Определение б/н Определение от 11.03.2015 года о назначении дела №59-14к/14к... от 12 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 59-14к/14к О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ
«11» марта 2015 года                                                                        город  Воронеж
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Попов В.Г., на основании приказа Воронежского УФАС России от 11.03.2015 г. № 24 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы предоставленные государственным инспектором отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Лисенко С.А. по признакам нарушения Страховым открытым акционерным обществом «ВСК» (юридический адрес: 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4, фактический адрес: 394006, г. Воронеж, ул. 20 Лет Октября, д. 20 А, ИНН 7710026574, КПП 775001001, далее – СОАО «ВСК») и Обществом с ограниченной ответственностью «Балт-Страхование» (юридический адрес: 127521, г. Москва, пр. Марьиной-Рощи 12-й, д. 9, стр. 1, фактический адрес в г. Воронеже: 394033, г. Воронеж, пр-кт. Ленинский, д. 160 А, ИНН 7825389849, КПП 775001001, далее – ООО «Балт-Страхование») требований абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), установил:
26.12.2014 г. отделом контроля закупок Воронежского УФАС России была рассмотрена жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (394006, г. Воронеж, ул. Революции 1905 г., д. 66 ИНН 5027089703, КПП 502701001, далее – ООО «Росгосстрах») на действия Казенного учреждения Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» (394006, г. Воронеж, ул. Свободы, д. 75, ИНН 3664062627,КПП 366401001, далее – КУ ВО «Гражданская оборона», Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Указанная жалоба была признана необоснованной, вместе с тем в ходе рассмотрения было установлено следующее.
09.12.2014 г. КУ ВО «Гражданская оборона» на официальном сайте в сети Интернет было размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта (далее – ОПО) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (номер извещения 0331200007314000091).
Как следует из извещения № 0331200007314000091 от 09.12.2014 г., объектом закупки являлось:
оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Склад взрывчатых материалов;
оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Система газопотребления предприятия.
На участие в запросе котировок было подано 6 заявок, в том числе были поданы заявки следующих компаний: СОАО «ВСК» (заявка № 1), ООО «Росгосстрах» (заявка № 2) и ООО «Балт-Страхование») (заявка № 3).
Согласно ч. 6 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»), победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 17.12.2014 г. для закупки 0331200007314000091, победителем в указанном запросе было признанно СОАО «ВСК» предложившее наиболее низкую цену 172200,00 руб. и подавшее заявку ранее других участников (16 ч. 17. мин. (МСК) 09.12.2014 г.) Участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок, стало ООО «Балт-Страхование» с предложением цены 172200,00 руб. и подавшее заявку в 14 ч. 33. мин. (МСК) 11.12.2014 г.
ООО «Росгосстрах» подало заявку на участие в вышеуказанном запросе котировок 09.12.2014 г. в 17 ч. 08 мин. (МСК) с предложением цены 179700,00 руб.
Согласно ч. 12 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта»), установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта», при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. Значение коэффициента, указанного в части 9 указанной статьи, не может быть более 1,0 и менее 0,6 (ч. 10 ст. 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта»).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта», профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта», профессиональное объединение страховщиков обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими обязательного страхования, разрабатывает и устанавливает обязательные для профессионального объединения страховщиков и его членов стандарты и правила профессиональной деятельности и контролирует их соблюдение.
Таким образом, страховщик при расчете страхового тарифа для обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, обязан применять понижающие ставки и (или) коэффициенты, установленные профессиональным объединением страховщиков членом которого является страховщик. При этом, значение понижающего коэффициента не может быть более 1,0 и менее 0,6.
Воронежским УФАС России установлено, что СОАО «ВСК», ООО «Балт-Страхование» и ООО «Росгосстрах» являются членами Национального союза страховщиков ответственности (ИНН 7709634514) (далее – НССО) и, как следствие, все указанные хозяйствующие субъекты, при расчете цены контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (номер извещения 0331200007314000091), обязаны применять понижающий коэффициент установленный НССО.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта», страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с указанным Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ).
При этом, согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России указанным Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии" (далее -  Постановление Правительства РФ N 808). Необходимо отметить, что на момент проведения запроса котировок (номер извещения 0331200007314000091) Банком России не были установлены тарифы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и, как следствие, подлежали применению тарифы установленные Постановлением Правительства РФ N 808.
В соответствии с п. 1 разд. 1 Постановления Правительства РФ N 808, базовая ставка страхового тарифа (процента от страховой суммы) для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца склада взрывчатых материалов за причинение вреда в результате аварии на указанном объекте, составляет 1,96. Базовой ставка страхового тарифа (процента от страховой суммы) для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца системы газопотребления предприятия за причинение вреда в результате аварии на указанном объекте, составляет 0.20. Аналогичные базовые ставки, для страхования гражданской ответственности владельца вышеуказанных опасных объектов, содержаться в приложении 1 к извещению о проведении запроса котировок № 0331200007314000091.
В соответствии с абз. 1 разд. IV Постановления Правительства РФ N 808, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, определяется как произведение страховой суммы и страхового тарифа, полученного путем умножения базовой ставки страхового тарифа (раздел I Постановления Правительства РФ N 808) на значения коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта и коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших.
При этом, в соответствии с п. 23 раздела V "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 916), при определении размера страховой премии, подлежащей уплате страхователем по договору обязательного страхования, страховщик применяет базовые страховые тарифы и поправочные коэффициенты к ним, исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении об обязательном страховании и иных документов, прилагаемых к нему.
Таким образом, СОАО «ВСК»,  ООО «Балт-Страхование» и ООО «Росгосстрах» при участии в запросе котировок № 0331200007314000091 обязаны были произвести расчет страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, исходя из сведений, указанных КУ ВО «Гражданская оборона» в документации к указанному запросу котировок и с учетом требований установленных НССО.
В соответствии с п. 1.3.3 «Правил организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (утв. постановлением Президиума НССО от 14.12. 2011г., пр. № 34 в ред. от 18.12.2013г., пр. № 61) (далее – Правила НССО), расчёт понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта (далее – К3).
В соответствии с п. 4.1. Правил НССО, значение К3 устанавливается в соответствии с таблицей 2.
Согласно сведениям, содержащимся в таблице 2 п. 4.1. Правил НССО, в период с 01.01.2014 г. до 31.12.2015 г. для объектов с уровнем безопасности вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта, установлены следующие понижающие коэффициенты:
для объектов с уровнем безопасности «Низкий» - 1;
для объектов с уровнем безопасности «Минимально приемлемый» -    0,95;
для объектов с уровнем безопасности «Средний» - 0,85;
для объектов с уровнем безопасности «Высокий» - 0,7.
В соответствии с п. 4.4. Приложения 12 к Правилам НССО, численное значение уровня безопасности опасного объекта переводится в лингвистические переменные по следующей схеме.
S (количество баллов) Уровень безопасности опасного объекта
S < 1.50 низкий
1.50 < = S < 2.50 минимально приемлемый
2.50 < = S < 3.50 средний
3.50 < = S < = 4.00 высокий
Согласно приложениям к запросу котировок № 0331200007314000091, численное значение уровня безопасности опасного объекта составляет:
для ОПО склад взрывчатых материалов – 3.53;
для ОПО система газопотребления предприятия - 3.06.
Таким образом, из перевода вышеуказанных численных значений в лингвистические переменные следует, что ОПО склад взрывчатых материалов обладает высоким уровнем безопасности, а ОПО система газопотребления предприятия обладает средним уровнем безопасности и, как следствие, для ОПО склад взрывчатых материалов должен применятся понижающий коэффициент - 0.7, а для ОПО система газопотребления понижающий коэффициент - 0.85.
Учитывая методику расчета, приведенную в абз. 1 разд. IV Постановления Правительства РФ N 808, положение Правил НССО и информацию, указанную в документации запроса котировок № 0331200007314000091, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, заключение которого являлось предметом указанного запроса котировок, должен составлять фиксированную сумму - 179700 руб.
Предложения СОАО «ВСК» и ООО «Балт-Страхование» цены контракта 172200,00 руб. может свидетельствовать о неправомерном применении понижающего коэффициента - 0.7 для расчета размера страховой премии при страховании ОПО система газопотребления предприятия.
Необходимо отметить, что законодательством о контрактной системе не установлены исключения для случаев, когда цена услуг является фиксируемой.
Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции», целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Как следует из ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ, СОАО «ВСК», ООО «Балт-Страхование» и ООО «Росгосстрах» осуществляют деятельность, в том числе, по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, таким образом, являясь конкурентами.
Абзацем 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен общий запрет на недобросовестную конкуренцию.
Действия СОАО «ВСК» и ООО «Балт-Страхование» по неверному расчету в виде снижения цены договора (неправомерного применения понижающего коэффициента) и направления в адрес заказчика предложения в рамках процедуры запроса котировок № 0331200007314000091 имеют признаки нарушения абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» так как:
1. Направлены на получение преимуществ, поскольку размер цены договора являлся основным критерием в определении победителя закупочной процедуры для последующего заключения договора страхования.
2. Противоречат ч. 12 ст. 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта», п. 23 раздела V "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", требованиям добропорядочности и справедливости.
3. Причинили убытки в виде упущенной выгоды конкуренту ООО «Росгосстрах» - проигравшему участнику рассматриваемого запроса котировок в размере не меньшем, чем полученный доход в результате действий, имеющих признаки недобросовестной конкуренции, повлекших заключение договора страхования на сумму 179700 руб. (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), а также причинили вред деловой репутации конкурентов.
Деловая репутация возникает у юридического лица в силу его создания и является одним из условий его успешной деятельности, что установлено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».
Кроме того, информация о проигрыше по результатам запроса котировок влечет в деловом обороте отрицательную оценку деловых качеств и характеристик юридических лиц, является общедоступной (Интернет сайт www.b2b-center.ru) и негативно учитывается потенциальными страхователями (потребителями) на рынке страхования гражданской ответственности.
Таким образом, перечисленные действия СОАО «ВСК» и ООО «Балт-Страхование» могут являться актом недобросовестной конкуренции, определенным абзацем 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь частями 6 и 13 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», определил:
1. Назначить дело № 59-14к/14к рассмотрению на 10 часов 00 минут (мск)  09 апреля 2015 года в помещении Воронежского УФАС России (г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72, каб. 2).
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 59-14к/14к в качестве:
Заинтересованного лица - ООО «Росгосстрах»;
Ответчиков - СОАО «ВСК» и ООО «Балт-Страхование»;
3. ООО «Росгосстрах» в срок до 15 ч. 00 мин. (мск) 25 марта 2015 года обеспечить доставку в Воронежское УФАС России следующей информации (сведений, надлежащим образом заверенных копии документов):
3.1. Учредительные документы.
3.2. Документы, определяющие руководителя.
3.3. Предложение со всеми приложениями участника закупки     ООО «Росгосстрах» в рамках процедуры запроса котировок (извещение № 0331200007314000091).
3.4. Подробный расчет страховой премии (с указанием страховых тарифов и коэффициентов) произведенный ООО «Росгосстрах» в рамках процедуры запроса котировок (извещение № 0331200007314000091).
3.5. Правовую позицию относительно действий СОАО «ВСК» и ООО «Балт-Страхование», указанных в настоящем определении.
3.6. Правовую позицию относительно наличия либо отсутствия упущенной выгоды ООО «Росгосстрах» вследствие действий СОАО «ВСК» и ООО «Балт-Страхование», указанных в настоящем определении.
4. СОАО «ВСК» в срок до 15 ч. 00 мин. (мск) 11 марта 2015 года обеспечить доставку в Воронежское УФАС России следующей информации (сведений, надлежащим образом заверенных копии документов):
4.1. Учредительные документы.
4.2. Документы, определяющие руководителя.
4.3. Предложение со всеми приложениями участника закупки     СОАО «ВСК» в рамках процедуры запроса котировок (извещение № 0331200007314000091).
4.4. Подробный расчет страховой премии (с указанием страховых тарифов и коэффициентов), произведенный СОАО «ВСК» в рамках процедуры запроса котировок (извещение № 0331200007314000091).
4.5. Правовую позицию с нормативным обоснованием по признакам нарушения антимонопольного законодательства, изложенным в настоящем определении.
5. ООО «Балт-Страхование» в срок до 15 ч. 00 мин. (мск) 11 марта 2015 года обеспечить доставку в Воронежское УФАС России следующей информации (сведений, надлежащим образом заверенных копии документов):
5.1. Учредительные документы.
5.2. Документы, определяющие руководителя.
5.3. Предложение со всеми приложениями участника закупки    ООО «Балт-Страхование» в рамках процедуры запроса котировок (извещение № 0331200007314000091).
5.4. Подробный расчет страховой премии (с указанием страховых тарифов и коэффициентов), произведенный ООО «Балт-Страхование» в рамках процедуры запроса котировок (извещение № 0331200007314000091).
5.5. Правовую позицию с нормативным обоснованием по признакам нарушения антимонопольного законодательства, изложенным в настоящем определении.
В указанные в пункте 1 настоящего определения время и место необходимо явиться руководителям/представителям ООО «Росгосстрах», СОАО «ВСК» и ООО «Балт-Страхование» с документами, определяющими руководителей/представителей организаций и документами, удостоверяющими личность.
Вышеуказанную информацию и документы необходимо предоставить в указанный срок по каждому отдельному пункту.
Все копии документов (каждая страница) должны быть заверены печатью и подписью руководителя.  
Информацию необходимо предоставить с сопроводительным письмом, содержащим перечень предоставляемых документов, а также их наименование, номер и дату принятия.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не предоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе не предоставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно предоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) гражданами, должностными лицами или юридическими лицами влечет наложение административного штрафа.

Примечания:
Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Связанные организации

Связанные организации не указаны