Решение б/н Решение от 27.10.2015 года по делу №577-з от 9 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Капремстрой» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области
(дело № 577-з)
27.10.2015г.                                                                                                                       г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, главный государственный инспектор; Сисева Н.И. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей: ООО «Капремстрой» <…>, Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области <…>, <…>, <…>, Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>, <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Капремстрой» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Капремстрой» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи, электронной почтой и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте в сети Интернет.
По мнению Заявителя заказчиком неверно выбран способ размещения закупки, заказчиком не установлено требование о наличии у участников конкурса свидетельства СРО на выполнение работ по организации строительных работ, установленный заказчиком порядок оценки не соответствует положениям закона о контрактной системе, установлено незаконное требование о предоставлении заявки на участие в конкурсе (описание объекта закупки) помимо письменной формы также на диске в сканированном виде в формате JPEG.
Представители Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области с доводами Заявителя не согласны и считают жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 3 статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области по заданию Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области на официальном сайте в сети Интернет было размещено извещение открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области  (номер извещения 0131200001015003996).
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56 (конкурс с ограниченным участием), 57 (двухэтапный конкурс), 59 (электронный аукцион), 72 (запрос котировок), 83, 84 (запрос предложений) и 93 (единственный поставщик) Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такой перечень установлен Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» (далее - Распоряжение № 2019- р). Распоряжение № 2019-р содержит перечень товаров, работ, услуг, сгруппированных и систематизированных по коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (далее - код ОКПД).
Согласно извещению о проведении Конкурса, предметом закупки является оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области, код ОКПД 75.13.11.140.
Указанный код ОКПД не входит в перечень, установленный Распоряжением № 2019-р, следовательно, ввиду отсутствия обязательности, заказчик имеет право по своему выбору провести как открытый конкурс, так и электронный аукцион.
Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18.03.2008 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» к мерам по охране водных объектом, коим является река Усмань, относится предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Указанные виды деятельности (извлечение стволов упавших деревьев из русла реки; сводка кустарника; проведение рекультивации растительного грунта; биогенное закрепление береговых откосов и береговой полосы в пределах береговых защитных полос, в т.н. залужение многолетними травами и закрепление их кустарниковой растительностью; ликвидация в пределах береговых защитных полос накопленных загрязнений; очистка водного объекта от донных отложений; воспроизводство водных биологических ресурсов) входят в техническое задание Конкурса и относятся к коду ОКПД 75.13.11.140 (Услуги государственного управления деятельностью в сфере водных ресурсов).
Таким образом, требуемые работы не предусматривают создание (строительство) новых объектов (в рамках понятия «строительство» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации), не несут конструктивных изменений на объекте. Результат данных работ не может находиться на балансе какого-либо предприятия (учреждения).
На основании указанного, Комиссия не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика в части выбора способа проведения торгов в виде открытого конкурса.
Довод Заявителя об отсутствии требования о наличии у участников конкурса допусков СРО на выполнение работ по гидромеханизированной разработке грунта и допуска СРО на организацию строительства Комиссия также находит необоснованным в силу нижеследующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Как установлено выше предмет конкурса не относится к строительству, а является оказанием особого вида услуг по реабилитации водного объекта.
В связи с указанным требование о наличии у участников конкурса допусков СРО не устанавливается.
В отношении довода Заявителя о том, что установленный заказчиком порядок оценки не соответствует положениям закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Критерии оценки заявок устанавливаются заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1085).
В рассматриваемом случае критерии оценки содержатся в приложении к Информационной карте конкурсной документации и состоят из следующего:
Стоимостные критерии:
- цена контракта;
Нестоимостные критерии:
-качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
Показатели:
а) качество услуг;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Показатели:
а) опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Как пояснили представители заказчика в соответствии с требованиями п. 8-11 Постановления № 1085 установлены два критерия оценки, одним из которых является «цена контракта». Установлена значимость величин данных критериев, сумма которых составляет 100%.
По нестоимостному критерию оценки установлено два показателя. В соответствии с п. 11 Постановления № 1085 заказчиком установлена шкала предельных величин значимости указанных показателей, устанавливающая интервалы их изменений (например, по показателю «Описание состава и последовательности оказания услуг» - 0 баллов, 20 баллов и 100 баллов, а также условия присвоения участнику конкурса конкретного количества баллов по данной шкале).
Проанализировав порядок оценки по указанным критериям Комиссия Воронежского УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе не установила.
Вместе с тем в рамках внеплановой проверки установлено, что в Информационной карте конкурса по нестоимостному критерию устанавливается такой показатель как опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема в то время как непосредственно в правилах оценки заявок (приложение к Информационной карте) порядок оценки (равно как и сам показатель) не указывается, что является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Представители Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области указали на техническую ошибку, допущенную при составлении конкурсной документации, а также указали на то, что спорный показатель опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема не предполагается к оценки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией было установлено, что в Информационной карте конкурсной документации содержится требование о том, что предложение участника конкурса в отношении объекта закупки (форма 1.3.2 Раздела 1.3 конкурсной документации) подлежит размещению в единой информационной системе в связи с чем, помимо письменной формы предоставляется также на диске в сканированной виде в формате JPEG.
Представители Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области указали, что данное требование носит рекомендательный характер и непредставление заявки на диске в сканированной виде в формате JPEG не является основанием для отклонения заявки.
Статьей 51 Закона о контрактной системе предъявляется исчерпывающий печень требований к заявке подаваемой на участие в конкурсе в том числе в части формы подачи заявки. Законом о контрактной системе не предусмотрено право требовать от участника конкурса подавать заявку в иной форме кроме как в письменной.
Следовательно, установив требование о подаче заявки помимо письменной формы также на диске в сканированной виде в формате JPEG, заказчиком нарушено требование части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы конверты с заявками были вскрыты и предложения участников стали известны, руководствуясь ч. 1 ст. 2, п.1 ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106, ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России от 19.11.2014г. решила:
1. Признать жалобу ООО «Капремстрой» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части отсутствия порядка оценки по показателю опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, в части установления требование о подаче заявки помимо письменной формы также на диске в сканированной виде в формате JPEG.
3. Выдать Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области предписание об устранении нарушений пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 27.10.2015 года.
Председатель Комиссии                                                                                    Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии                                                                 Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                                   Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны