Решение б/н Решение от 30.10.2015 года по делу №578-з от 9 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО НПП «ЭкоГидроТехнологии» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области
(дело № 578-з)
30.10.2015г. г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, главный государственный инспектор; Артемьева Т.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей: ООО НПП «ЭкоГидроТехнологии» <…>, Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области <…>, <…>, <…>, Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>, <…>,
рассмотрев жалобу ООО НПП «ЭкоГидроТехнологии» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО НПП «ЭкоГидроТехнологии» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи, электронной почтой и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте в сети Интернет.
По мнению Заявителя заказчиком неверно выбран способ размещения закупки, установленный заказчиком порядок оценки не соответствует положениям закона о контрактной системе, в частности требование о предоставлении в составе заявки графика поступления на объект конструкций, изделий, материалов и оборудования, графика движения рабочих кадров по объекту, графика движения основной техники по объекту, расчета машин и механизмов с привязкой к объекту, расчета инженерно-технического персонала с привязкой к объекту являются показателями в рамках критерия квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, опыта работы, деловой репутации и не относятся к критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта.
Представители Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области с доводами Заявителя не согласны и считают жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области по заданию Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области на официальном сайте в сети Интернет было размещено извещение открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996).
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56 (конкурс с ограниченным участием), 57 (двухэтапный конкурс), 59 (электронный аукцион), 72 (запрос котировок), 83, 84 (запрос предложений) и 93 (единственный поставщик) Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такой перечень установлен Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» (далее - Распоряжение № 2019- р). Распоряжение № 2019-р содержит перечень товаров, работ, услуг, сгруппированных и систематизированных по коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (далее - код ОКПД).
Согласно извещению о проведении Конкурса, предметом закупки является оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области, код ОКПД 75.13.11.140.
Указанный код ОКПД не входит в перечень, установленный Распоряжением № 2019-р, следовательно, ввиду отсутствия обязательности, заказчик имеет право по своему выбору провести как открытый конкурс, так и электронный аукцион.
Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18.03.2008 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» к мерам по охране водных объектом, коим является река Усмань, относится предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Указанные виды деятельности (извлечение стволов упавших деревьев из русла реки; сводка кустарника; проведение рекультивации растительного грунта; биогенное закрепление береговых откосов и береговой полосы в пределах береговых защитных полос, в т.н. залужение многолетними травами и закрепление их кустарниковой растительностью; ликвидация в пределах береговых защитных полос накопленных загрязнений; очистка водного объекта от донных отложений; воспроизводство водных биологических ресурсов) входят в техническое задание Конкурса и относятся к коду ОКПД 75.13.11.140 (Услуги государственного управления деятельностью в сфере водных ресурсов).
Таким образом, требуемые работы не предусматривают создание (строительство) новых объектов (в рамках понятия «строительство» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации), не несут конструктивных изменений на объекте. Результат данных работ не может находиться на балансе какого-либо предприятия (учреждения).
На основании указанного, Комиссия не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика в части выбора способа проведения торгов в виде открытого конкурса.
В отношении довода Заявителя о том, что установленный заказчиком порядок оценки не соответствует положениям закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Критерии оценки заявок устанавливаются заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1085).
В рассматриваемом случае критерии оценки содержатся в приложении к Информационной карте конкурсной документации и состоят из следующего:
Стоимостные критерии:
- цена контракта;
Нестоимостные критерии:
-качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
Показатели:
а) качество услуг;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Показатели:
а) опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Как пояснили представители заказчика, согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Как указывалось выше конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 40%.
По критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлены следующие показатели:
1. Описание состава и последовательности оказания услуг, содержащее, в том числе, график поступления на объект конструкций, изделий, материалов и оборудования, график движения рабочих кадров по объекту, график движения основной техники по объекту, сроки формирования карт намыва при оказании услуг и их обоснование, сроки, порядок выполнения основных этапов и их обоснование (значимость показателя – 40%);
2. Описание технологии и методологии оказания услуг, содержащее, в том числе, расчет машин и механизмов с привязкой к объекту, расчет инженерно-технического персонала с привязкой к объекту, технологические карты, описание способов и методов оказания услуг (значимость показателя – 60%).
Оценка заявок по показателю «Описание состава и последовательности оказания услуг» производится по следующей шкале:
0 баллов – предложение участником не представлено;
20 баллов – в предоставленных сведениях не содержится график поступления на объект конструкций, изделий, материалов и оборудования или не содержится график движения рабочих кадров по объекту или не содержится график движения основной техники по объекту или не содержатся сроки формирования карт намыва при оказании услуг и их обоснование или не содержатся сроки, порядок выполнения основных этапов и их обоснование;
100 баллов – в предоставленных сведениях содержатся график поступления на объект конструкций, изделий, материалов и оборудования, график движения рабочих кадров по объекту, график движения основной техники по объекту, сроки формирования карт намыва при оказании услуг и их обоснование, сроки, порядок выполнения основных этапов и их обоснование.
Оценка заявок по показателю «Описание технологии и методологии оказания услуг» производится по следующей шкале:
0 баллов – сведения не представлены;
20 баллов – в предоставленных сведениях не содержится расчет машин и механизмов с привязкой к объекту или не содержится расчет инженерно-технического персонала с привязкой к объекту или не содержатся технологические карты или не содержится описание способов и методов оказания услуг;
40 баллов - в предоставленных сведениях содержится расчет машин и механизмов с привязкой к объекту, расчет инженерно-технического персонала с привязкой к объекту, технологические карты, а так же содержится описание способов и методов оказания услуг, но без обоснования их эффективности и реализуемости;
100 баллов – в предоставленных сведениях содержится расчет машин и механизмов с привязкой к объекту, расчет инженерно-технического персонала с привязкой к объекту, технологические карты, а так же содержится описание способов и методов оказания услуг вместе с обоснованием их эффективности и реализуемости.
Таким образом, в конкурсной документации содержится порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию оценки заявок «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», который позволяет объективно рассмотреть и оценить заявки.
Такие показатели как график поступления на объект конструкций, изделий, материалов и оборудования, график движения рабочих кадров по объекту, график движения основной техники по объекту, сроки формирования карт намыва позволяют, в частности, оценить последовательность оказания услуг, что является важным элементом при организации и выполнении экологической реабилитации рек и позволит оценить качество организации и выполнения экологической реабилитации водного объекта и его экологических характеристик. Также следует отметить, что в документации не содержится каких-либо требований о документальном подтверждении наличия финансовых ресурсов.
На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе не усматривает.
Вместе с тем в рамках внеплановой проверки (проведенной 27.10.2015 года при рассмотрении жалобы ООО «Капремстрой») установлено, что в Информационной карте конкурса по нестоимостному критерию устанавливается такой показатель как опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема в то время как непосредственно в правилах оценки заявок (приложение к Информационной карте) порядок оценки (равно как и сам показатель) не указывается, что является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Также ранее (27.10.2015 года при рассмотрении жалобы ООО «Капремстрой») Комиссией было установлено, что в Информационной карте конкурсной документации содержится требование о том, что предложение участника конкурса в отношении объекта закупки (форма 1.3.2 Раздела 1.3 конкурсной документации) подлежит размещению в единой информационной системе в связи с чем, помимо письменной формы предоставляется также на диске в сканированной виде в формате JPEG.
Указав требование о подаче заявки помимо письменной формы также на диске в сканированной виде в формате JPEG, заказчик нарушил положения части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, принимая во внимание результаты рассмотрения и внеплановой проверки по жалобе ООО «Капремстрой», руководствуясь ч. 1 ст. 2, п.1 ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106, ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России от 19.11.2014г. решила:
1. Признать жалобу ООО НПП «ЭкоГидроТехнологии» на действия Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и выполнению экологической реабилитации р. Усмань от автодорожного моста на трассе Воронеж-Тамбов до автодорожного моста Боровое-Сомово на территории г.о.г. Воронеж Воронежской области и Новоусманского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131200001015003996) необоснованной.
2. Признать в действиях Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части отсутствия порядка оценки по показателю опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, в части установления требования о подаче заявки помимо письменной формы также на диске в сканированной виде в формате JPEG.
3. В связи с ранее выданным предписанием по делу № 577-з от 27.10.2015 года, предписание Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области и Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области об устранении нарушений пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 27.10.2015 года.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Т.В. Артемьева