Постановление №036/04/14.31-353/2020 по делу об административном правонарушении в отношении <…> О... от 20 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/14.31-353/2020 об административном правонарушении
20.11.2020 года                                                                                                    г. Воронеж
Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/14.31-353/2020 об административном правонарушении, возбужденного 12.11.2020г. в отношении <…> ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…> (далее – <…>) на основании решения Комиссии Управления от 02.09.2020г. по делу № 036/01/10-564/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя <…> <…>,

У С Т А Н О В И Л:
12.11.2018г. Управлением по результатам рассмотрения дела № 443-10К о нарушении антимонопольного законодательства было принято решение, пунктом 2 которого действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по незаконному полному прекращению в период с 25.05.2018г. по 06.07.2018г. поставки газа на котельную МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство», что привело к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности, а также к нарушению прав потребителей технологически присоединенных к тепловым сетям МООО «Новоусманское коммунальное хозяйство» и добросовестно оплачивающих коммунальную услугу по горячему водоснабжению признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В связи с принятием Комиссией Управления указанного решения, которым установлен факт нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» антимонопольного законодательства, 19.12.2018 года лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении <…> ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…> был составлен протокол № 313.04-14.31 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения данным хозяйствующим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 25.12.2018г.
В протоколе № 313.04-14.31 об административном правонарушении от 19.12.2018г., представитель <…> ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…> <…> указала, что c настоящим протоколом не согласна.
Изучив материалы дела № 313.04-14.31 об административном правонарушении, установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Управлением, при рассмотрении дела № 036/01/10-564/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области, по результатам которого у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области от 24.08.2020 г. (имеется в материалах дела).
Из аналитического отчета установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»» занимает доминирующее положение на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области.
Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» как хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты установленные антимонопольным законодательством, в том числе частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Отношения, связанные с прекращением поставки газа юридическим лицам регулируются законодательством в сфере газоснабжения.
 Абзацем 6 статьи 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ (далее – ФЗ «О газоснабжении в РФ») при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее – Указ) считать ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» (далее – Постановление) установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно приложению № 1, а также в договоры поставки газа согласно приложению № 2 и в договоры энергоснабжения согласно приложению № 3, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от организационно - правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно - энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно - исполнительной системы и государственной противопожарной службы).
Согласно приложению 2 Постановления поставщик обязуется не производить ограничение поставок газа потребителю в пределах, установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти в котором предусмотрена военная служба.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является учреждением Министерства обороны РФ, что подтверждается приказом Минобороны России № 155 от 02.03.2017г. и приказом департамента имущественных отношений Минобороны России № 838 от 24.03.2017 г.
С учетом положений Указа и Постановления ограничение/прекращение поставки газа, используемого для оказания коммунальных услуг на объектах Министерства обороны Российской Федерации, в том числе учреждениям данного федерального органа исполнительной власти запрещено.
При этом такой запрет на прекращение поставки газа на указанные объекты является безусловным и не содержит исключений, и в случае неоплаты потребленных ресурсов организациями, осуществляющими устойчивое функционирование объектов, обеспечивающих безопасность государства, поскольку входит в число мер по поддержанию готовности сил и средств обеспечения безопасности государства.
Ограничение или прекращение поставки топливно-энергетических ресурсов (в том числе газа) поименованным в пункте 1 Указа лицам признается действиями, нарушающими безопасность государства.
В связи с тем, что сами действия по ограничению/прекращению поставки газа, используемого для оказания коммунальных услуг на объектах Министерства обороны Российской Федерации изначально запрещены Указом и Постановлением, то и любая угроза в том или ином виде совершения указанных действий также запрещена данными нормативными правовыми актами, поскольку может привести к нарушению прав лиц, поименованных в Указе на бесперебойное получение коммунальных ресурсов.
Однако в нарушение положений Указа и Постановления ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» направило 08.05.2019г. и 30.05.2019г. уведомления содержащие угрозы полного прекращения поставки газа ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которое является учреждением Министерства обороны РФ, где осуществляется военная служба, что могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, в которых также предусмотрена военная служба и которые должны бесперебойно снабжаться коммунальным ресурсом (теплоснабжение и горячее водоснабжение).
В связи с этим, указанные угрозы являются незаконными, поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приобретает у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» газ не для собственных нужд, а для производства коммунального ресурса  (тепловая энергия, горячая вода) другим потребителям (войсковые части, военкоматы, военные госпитали), в связи с чем введение полного ограничения поставки газа, в том числе угроза ведения такого ограничения запрещены действующим законодательством, поскольку может привести к прекращению снабжения коммунальными ресурсами и к ущемлению интересов неопределенного круга указанных потребителей.
Комиссией Управления было установлено, что потребителями, которым ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оказывает услуги по теплоснабжению/горячему водоснабжению являются войсковые части, военкоматы, военные госпитали, что подтверждается счетам фактурой № ГП 12968 от 31.03.2019г., направленной ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Кроме того, среди потребителей, которым ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оказывает услуги по горячему водоснабжению в летний период есть детские сады, школа.
Также Комиссией Управления установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в силу Указа является потребителем, ограничение режима потребления газа которого может привести к нарушению безопасности государства.
При указанных обстоятельствах, действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по направлению в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России незаконных угроз о введении полного ограничения поставки газа на объекты последнего, что может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, решением Комиссии Управления от 02.09.2020г. по делу № 036/01/10-564/2019 о нарушении антимонопольного законодательства признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, корректировке подлежит время совершения <…> административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно: временем совершения рассматриваемого административного правонарушения является период с 08.05.2019г. по 17.09.2020г.
В соответствии частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с приказом № 81к от 28.05.2020г. <…> был назначен на должность <…> по реализации газа ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж».
В соответствии с выпиской из приказа № 38 от 14.02.2017г. <…> организует работу по применению мер воздействия на покупателей за неоплату ими газа.
Исходя из изложенного, именно <…> обязан организовать/обеспечить соблюдение ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» требований антимонопольного законодательства, в том числе не допускать действия, результатом которых может являться ущемление интересов других лиц.
Оценка всех в совокупности обстоятельств и доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что действия <…>, выразившееся в  ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей по организации/соблюдению ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» требований антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) устанавливающих запрет на  злоупотребление доминирующим положением, в том числе по направлению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России незаконных угроз о введении полного ограничения поставки газа на объекты последнего, что могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, в результате чего допустил совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
С учетом указанных обстоятельств, вина <…> в результате совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит свое подтверждение.
Административное правонарушение, совершенное <…> имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в нарушении прав неопределенного круга добросовестных потребителей, среди которых имеются объекты Минобороны России: войсковые части, военкоматы, военные госпитали, а также социально-значимые объекты: детские сады, школа на гарантированное получение коммунального ресурса, вырабатываемого ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (теплоснабжение/горячее водоснабжение).
Кроме того, высокая общественная опасность совершенного <…> административного правонарушения выражается в пренебрежительном отношении данного лица к требованиям Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения <…> от административной ответственности.
При назначении административного наказания, учитываются в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельств, что <…> организовал исполнение ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в добровольном порядке до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, а также совершение <…> административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ впервые.
В ходе рассмотрения настоящего дела каких-либо обстоятельств отягчающих или исключающих административную ответственность <…> не установлено.
В связи с этим, считаю необходимым применить минимальную санкцию, предусмотренную частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно: административный штраф в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать <…> ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей (пятнадцать тысяч рублей) 00 копеек.
2. Направить <…> ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…> настоящее постановление для исполнения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК 042007001
ИНН 3664022568
КПП 366601001
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/14.31-353/2020
УИН16100500000000768873

Связанные организации

Связанные организации не указаны