Решение №036/05/28-904/2022 по делу о нарушении АО «Россельхозбанк» требований части 7 с... от 16 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/28-904/2022

«16» декабря 2022 года                                                                        г. Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 декабря 2022 года

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.В. Логошин - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Капранчиков А.В. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Лисенко С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/28-904/2022 по признакам нарушения акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк» (ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890, адрес: 119034, Москва, Гагаринский переулок, дом 3) (далее – АО «Россельхозбанк»), требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителей АО «Россельхозбанк» - <…>, <…>,

УСТАНОВИЛА:

Воронежским УФАС России 02.09.2022 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций), выявлено распространение на рекламной конструкции (Электронный цифровой билборд 9х12 метров), расположенной на крыше, пятиэтажного здания по адресу: г. Воронеж, площадь Ленина, 12, информации следующего содержания:
«РоссельхозБанк» от 3% годовых ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ. На строительство и покупку жилья за городом. 7787. 8 800 100 0 100. rshb.ru. (слайд № 1).
При этом, слайд № 1 содержит информацию, расположенную в правой нижней части экрана, выполненную мелким шрифтом. Названная информация не поддается прочтению без применения специальных технических средств.
Кроме того, установлено распространение следующей информации: «Кредиты предоставляются на объекты недвижимости, расположенные на территориях сельских агломераций. В том числе, на приобретение жилого дома с земельным участком по договору купли-продажи на строительство/завершение строительства жилого дома на земельном участке, находящемся в собственности у заемщика по договору подряда с подрядной организацией на приобретение земельного участка и строительство на нем жилого дома по договору подряда с подрядной организацией. Ипотечный кредит в рамках настоящей программы может быть предоставлен заемщику только один раз. Сумма кредита – от 100 тыс. рублей включительно до 5 млн. рублей включительно в зависимости от расположения объекта недвижимости. Срок действия решения АО «Россельхозбанк» - 85 календарных дней. Срок кредита – до 25 лет включительно. Процентная ставка составляет от 3.0% годовых.
Понятия «Сельские территории» и «Сельские агломерации» определяется в соответствии с правилами предоставления субсидий из Федерального бюджета Российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам). Предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях) утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1567. Подрядные организации и договоры подряда должны соответствовать требованиям АО «РоссельхозБанк».
Более подробную информацию об условиях предоставления ипотечного кредита с льготной процентной ставкой для граждан Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения на сельских территориях можно получить при личном обращении в подразделениях АО «РоссельхозБанк», а также на официальном сайте: www.rshb.ru и по телефону 8 800 100 0 100).
Данная информация является рекламой. Не является офертой. Информация действительна на 12.05.2022. АО «РоссельхозБанк» генеральная лицензия банка России № 3343 (бессрочная) от 12.08.2015. (слайд № 2).
Рассматриваемая информация транслировалась на электронном цифровом билборде наряду с иными информационными (рекламными) материалами. Продолжительность трансляции слайда № 1 и слайда № 2 составляет 3 секунды для каждого слайда.
При этом электронный цифровой билборд расположен на крыше пятиэтажного здания по адресу: г. Воронеж, площадь Ленина, 12, а расстояние, на которое может приблизиться потенциальный потребитель рекламы, составляет около 70 метров.
С указанного расстояния информация, распространяемая на электронном цифровом билборде, обозревается под прямым углом, что является наиболее удобным для потенциального потребителя.
При приближении к рекламной конструкции на расстояние от 40 до 30 метров, распространяемая информация обозревается под острым углом, что затрудняет прочтение и усвоение такой информации.
При приближении к рекламной конструкции на расстояние от 30 и менее метров, прочтение распространяемой информации практически невозможно, в силу особенностей расположения рекламной конструкции.
Комиссия отмечает, что высота, на которой расположена рекламная конструкция, посредством которой транслировалась спорная реклама, составляет не менее 15 метров.
В материалы дела № 036/05/28-904/2022 АО «РоссельхозБанк» предоставлен договор № РСХБ-014-43-88/23-2022 от 03.08.2022 г., заключенный между Обществом и ИП <…>, касающейся, в том числе распространения спорной рекламы, по адресу г. Воронеж, площадь Ленина, 12.
Согласно положению пункта 2.2. договора № РСХБ-014-43-88/23-2022 от 03.08.2022 г., АО «РоссельхозБанк» обязуется предоставить заявку на изготовление РИМ (рекламно-информационные материалы) и макет РИМ Исполнителю (ИП <…>) не позднее 5 (пяти) рабочих дней до даты размещения (п. 2.2.1.  договора № РСХБ-014-43-88/23-2022).
Передать Исполнителю (ИП <…>) эскизы РИМ, оригинал-макеты и иные рабочие материалы, необходимые для целей надлежащего изготовления РИМ (п. 2.2.2. договора № РСХБ-014-43-88/23-2022).
Исполнение условий договора № РСХБ-014-43-88/23-2022 подтверждено актом сдачи-приемки работ № 07/09/22 от 07.09.2022 г.
Следовательно, именно АО «РоссельхозБанк» является рекламодателем спорной рекламы.
В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1922, далее – Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 указанных Правил.
Согласно положению пункта 6 Правил, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
Воронежское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении Управления полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АО «Россельхозбанк».
Письмом ФАС России (исх. № ГМ/87311/22 от 21.09.2022 г.) о наделении полномочиями, Воронежскому УФАС России предоставлены полномочия по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АО «Россельхозбанк» (место нахождения г. Москва).
Учитывая наличие в действиях АО «Россельхозбанк» признаков нарушения требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», Определением № 036/05/28-904/2022 (исх. № АЛ/6524/22) в отношении указанного лица возбуждено дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 00 мин. (мск) 04.10.2022 г.
04.10.2022 г. рассмотрение дела было отложено на 11 ч. 30 мин. 17 октября 2022 года (Определение об отложении исх. № АЛ/7300/22).
Кроме того, срок рассмотрения дела № 036/05/28-904/2022 был продлен до 09 декабря 2022 г. (Определение о продлении срока рассмотрения исх. № АЛ/7297/22).
17.10.2022 г. в рассмотрении дела был объявлен перерыв до 10 ч. 00 мин. 21.10.2022 г.
21.10.2022 г. в ходе рассмотрения дела, Комиссия пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств и отложила рассмотрение дела на 10 ч. 00 мин. 08 ноября 2022 г. (Определение об отложении исх. № АЛ/7828/22).
08 ноября 2022 года в рассмотрении дела был объявлен перерыв до 10 ч. 00 мин 11 ноября 2022 года.
11.11.2022 года рассмотрение дела было отложено на 10 ч. 30 мин. 29 ноября 2022 года (Определение об отложении исх. № АЛ/8408/22).
29.11.2022 года рассмотрение дела было отложено на 10 ч. 30 мин. 08 декабря 2022 года (Определение об отложении исх. № АЛ/8879/22).
08 декабря 2022 года Комиссия, исследовав материалы дела, изучив объяснения, документы, предоставленные Ответчиком и иные материалы дел, считает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (услуги АО «РоссельхозБанк» по выдаче ипотечного кредита по ставке 3% годовых), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее — рассматриваемая реклама).
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Учитывая расположение рекламной конструкции, а также, ограниченное время трансляции (3 секунды для каждого слайда), информация, содержащаяся на слайде № 1 и № 2 является нечитаемой без использования специальных технических средств.
При этом, прочтению без затруднения за указанный трехсекундный период, поддается только надпись: «РоссельхозБанк» от 3% годовых ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ. На строительство и покупку жилья за городом. 7787. 8 800 100 0 100. rshb.ru», содержащаяся на слайде № 1 и выполненная крупным шрифтом.
Исходя из анализа рассматриваемой рекламы, можно сделать вывод о том, что ипотечный кредит, на строительство и покупку жилья за городом, по ставке 3% годовых, предоставляется АО «Россельхозбанк» без каких-либо дополнительных условий.
Вместе с тем, как установлено Комиссией из имеющихся в ее распоряжении материалов дела № 036/05/28-904/2022, предоставление ипотечного кредита по ставке 3% годовых, осуществляется АО «Россельхозбанк» в соответствии с требованиями и условиями, содержащимися в карточке кредитного продукта (Приложение № 3.17 к приказу АО «Россельхозбанк» от 07.10.2011 № 465-ОД, далее - Карточка кредитного продукта, предоставленная в материалы дела Ответчиком), разработанной на основании Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. N 1567 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)» (далее – Правила № 1567).
Согласно пункту 19 Карточки кредитного продукта, размер участия собственными средствами Заемщика (первоначальный взнос) составляет:
- не менее 10% (включительно) от стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения (жилого дома).
Размер доли собственных средств округляется по правилам математического округления с точностью до двух знаков после запятой. Размер доли собственных средств, составляющий менее 10 процентов, округлению не подлежит.
Аналогичные требования о необходимости внесения не менее 10 процентов от стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения, содержатся в подпункте Г) пункта 6 Правил № 1567.
Таким образом, внесение не менее 10 процентов от стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения, является обязательным условием для получения ипотечного кредита по ставке 3% годовых, как в силу Правил № 1567, так и в силу требований АО «Россельхозбанк».
Вышеуказанное условие полностью отсутствует (не упоминается) в рассматриваемой рекламе.
Согласно пункту 5 Карточки кредитного продукта, сумма кредита, по кредитной программе «Ипотечный кредит от 3% годовых», сумма кредита составляет от 100 000 (включительно) до:
- 3 000 000 (включительно) - для готовых жилых помещений, находящихся на этапе строительства, готовых/строящихся жилых домов (жилых домов с земельными участками), расположенных на сельских территориях (сельских агломерациях) субъектов Российской Федерации, за исключением Ленинградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
- 5 000 000 (включительно) – готовых для жилых помещений, жилых помещений, находящихся на этапе строительства, готовых/строящихся жилых домов (жилых домов с земельными участками), расположенных на сельских территориях (сельских агломерациях) Ленинградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
В соответствии с подпунктом В) пункта 6 Правил № 1567, размер кредита (займа) составляет:
до 3 млн. рублей (включительно) - для жилых помещений (жилых домов), расположенных на сельских территориях (сельских агломерациях) субъектов Российской Федерации, за исключением Ленинградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
до 5 млн. рублей (включительно) - для жилых помещений (жилых домов), расположенных на сельских территориях (сельских агломерациях) Ленинградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Таким образом пункт 5 Карточки кредитного продукта, частично дублирует подпункт В) пункта 6 Правил № 1567, а максимальная сумма ипотечного кредита с использованием кредитной программы: «Сельская ипотека под 3% годовых», для приобретения жилья на территории Воронежской области, составляет 3 000 000 рублей.
В тоже время, в рассматриваемой рекламе формально указана максимальная сумма кредита – 5 000 000 рублей. Указанная сумма содержится на слайде № 2, и как указанно ранее, является нечитаемой без использования специальных технических средств.
Комиссия отмечает, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Воронежа и, как следствие, ориентирована на жителей г. Воронежа и Воронежской области. Возможность приобретения объектов недвижимости на территории иных регионов РФ с условием кредитования 5 000 000, в данном случае и с учетом рассматриваемых обстоятельств, является вторичной.
Учитывая целевое назначение ипотечного кредитования (приобретение недвижимого имущества), формальное указание на максимальную сумму кредита в 5 000 000 рублей, не может считаться достоверным, поскольку, такая сумма кредита возможна только при приобретении недвижимого имущества, находящегося в Ленинградской области, Ямало-Ненецком автономном округе и субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Согласно, пункту 28.2 «требования к подрядным и субподрядным организациям» Карточки кредитного продукта, подрядчики с субподрядчики, привлекаемые к строительству объектов недвижимости в рамках кредитной программы: «Сельская ипотека под 3% годовых», должны соответствовать, в том числе, следующим условиям:
- отсутствие исков со стороны подрядной организации к субподрядной организации, а также со стороны субподрядной организации к подрядной организации;
- отсутствие в открытых источниках негативной информации (включение в список недобросовестных строительных организаций профильных министерств и субъектов РФ, неисполнение обязательств, возбуждение в отношении учредителей подрядной организации уголовных дел и т.д.) о подрядной организации (ее учредителях);
- наличие необходимых разрешительных документов (свидетельства, разрешения, лицензии) на право выполнения следующих работ: обеспечения централизованного или автономного электроснабжения, водоснабжения (в том числе по бурению водозаборных скважин), водоотведения, отопления, а в газифицированных районах также газоснабжения жилых домов (помещений)) или наличие Договора с уполномоченной организацией (например, с администрацией района) на проведение указанных работ.
В соответствии с подпунктом В) пункта 3 Правил № 1567, строительство по договору подряда с подрядной организацией (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства), соответствующего требованиям, указанным в пункте 19 настоящих Правил, на земельном участке, находящемся в собственности у заемщика или находящемся в государственной или муниципальной собственности и предоставленном по договору аренды заемщику и расположенном на сельских территориях (сельских агломерациях), в том числе завершение ранее начатого строительства жилого дома или приобретение земельного участка на сельских территориях (сельских агломерациях) и строительство на нем жилого дома, соответствующего требованиям, указанным в пункте 19 настоящих Правил, по договору подряда с подрядной организацией (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем). Условиями договора подряда должно быть предусмотрено завершение строительства жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства) в срок, не превышающий 24 месяцев со дня предоставления заемщику льготного ипотечного кредита (займа).
Таким образом, потенциальный заемщик, желающий использовать ипотечный кредит для строительства объекта недвижимости в рамках кредитной программы: «Сельская ипотека под 3% годовых», обязан заключить с застройщиком договор подряда, предусматривающий создание объекта индивидуального жилищного строительства.  
При этом, привлеченный застройщик, должен соответствовать вышеуказанным требованиям, выдвигаемым АО «Россельхозбанк» к таким лицам.
В свою очередь, создание объекта индивидуального жилищного строительства предполагает проведение нескольких этапов строительных работ, таких как: создание фундамента, возведение стен и несущих конструкций, монтаж кровли, монтаж систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления и т.д.
Условия кредитной программы: «Сельская ипотека под 3% годовых» не предполагает возможности обращения заемщика к различным подрядным организациям, для проведения отдельных этапов строительства.
Потенциальный заемщик обязан в рамках одного договора подряда предусмотреть все этапы строительных работ, конечным результатом которых должно являться создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Указанное обстоятельство формально отражено в тексте спорной рекламы (слайд № 2), и выраженно фразой: «Подрядные организации и договоры подряда должны соответствовать требованиям АО «РоссельхозБанк».
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требование ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствуют существенные условия (существенная информация) о возможности получения и использования ипотечного кредита в рамках кредитной программы: «Сельская ипотека под 3% годовых», а именно:
- условие о необходимости внесения первого взноса в размере как минимум 10% от стоимости недвижимости (указание в рекламе отсутствует),
- условие о максимальной сумме кредита (условие формально присутствует на слайде № 2, но является некорректным и нечитаемым по причине фактического месторасположения рекламной конструкции, а также, короткого промежутка времени трансляции рекламы),  
- условие о необходимости обращения только в подрядные организации соответствующие требованиям АО «РоссельхозБанк» (условие формально присутствует на слайде № 2, но является нечитаемым аналогичной причине).
Согласно ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», при определении полной стоимости потребительского кредита (займа) все платежи, предшествующие дате перечисления денежных средств заемщику, включаются в состав платежей, осуществляемых заемщиком на дату начального денежного потока (платежа).
Часть 4 ст. 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе)», содержит исчерпывающий перечень платежей заемщика, определяющих полную стоимости потребительского кредита (займа).
В рассматриваемом случае, ипотечный кредит по программе: «Сельская ипотека под 3% годовых», предоставляется в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. N 1567, а также в соответствии с Карточкой соответствующего кредитного продукта АО «РоссельхозБанк».
При этом, вышеуказанное Постановление и карточка кредитного продукта не содержат сведений, об обязательных платежах заемщика, определенных частью 4 статьи 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях АО «РоссельхозБанк» нарушение требований ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
В тоже время, Комиссия не может согласится с доводами АО «РоссельхозБанк» о том, что использование контрастного шрифта на слайде № 2 (белый шрифт на черном фоне), а также размер букв текста, обеспечивает возможность прочтения существенной информации (3 секунды демонстрации слайда), по следующим обстоятельствам.
Отсутствие нормативного-правового регулирования минимального размера шрифта, гарантирующего возможность прочтения текста рекламы, не означает, что размер шрифта может быть любым.
Согласно положению статьи 1 ФЗ «О рекламе», одной из целей принятия названного закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Законодательство РФ не содержит требований об единообразии рекламных материалов, распространяемых одним и тем же хозяйствующим субъектом.
Как следствие, рекламодатель вправе определить форму донесения рекламной информации до потребителя, с учетом расположения рекламной конструкции, на которой размещена такая реклама, а также учесть особенности распространения рекламы.
В рассматриваемом случае, спорная реклама транслировалась на электронном цифровом билборде (9х12 метров), расположенном на крыше пятиэтажного здания (г. Воронеж, площадь Ленина, 12), наряду с иными рекламными сообщениями.
Также, необходимо отметить, что количество слов на слайде № 2 составляет 220 единиц, а существенная информация (о необходимости внесения первого взноса, о максимальной сумме кредита, о необходимости обращения только в подрядные организации, соответствующие требованиям АО «РоссельхозБанк») либо отсутствует, либо приведена в общем массиве текста, транслируемого в короткий период времени.
Таким образом, потенциальный потребитель при ознакомлении с рекламным предложением, должен самостоятельно отделить существенные условия влияющие на возможность получения и использования ипотечного кредита в рамках кредитной программы: «Сельская ипотека под 3% годовых», от иной информации, содержащейся в рекламе (например, от законодательно закрепленного понятия – «сельские территории»).
Делая вывод о невозможности прочтения мелкого шрифта в рассматриваемой рекламе (слайд № 2), Комиссия исходит прежде всего из обстоятельств её размещения, возможности приближения к рекламной конструкции и времени трансляции рекламного материала (общее время трансляции – 6 секунд, время трансляции для слайда № 1,2 – 3 секунды соответственно).
Довод АО «РоссельхозБанк» о том, что потенциальный потребитель, заинтересовавшийся рассматриваемой рекламой, имеет возможность остановиться и приблизиться к рекламной конструкции для детального многократного ознакомления с текстом рекламы, ввиду ее цикличного повторения, является несостоятельным по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, продолжительность трансляции рассматриваемой рекламы составляет 6 секунд, а интервал повторения трансляции раз в 150 секунд. Информация о том, что трансляция рекламного ролика осуществляется 1 раз в 150 секунд, нигде не приведена. Таким образом, заинтересованный потребитель не может знать через какой промежуток времени произойдет повторная трансляция рекламного ролика, а также о самой возможности повторной трансляции ролика.
Комиссия считает несостоятельным АО «РоссельхозБанк» о том, что факт принятия Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. N 1567 и утверждение соответствующих Правил кредитной программы: «Сельская ипотека под 3% годовых», не требует указания существенных условий в спорной рекламе, ввиду следующих обстоятельств.
Согласно положению вышеуказанного Постановления Правительства РФ, потенциальный потребитель, желающий воспользоваться кредитной программой: «Сельская ипотека под 3% годовых» должен обратиться в финансовую организация (банк), с целью получения ипотечного кредита. Получение заемщиком ипотечного кредита непосредственно из бюджетных средств Постановлением Правительства не предусмотрено.
Требования, выдвигаемые заемщику финансовой организацией, влияют на возможность получения таким заемщиком ипотечного кредита с использованием льготной процентной ставки, а возникающие кредитные обязательства, касаются правоотношений заемщика и соответствующего банка.    
Постановление Правительства РФ N 1567, прежде всего, регулирует правоотношения о возможности получения финансовой организацией (банком) субсидий из федерального бюджета, в соответствии с реестром кредитных договоров, заключенных такой финансовой организацией на выдачу льготных ипотечных кредитов.
Как следствие, выдвигаемые финансовой организацией требования и условия при предоставлении целевых средств (в данном случае Карточка кредитного продукта АО «РоссельхозБанк») являются для потенциального заемщика обязательными.
Кроме того, требования ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускают отсутствия существенной информации именно в рекламе. Хозяйствующий субъект, распространивший рекламный материал, имеет право дополнительно указать условия приобретения и использования рекламируемого товара с помощью иных способов (Интернет сайт, разместить информацию в операционном офисе и т.д.).
Однако, такое дополнительное указание не может заменить и подменить необходимость соблюдения ФЗ «О рекламе», а ссылка в тексте рекламного сообщения, на источник существенной информации, не является надлежащим исполнением требования ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Отсутствие ряда существенных условий в спорной рекламе о первоначальном взносе, сумме кредита, о подрядных организациях является нарушением со стороны АО «РоссельхозБанк» требований ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Иных документов и материалов, противоречащих позиции Комиссии Воронежского УФАС Росси, а также материалов, дополняющих и подтверждающих позицию АО «РоссельхозБанк», Комиссией не выявлено, а Ответчиком по делу не предоставлено.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно положению части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
АО «РоссельхозБанк» является рекламодателем спорной рекламы и, как следствие, несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
При разрешении вопроса о необходимости выдачи предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия исходит из следующих обстоятельств.
Договор № РСХБ-014-43-88/23-2022 от 03.08.2022 г., заключен между Ответчиком и ИП <…> на срок до 31.12.2022 г. При этом, АО «РоссельхозБанк» не подавало заявок на размещение спорной рекламы, в период с октября 2022 г. по настоящее время, т.е. размещение рассматриваемой рекламы не осуществлялось.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространённую 02.09.2022 года на рекламной конструкции (Электронный цифровой билборд 9х12 метров), расположенной на крыше здания по адресу: г. Воронеж, площадь Ленина, 12, информации следующего содержания:
«РоссельхозБанк» от 3% годовых ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ. На строительство и покупку жилья за городом. 7787. 8 800 100 0 100. rshb.ru. (слайд № 1).
«Кредиты предоставляются на объекты недвижимости, расположенные на территориях сельских агломераций. В том числе, на приобретение жилого дома с земельным участком по договору купли-продажи на строительство/завершение строительства жилого дома на земельном участке находящемся в собственности у заемщика по договору подряда с подрядной организацией на приобретение земельного участка и строительство на нем жилого дома по договору подряда с подрядной организацией. Ипотечный кредит в рамках настоящей программы может быть предоставлен заемщику только один раз. Сумма кредита – от 100 тыс. рублей включительно до 5 млн. рублей включительно в зависимости от расположения объекта недвижимости. Срок действия решения АО «Россельхозбанк» - 85 календарных дней. Срок кредита – до 25 лет включительно. Процентная ставка составляет от 3.0% годовых.
Понятия «Сельские территории» и «Сельские агломерации» определяется в соответствии с правилами предоставления субсидий из Федерального бюджета Российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ». На возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам). Предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях) утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1567. Подрядные организации и договоры подряда должны соответствовать требованиям АО «РоссельхозБанк». Более подробную информацию об условиях предоставления ипотечного кредита с льготной процентной ставкой для граждан Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения на сельских территориях можно получить при личном обращении в подразделениях АО «РоссельхозБанк», а также на официальном сайте: www.rshb.ru и по телефону 8 800 100 0 100).
Данная информация является рекламой. Не является офертой. Информация действительна на 12.05.2022. АО «РоссельхозБанк» генеральная лицензия банка России № 3343 (бессрочная) от 12.08.2015. (слайд № 2), поскольку указанная реклама нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно, в рекламе отсутствует существенная информация о возможности использования кредитной программы: «Сельская ипотека под 3% годовых» (условие о необходимости внесения первого взноса в размере как минимум 10% от стоимости недвижимости (указание в рекламе отсутствует), условие о максимальной сумме кредита (условие формально присутствует на слайде № 2, но является некорректным и нечитаемым),  условие о необходимости обращения только в подрядные организации соответствующие требованиям АО «РоссельхозБанк» (условие формально присутствует на слайде № 2, но является нечитаемым).
2. Ввиду прекращения распространения рекламы на дату принятия настоящего решения, предписание по итогам рассмотрения дела не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела ответственному структурному подразделению Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «РоссельхозБанк».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главы 24 АПК РФ.

Председатель Комиссии                                                          А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                      А.В. Капранчиков
                                                                                                   С.А. Лисенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны