Решение б/н Решение от 27.10.2015 года по делу №577-з от 9 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Капремстрой» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области
(дело № 577-з)
27.10.2015г. г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, главный государственный инспектор; Сисева Н.И. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей: ООО «Капремстрой» <…>, Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области <…>, <…>, <…>, Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>, <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Капремстрой» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Капремстрой» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи, электронной почтой и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте в сети Интернет.
По мнению Заявителя заказчиком неверно выбран способ размещения закупки, заказчиком не установлено требование о наличии у участников конкурса свидетельства СРО на выполнение работ по организации строительных работ, установленный заказчиком порядок оценки не соответствует положениям закона о контрактной системе, установлено незаконное требование о предоставлении заявки на участие в конкурсе (описание объекта закупки) помимо письменной формы также на диске в сканированном виде в формате JPEG.
Представители Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области с доводами Заявителя не согласны и считают жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области по заданию Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области на официальном сайте в сети Интернет было размещено извещение открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996).
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56 (конкурс с ограниченным участием), 57 (двухэтапный конкурс), 59 (электронный аукцион), 72 (запрос котировок), 83, 84 (запрос предложений) и 93 (единственный поставщик) Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такой перечень установлен Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» (далее - Распоряжение № 2019- р). Распоряжение № 2019-р содержит перечень товаров, работ, услуг, сгруппированных и систематизированных по коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (далее - код ОКПД).
Согласно извещению о проведении Конкурса, предметом закупки является оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области, код ОКПД 75.13.11.140.
Указанный код ОКПД не входит в перечень, установленный Распоряжением № 2019-р, следовательно, ввиду отсутствия обязательности, заказчик имеет право по своему выбору провести как открытый конкурс, так и электронный аукцион.
Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18.03.2008 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» к мерам по охране водных объектом, коим является река Усмань, относится предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Указанные виды деятельности (извлечение стволов упавших деревьев из русла реки; сводка кустарника; проведение рекультивации растительного грунта; биогенное закрепление береговых откосов и береговой полосы в пределах береговых защитных полос, в т.н. залужение многолетними травами и закрепление их кустарниковой растительностью; ликвидация в пределах береговых защитных полос накопленных загрязнений; очистка водного объекта от донных отложений; воспроизводство водных биологических ресурсов) входят в техническое задание Конкурса и относятся к коду ОКПД 75.13.11.140 (Услуги государственного управления деятельностью в сфере водных ресурсов).
Таким образом, требуемые работы не предусматривают создание (строительство) новых объектов (в рамках понятия «строительство» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации), не несут конструктивных изменений на объекте. Результат данных работ не может находиться на балансе какого-либо предприятия (учреждения).
На основании указанного, Комиссия не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика в части выбора способа проведения торгов в виде открытого конкурса.
Довод Заявителя об отсутствии требования о наличии у участников конкурса допусков СРО на выполнение работ по гидромеханизированной разработке грунта и допуска СРО на организацию строительства Комиссия также находит необоснованным в силу нижеследующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Как установлено выше предмет конкурса не относится к строительству, а является оказанием особого вида услуг по реабилитации водного объекта.
В связи с указанным требование о наличии у участников конкурса допусков СРО не устанавливается.
В отношении довода Заявителя о том, что установленный заказчиком порядок оценки не соответствует положениям закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Критерии оценки заявок устанавливаются заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1085).
В рассматриваемом случае критерии оценки содержатся в приложении к Информационной карте конкурсной документации и состоят из следующего:
Стоимостные критерии:
- цена контракта;
Нестоимостные критерии:
-качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
Показатели:
а) качество услуг;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Показатели:
а) опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Как пояснили представители заказчика в соответствии с требованиями п. 8-11 Постановления № 1085 установлены два критерия оценки, одним из которых является «цена контракта». Установлена значимость величин данных критериев, сумма которых составляет 100%.
По нестоимостному критерию оценки установлено два показателя. В соответствии с п. 11 Постановления № 1085 заказчиком установлена шкала предельных величин значимости указанных показателей, устанавливающая интервалы их изменений (например, по показателю «Описание состава и последовательности оказания услуг» - 0 баллов, 20 баллов и 100 баллов, а также условия присвоения участнику конкурса конкретного количества баллов по данной шкале).
Проанализировав порядок оценки по указанным критериям Комиссия Воронежского УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе не установила.
Вместе с тем в рамках внеплановой проверки установлено, что в Информационной карте конкурса по нестоимостному критерию устанавливается такой показатель как опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема в то время как непосредственно в правилах оценки заявок (приложение к Информационной карте) порядок оценки (равно как и сам показатель) не указывается, что является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Представители Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области указали на техническую ошибку, допущенную при составлении конкурсной документации, а также указали на то, что спорный показатель опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема не предполагается к оценки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией было установлено, что в Информационной карте конкурсной документации содержится требование о том, что предложение участника конкурса в отношении объекта закупки (форма 1.3.2 Раздела 1.3 конкурсной документации) подлежит размещению в единой информационной системе в связи с чем, помимо письменной формы предоставляется также на диске в сканированной виде в формате JPEG.
Представители Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области указали, что данное требование носит рекомендательный характер и непредставление заявки на диске в сканированной виде в формате JPEG не является основанием для отклонения заявки.
Статьей 51 Закона о контрактной системе предъявляется исчерпывающий печень требований к заявке подаваемой на участие в конкурсе в том числе в части формы подачи заявки. Законом о контрактной системе не предусмотрено право требовать от участника конкурса подавать заявку в иной форме кроме как в письменной.
Следовательно, установив требование о подаче заявки помимо письменной формы также на диске в сканированной виде в формате JPEG, заказчиком нарушено требование части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы конверты с заявками были вскрыты и предложения участников стали известны, руководствуясь ч. 1 ст. 2, п.1 ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106, ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России от 19.11.2014г. решила:
1. Признать жалобу ООО «Капремстрой» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части отсутствия порядка оценки по показателю опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, в части установления требование о подаче заявки помимо письменной формы также на диске в сканированной виде в формате JPEG.
3. Выдать Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области предписание об устранении нарушений пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 27.10.2015 года.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Н.И. Сисева