Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы ООО «А-Строй» на действия... от 14 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036-07/18.1-842/2019
по результатам рассмотрения жалобы ООО «А-Строй» на действия МКП «Воронежгорсвет» и Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353)
11.11.2019                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2019
Решение в полном объеме изготовлено 11.11.2019
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
Карпенко М.А. - член Комиссии, специалист-эксперт;
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
в присутствии представителя МКП «Воронежгорсвет»: <…>;
в присутствии представителей Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж: <…> и <…>,
в присутствии представителя заявителя - ООО «А-Строй»: <…>,
в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,
у с т а н о в и л а:
22.10.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступили жалобы (вх. №№ 01-11/861, 01-11/2860) ООО «А-Строй» (далее - заявитель) на действия МКП «Воронежгорсвет» (далее - заказчик) и Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж (далее - уполномоченный орган) при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353, далее - конкурс).
В соответствии с положениями ч. 14 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.
Часть 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, устанавливает, в случае, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.
При рассмотрении жалоб ООО «А-Строй», Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что для принятия решения необходимо получение дополнительной информации от заказчика и от заявителя, в связи с чем, срок принятия решения был продлен до 11.11.2019 года 16 часов 00 минут.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон № 223-ФЗ) установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
- осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
- нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
- неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
- не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
ООО «А-Строй» подало в Воронежское УФАС России две жалобы на вышеуказанный конкурс. При этом в жалобе (вх. № 01-11/2860 от 22.10.2019) заявитель просит отменить конкурс на основании того, что ранее в 2018 году им был заключен государственный контракт с другим заказчиком – МБУК «Централизованная клубная система» городского округа города Воронеж, который расторгнут заказчиком, а по решению арбитражного суда Воронежской области действия заказчика по расторжению были признаны неправомерными.
Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь требованиями ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принимает к рассмотрению жалобу ООО «А –Строй» (вх. № 01-11/2860 от 22.10.2019) только в части довода о нарушении законодательства о закупках при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353).
Доводы заявителя относительно исполнения (неисполнения) условий договора от 2018 года, в том числе по возврату предметов договора, не могут быть рассмотрены в антимонопольном органе, поскольку рассмотрение указанных споров не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Жалоба ООО «А-Строй» (вх. № 01-11/2861) на действия заказчика и уполномоченного органа соответствует требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Заявитель считает, что при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353) были допущены следующие нарушения законодательства о закупках:
- документация разработана под определенную организацию;
- ценовой критерий составляет 30%, а неценовой 70%, что является по мнению заявителя признаком ограничения конкуренции;
- качественные характеристики товаров, работ, услуг носят субъективный характер;
- при оценке по критерию «аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг» по установке аналогичной конструкции высотой не менее 25,5 метров в рамках исполненных муниципальных (государственных) преимущество может получить только одна компания – ООО «Горспецремонт», в то время, как ООО «А-Строй» имеет опыт выполнения аналогичных работ, но не по муниципальным (государственным) контрактам.
Представители заказчика и организатора торгов с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Изучив материалы дела, руководствуясь требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), ч.ч. 16, 17, 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, указанным законом установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
МКП «Воронежгорсвет» является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона № 223-ФЗ.
При осуществлении закупочной деятельности МКП «Воронежгорсвет» руководствуется Положением о закупочной деятельности (утверждено постановлением администрации городского округа город Воронеж от 04.06.2015 № 457).
Согласно пункту 5.1 Положения о закупке, МКП «Воронежгорсвет» осуществляет закупку путем проведения конкурса в случае, если для определения победителя закупаемые товары, работы, услуги необходимо сравнить по ценовым и неценовым (качественным, квалификационным) критериям в совокупности.
В соответствии с пунктом 9.5 Положение о закупке, критериями оценки заявок могут быть:
1) цена договора;
2) качественные характеристики товаров, работ, услуг, являющиеся улучшенными по сравнению с указанными в описании предмета закупки;
3) деловая репутация участника закупки, выражающаяся в отсутствии рекламаций по ранее исполняемым договорам, в которых участник закупки является поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и в иных репутационных показателях;
4) аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, с обязательным пояснением о том, какой именно опыт признается аналогичным;
5) оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Критерии оценки заявок могут подразделяться на подкритерии (показатели).
Вес критерия «цена договора» должен составлять не менее 50%, а в случае закупки работ без применения товаров или услуг без применения товаров - не менее 30%. Суммарное значение веса всех критериев, предусмотренных закупочной документацией должно составлять 100%. Суммарное значение всех подкритериев одного критерия (при наличии) должно составлять 100%.
Комиссия Воронежского УФАС России, ознакомившись с извещением и документацией о проведении конкурса установила, что 11.10.2019 МКП «Воронежгорсвет» совместно с Управлением муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение № 31908393353 о проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции.
Закупка осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.
Часть 16 статьи 3.2 определяет, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Часть 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том, числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; иные сведения, определенные положением о закупке.
Из изложенных норм следует, что заказчиком в документации о закупке могут быть установлены критерии, предусмотренные положением о закупке.
Комиссия, ознакомившись с условиями рассматриваемой конкурсной документации установила следующее.
Порядок оценки заявок по установленным критериям предусмотрен в приложении № 4 к документации.
В связи с тем, что заявитель не согласен с критериями оценки конкурсных заявок, Комиссия Воронежского УФАС России в рамках доводов жалобы проанализировала критерии оценки и сопоставления заявок, установленные в конкурсной документации и пришла к выводу о том, что установление ценового критерия в размере 30% и неценового – качественные характеристики товаров, работ, услуг - 30%, аналогичный опыт - 10%, оснащение материально-техническими трудовыми ресурсами для выполнения работ - 30%. Суммарное значение всех критериев - 100% не противоречит нормам Положения о закупках МКП «Воронежгорсвет».
При этом, заказчик в документации поясняет, что аналогичным признается опыт по количеству исполненных муниципальных (государственных контрактов) в период с 2013 года по 2019 год по дате акта выполненных работ и устанавливает оценку в баллах по количеству исполненных контрактов.
Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что данный критерий не противоречит нормам Положения о закупках. Заказчиком не установлено ценовых ограничений по исполненным контрактам (договорам) и данный критерий не является препятствием для участия в закупке участникам, ранее исполнявшим государственные контракты на установку новогодних праздничных конструкций.
Технические параметры праздничной конструкции указаны в Приказе Управления имущественных и земельных отношений № 787 от 18.09.2019года, в том числе металлоконструкция ели в сборе с хвоей составляет 24 метра, макушка 2,2 метра.
Оценка заявок по критерию «оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг», также не противоречит нормам положения о закупках и начисление баллов участникам конкурса осуществляется в зависимости от наличия на праве собственности специальной техники:
- крана автомобильного с максимальной грузоподъемностью не менее 24 тонн и высотой подъема не менее 33 метров;
- автогидроподъемника с высотой подъема не менее 33 метров;
- автогидроподъемника с высотой подъема не менее 22 метров;
- грузового автомобиля с разрешенной с максимальной массой не менее 16000кг и не более 19000кг, с массой без нагрузки не менее 7000 кг и не более 9000 кг, согласно конкурсной документации осуществляется по формуле, указанной в документации в зависимости от наличия либо отсутствия соответствующей техники.
Заявитель ссылается на то, что вышеуказанная техника имеется на праве собственности только у одной организации - ООО «Горспецремонт», расположенной в г. Воронеж. При этом, документальных доказательств, подтверждающих данный факт заявитель не предоставил.
Между тем, конкурсной документацией не установлено требований об опыте выполнения работ или местонахождении исполнителя исключительно в пределах Воронежской области.
Соответственно, любой участник может принять участие в конкурсе, и его заявка будет оцениваться в соответствии со сведениями, которые он предоставит в заявке.
Часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон № 223-ФЗ не содержат закрытого перечня критериев для оценки заявок, которые могут устанавливаться заказчиком при проведении конкурса, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией Воронежского УФАС России, установлено, что Положением о закупках, заказчик определил право организатора и заказчика на установление в конкурсной документации, квалификационных критериев для участников.
Таким образом, исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах критериев, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Довод заявителя о том, что у него нет на праве собственности техники, а в работе он использует только арендуемую технику не может рассматриваться как ограничение конкуренции, в связи с тем, что повышенные требования к надежности, исполнительности и наличию специальной техники вызваны особым статусом закупки, связанной с культурно-массовыми мероприятиями и направленными на удовлетворение досуговых потребностей населения в определенный непродолжительный период времени, не предусматривающий перенесения сроков установки конструкции.
Довод заявителя о том, что по критериям, установленным в документации наибольшее количество баллов может набрать одна организация - ООО «Горспецремонт» не может быть принят Комиссией Воронежского УФАС России, так, как возможность одного участника набрать большее количество баллов по сравнению с другим (другими) участником (участниками) не может рассматриваться как нарушение Закона № 223-ФЗ.
Рассмотрение и оценка заявок по тем критериям, которые установлены заказчиком в Положении о закупках является требованием Закона № 223-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - МКП «Воронежгорсвет» и уполномоченного органа - Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353) нарушений в части установления в конкурсной документации критериев для оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Положением о закупках.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
Признать жалобы ООО «А-Строй» на действия МКП «Воронежгорсвет» и Управление муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353) необоснованными.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                       С.В. Михин
Члены Комиссии                                                   М.А. Карпенко
                                                                             Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны