Решение б/н Решение от 20.11.2017 года по делу №541-11К от 29 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 541-11К
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
20.11.2017 г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела; Рощупкина Ю.В. – член комиссии, заместитель начальника отдела; Артемьева Т.В. - член комиссии, государственный инспектор,
в отсутствие представителей ООО «МОСТОСТРОЙ 1»,
рассмотрев дело № 541-11к о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Мостострой 1» по признакам нарушения, предусмотренного п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цены в ходе проведения аукционов в электронной форме 0331100007314000371 и 0331100007314000345,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила информация о возможном соглашении между участниками закупок: ООО «МОСТОСТРОЙ 1» (ИНН 6820034167), ООО «Мостострой» (ИНН 6829048703) в ходе проведения аукционов в электронной форме № 0331100007314000371 и 0331100007314000345, приказом врио руководителя Воронежского УФАС России от 18.08.2017 года № 100 возбуждено дело № 541-11к в отношении ООО «Мостострой 1», ООО «Мостострой» по признакам нарушения, предусмотренного п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции.
Определением от 18.08.2017 года рассмотрение дела было назначено на 12.09.2017 года, в связи с неявкой представителей объявлялся перерыв до 10.10.2017 года.
Определением от 10.10.2017 года в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение было назначено на 26.10.2017 года.
В связи с неявкой представителей на заседание 26.10.2017 года, рассмотрение дела было отложено до 20.11.2017 года.
Проанализировав полученную в ходе подготовки к рассмотрению дела информацию, комиссия Воронежского УФАС России приходит к следующим выводам.
Порядок проведения электронного аукциона в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
В силу ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под аукционом в силу указанной нормы понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии со статьей 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Также согласно указанного статьи закона о контрактной статьи:
7. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
8. При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
9. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:
1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";
3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
10. От начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта в соответствии с частью 11 настоящей статьи.
11. При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
12. В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи.
Кроме того, ч.1 ст. 59 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе указано, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу ч. 10 указанной статьи участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

12.11.2014 года заказчиком - Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" было размещено извещение о проведении электронного аукциона №0331100007314000371. с начальной (максимальной) ценой контракта равной 14 034 374,00.
Согласно ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.12.2014 №299493 на участие в закупке подано 2 (две) заявки, которые по результатам рассмотрения был допущены к участию в аукционе, в числе которых были заявки ООО "МОСТОСТРОЙ 1", ООО "Мостострой".
04.12.2014 года состоялся электронный аукцион. Место проведения аукциона - АО "Электронные торговые системы".
В соответствии с протоколом от 04.12.2014 года проведения закупки в аукционе участвовали ООО "МОСТОСТРОЙ 1", ООО "Мостострой".
Согласно сведениям, предоставленными АО "Электронные торговые системы", ценовые предложения участников размещения заказа осуществлялись в следующем порядке:

Номер заявки участника

Наименование участника

ИНН

Предложенная цена, руб.

Тип ценового предложения

Дата и время подачи предложения

C учетом шага цены

297667

ООО

"МОСТОСТРОЙ"

6829048703

13 964 202.13

На понижение ↓

04.12.2014 11:33:01 (MSK+00:00)

 

+

294459

ООО "МОСТОСТРОЙ 1"

6820034167

13 894 030.26

На понижение ↓

04.12.2014 11:34:37 (MSK+00:00)

+

Участниками было сделано по одному шагу аукциона и цена снижена на 1,0%. Победителем аукциона признано ООО "МОСТОСТРОЙ 1".
При этом, согласно данным полученным от АО "Электронные торговые системы" заявки на участие в аукционе от указанных выше компаний были поданы с персональных устройства которые подключены к глобальной сети Интернет, имеющей одинаковый IP адрес, а именно <…>, что возможно только при нахождении в одном помещении, одной локальной сети. Аналогичная ситуация, один IP адрес <…>, наблюдается при направлении ценовых предложений для участия в аукционе.
Аналогичная ситуация сложилась при проведении электронного аукциона с реестровым номером 0331100007314000345.
12.08.2014 заказчиком - Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" было размещено извещение о проведении электронного аукциона 0331100007314000345 с начальной (максимальной) ценой 12 023 525,00 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.09.2014 №217089 на участие в закупке подано 2 (две) заявки, которые по результатам рассмотрения был допущены к участию в аукционе, в числе которых были заявки ООО "МОСТОСТРОЙ 1", ООО "Мостострой".
В соответствии с протоколом от 04.09.2014 проведения закупки в аукционе участвовали ООО "МОСТОСТРОЙ 1" , ООО "Мостострой".

Позиция

Участник

Наименование участника

ИНН

Предложенная цена, руб.

Тип ценового предложения

Дата и время подачи предложения

1

198857

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОСТОСТРОЙ 1"

6820034167

11 963 407.37

На понижение ↓

04.09.2014 10:32:20 (MSK+00:00)

2

200515

Общество с ограниченной ответственностью «Мостострой»

6829048703

11 963 407.37

На понижение ↓

04.09.2014 10:34:02 (MSK+00:00)

Участниками был сделан шаг аукциона и цена снижена на 0,5%. Победителем аукциона признано ООО "МОСТОСТРОЙ 1".
Согласно данным полученным от АО "Электронные торговые системы" заявки на участие в аукционе от указанных выше компаний были поданы с персональных устройства которые подключены к глобальной сети Интернет, имеющей одинаковый IP адрес, а именно <…>, что возможно только при нахождении в одном помещении, одной локальной сети. Аналогичная ситуация, один IP адрес <…>, наблюдается при направлении ценовых предложений для участия в аукционе.
Указанная ситуация свидетельствует о наличии между ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (ИНН 6820034167), ООО "Мостострой" (ИНН 6829048703) соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах.
В ходе проведения проверки было также установлено:
- электронные подписи под которыми подписывались участники ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (ИНН 6820034167), ООО "Мостострой" (ИНН 6829048703) выданы одним удостоверяющим центром, а именно ЗАО «ПФ «СКБ Контур», Екатеринбург, Свердловская область, еmail — ca@skbkontur.ru;
- имеют один адрес электронной почты mostostroy.kadr@yandex.ru;
- директором ООО "МОСТОСТРОЙ 1" <…> заключен договор аренды офисного здания от 07.05.2014 года с <…> (учредитель ООО «Мостострой» ИНН 6820035435), при этом генеральным директором ООО «Мостострой» ИНН 6820035435 является <…>, который также был учредителем ООО "Мостострой" (ИНН 6829048703).
Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определены в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции, Закон).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В пункте 18 данной статьи определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Признаками ограничения конкуренции в Законе N 135-ФЗ названы, кроме прочего, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с положениями части 1 статьи 11 и пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение может быть заключено в устной форме, что позволяет исключать из подлежащих доказыванию обстоятельств наличие формализованных (то есть подписанных или иным образом явно согласованных всеми участниками соглашения) документов, из содержания которых однозначно можно определить предмет договоренностей сторон.
Исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.
Таким образом, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Товарные границы рынка определяются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), которым предусмотрен код деятельности 45.2 — услуги по проведению общих строительных работ. Эта группировка включает, в том числе, комплекс строительных услуг на автомобильных и железных дорогах.
Предметом рассматриваемых аукционов являлись работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также ее инфраструктуры.
На рынке данных услуг действует большое количество хозяйствующих субъектов.
Кроме того, антимонопольный орган учитывает, что противоправное поведение указанных компаний носит системный характер, а именно, при проведении электронных аукционов № 0331100007315000049, 0131300009015000027 в торгах участвовало ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (ИНН 6820034167), ООО "МОСТОСТРОЙ" (ИНН 6820035435) ценовые предложения поступали с одного IP- адреса: <…>, при этом процент снижения начальной (максимальной) цены контракта при проведении торгов составил 0,5% и контракты заключались с ООО "МОСТОСТРОЙ 1".
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (ИНН 6820034167), ООО "Мостострой" (ИНН 6829048703) нарушения п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении аукционов № 0331100007314000345 и 0331100007314000371, выразившееся в заключении и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цены при проведении электронных аукционов.
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Мостострой" (ИНН 6829048703) прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией 01.12.2015 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГКРФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (ИНН 6820034167) нарушившим требования п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении которое могло привести к поддержанию цены при проведении электронных аукционов №0331100007314000371 и 0331100007314000345.
2. Выдать ООО "МОСТОСТРОЙ 1" предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена 20.11.2017г.
Решение изготовлено в полном объеме 29.11.2017г.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Члены Комиссии: Ю.В. Рощупкина
Т.В. Артемьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны