2015 года по делу №527-10К от 10 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 527-10К о нарушении антимонопольного законодательства
02 ноября 2015 г.                                                                                                 г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 27.10.2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 02.11.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Попов В.Г. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления; Крамаренко С.В. – член Комиссии, главный специалист эксперт; Русаленко Н.В. – член Комиссии, специалист-эксперт,
рассмотрев дело № 527-10К о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Воронеж» (г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 50 А, далее – ОАО «Газпром газораспределение Воронеж») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…>, <…>, что привело к ущемлению интересов указанных лиц, в присутствии:
ИП <…>,
ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» – <…>, <…>,
<…> – <…>,
<…> – <…>,
<…> – не явился (о времени и месте надлежащим образом извещен), установила:
16.09.2015 г. в Управление поступили заявления (11.09.2015 г. № 43) ИП <…>, 28.09.2015 г. - гр. <…> и гр. <…> на бездействие ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» по необоснованному уклонению (по мнению заявителя) от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети их жилых домов, находящихся в Новохоперском муниципальном районе Воронежской области.
Из заявлений и приложенных к нем материалов следует, что 28.07.2015 г. гр. <…>, 11.08.2015 г. гр. <…>, 24.04.2015 г. — <…>, обратились в адрес филиала ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в г. Новохоперске с заявлением о предоставлении технических условий на присоединение к газовым сетям принадлежащих им жилых домов, расположенных в Новохоперском муниципальном районе Воронежской области. По информации, содержащихся в заявлении граждан на момент поступления указанных заявлений в Управление ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» технические условия на присоединение к газовым сетям жилых домов либо мотивированный отказ в выдаче указанных условий  указанным гражданам не предоставило.
По результатам рассмотрения заявлений и приложенных к ним материалов Управлением в отношении ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» возбуждено дело № 527 10К о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…>, <…>, что привело к ущемлению интересов указанных лиц.
Рассмотрение дела № 527-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 27.10.2015 г. До рассмотрения настоящего дела от гр. <…> поступило ходатайство от 23.10.2015 о рассмотрении дела № 527-10К о нарушении антимонопольного законодательства без его участия.
ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в своих объяснениях по делу указало, что не уклонялось от выдачи гр. <…>, <…> и <…> технических условий на присоединение к газораспределительной сети, технические условия были предоставлены в срок, в связи с чем в действиях ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Представитель указанных граждан сообщил, что, по его мнению, технические условия в установленный действующим законодательством срок ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» заявителям выданы не были.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 527-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…>, <…>, что привело к ущемлению интересов указанных лиц в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по оказанию услуги по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере естественной монополии.
Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам Приказ ФСТ России от 14.04.2015 N 81-э/2 для ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в 2015 на территории Воронежской области для различных групп потребителей, в том числе для населения.
Учитывая изложенное, ОАО  «Газпром газораспределение Воронеж», в силу ч. 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, фактически оказывая услуги по транспортировке газа, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа для бытовых нужд потребителей в границах своих газораспределительных сетей.
Одновременно с этим, Комиссия Управления учитывает, что транспортировка газа неразрывно связана с технологическим присоединением. Выдача технических условий, присоединение к сетям (системам), эксплуатация сетей (систем), их развитие являются организационно-техническими мероприятиями, проводимыми в соответствии с действующим законодательством в сфере газоснабжения для обеспечения подачи (транспортировки) газа потребителям.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, определение товара производится на основе общероссийских классификаторов в том числе, видов экономической деятельности. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КВЭД) выделяет в приложении А «Описание группировок» деятельность с кодом 40.20.2. транспортирование газообразного топлива. Этим классификатором и другими не выделяется деятельность по эксплуатации сетей (систем), присоединения к чему-либо, в том числе к сетям (системам). Таким образом, эксплуатация сетей (систем), присоединение к сетям (системам) не являются самостоятельным видом деятельности.
Процесс транспортировки газа неразрывно связан с процессом технологического присоединения к сетям (системам) и их эксплуатацией.
Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения статьи 539 - 547 ГК РФ. Следовательно, выдача технических условий, технологическое присоединение, эксплуатация сетей не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка транспортировки газа. При этом услуга по технологическому подключению может быть оказана только той газораспределительной организацией, к газораспределительным сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащее ему газоиспользующее оборудование.
Отношения, связанные с подключением (технологическим присоединением) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства регулируются Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее Правила подключения).
В соответствии с п. 6 Правил подключения, Заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
В соответствии с п. 12-13 Правил подключения, в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.
При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Из материалов настоящего дела Комиссией Управления установлено, что на основании заявления гр. <…> от 28.07.2015 вх. 452 о выдаче технических условий филиалом ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в г. Новохоперске были предоставлены технические условия № НХ0002211 от 12.02.2014 - 07.08.2015, т.е. спустя семь дней со дня получения соответствующего заявления, что подтверждается подписью <…> о получении, при этом ранее гр. <…> уже получал данные технические условия 14.02.2014 г.
В соответствии с заявлением гр. <…> от 11.08.2015 вх. 474 о выдаче технических условий филиалом ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в г. Новохоперске были предоставлены технические условия № НХ0002656 от 11.08.2015 в день обращения, что подтверждается подписью заявителя.
В соответствии с заявлением гр. <…> от 28.08.2015 вх. 06 о выдаче технических условий филиалом ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в г. Новохоперске были предоставлены технические условия № НХ0002673 от 07.09.2015 были предоставлены 07.09.2015, т. е через семь дней после получения соответствующего запроса, что подтверждается подписью заявителя.
Таким образом, технические условия на присоединение к газораспределительной сети ОАО «Газпром газораспределение Воронеж были выданы гр. <…>, гр. <…> и <…> в течение 14 дней со дня получения соответствующих запросов, как это предусмотрено п. 13 Правил подключения.
С учетом изложенного, факт нарушения ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» требований  Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 в ходе рассмотрения настоящего дела не находит своего подтверждения.
Одновременно с этим заявителями не предоставлены в материалы дела № 527-10К о нарушении антимонопольного законодательства доказательства, подтверждающие факт злоупотребления ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» своим доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии факта злоупотребления доминирующего положения и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в действиях ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» по выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…>, <…>.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие фактов, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», Комиссия приходит к выводу о необходимости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, прекращения производства по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
Рассмотрение дела № 527-10К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Газпром газораспределение Воронеж».
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                          В.Г. Попов
Члены Комиссии                                                                      С.В. Крамаренко
                                                                                                Н.В. Русаленко

Связанные организации

Связанные организации не указаны