Решение №036/07/3-1254/2020 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Спецстройком... от 3 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 036/07/3-1254/2020
по результатам рассмотрения жалобы
ООО «Спецстройкомплект» на действия заказчика - ОАО «РЖД» (закупка осуществляется для нужд Юго-Восточная дирекция снабжения – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД") при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 574/ОКЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки лопат и черенков для лопат (извещение в ЕИС № 32009542057)
29.10.2020 г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2020
Решение в полном объеме изготовлено 03.11.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела,
Капранчиков А.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;
посредством проведения интернет-видеоконференции с использованием сервера ФАС России TrueConf Server, с участием представителей ОАО «РЖД»: <…>;
в отсутствии представителя заявителя о времени и рассмотрении жалобы уведомленного надлежащим образом,
в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,
у с т а н о в и л а:
21.10.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Спецстройкомплект» (далее-заявитель) на действия заказчика - ОАО «РЖД»(закупка осуществляется для нужд Юго-Восточная дирекция снабжения – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД", далее-заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 574/ОКЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки лопат и черенков для лопат (извещение в ЕИС № 32009542057, далее - конкурс).
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Заявитель считает, что заказчиком в пунктах 1.7.3.1, 1.7.3.2 конкурсной документации неправомерно установлены требования о том, что участник должен иметь опыт по фактически поставленным товарам по предмету закупки (или аналогичных товаров), стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении № 1.1 конкурсной документации и являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
Указанные требования по мнению заявителя ограничивают количество участников и нарушают требования части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, руководствуясь требованиями Закона № 223-ФЗ, ч.ч. 16, 17, 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
28.06.2018, решением совета директоров (протокол № 26) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее-Положение о закупках).
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется в том числе, принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что требования к участникам установлены в пункте 199 Положения о закупках.
В данном пункте указано, что В документации о конкурентной закупке могут устанавливаться кроме обязательных иные требования к участникам, в том числе наличие:
1) финансовых ресурсов для исполнения договора;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;
3) опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки;
4) деловой репутации;
5) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
Как следует из информации, опубликованной в единой информационной системе в сфере закупок, 30.09.2020года заказчиком - ОАО «РЖД» (закупка осуществляется для нужд Юго-Восточная дирекция снабжения – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД") опубликовано извещение и документация о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 574/ОКЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки лопат и черенков для лопат № 32009542057.
В конкурсной документации в пункте 1.7.3 установлены следующие квалификационные требования к участникам:
- участник должен иметь опыт по фактически поставленным товарам по предмету закупки (или аналогичных товаров), стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении № 1.1 конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника (пункт 1.7.3.1 документации);
- участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника (пункт 1.7.3.2 документации).
Исходя из анализа норм Положения о закупках ОАО «РЖД», требование о наличии у участника опыта по фактически поставленным товарам по предмету закупки (или аналогичных товаров), стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в техническом задании не противоречит пункту 199 Положения о закупках.
Вместе с тем, требование о том, что участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем является неизмеримым требованием к участникам, так, как Положением не предусмотрены случаи, позволяющие заказчику применять к участникам закупки такие требования.
Кроме того, как следует из возражений заказчика, установление данного требования обусловлено тем, что в случае поставки некачественного товара возможно возникновение чрезвычайных ситуаций.
Также, представитель заказчика пояснил, что вышеуказанные требования являются основанием для отказа в допуске участнику конкурса.
Комиссией Воронежского УФАС России указанный заказчиком аргумент не может быть принят, как законный и обоснованный, в связи с тем, что в техническом задании заказчик предлагает участникам поставить лопаты разных классов и черенки к ним, что указывает на то, что у разных классов лопат может быть, как один производитель, так и несколько производителей.
Следовательно, потенциальный участник конкурса, вправе приобрести товар, соответствующий требованиям конкурсной документации у нескольких производителей и предложить его к поставке по конкурентной цене.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком были допущены нарушения ч.6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и пункта 199 Положения о закупках, выразившиеся в установлении в конкурсной документации требования к участнику о том, что он должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем, не предусмотренного Положением о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.ч. 17, 20, 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Спецстройкомплект» на действия заказчика - ОАО «РЖД» (закупка осуществляется для нужд Юго-Восточная дирекция снабжения – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД") при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 574/ОКЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки лопат и черенков для лопат (извещение в ЕИС № 32009542057) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ОАО «РЖД» (закупка осуществляется для нужд Юго-Восточная дирекция снабжения – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД") нарушение ч.6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и пункта 199 Положения о закупках, выразившиеся в установлении в конкурсной документации требования к участнику о том, что он должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем, не предусмотренного Положением о закупках.
3. Выдать заказчику предписание для устранения нарушения ч.6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и пункта 199 Положения о закупках путем внесения изменения в конкурсную документацию в части исключения требования к участникам о том, что участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем, возврата заявок участникам и продления срока подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, Положения о закупках и конкурсной документации.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены комиссии А.В. Капранчиков
Н.И. Сисева