Решение б/н Решение от 28.12.2015 года по делу №637-10К от 30 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 637-10К о нарушении антимонопольного законодательства
28 декабря 2015 года                                                                                  г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2015
Решение в полном объеме изготовлено 28.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Попов В.Г. – председатель Комиссии, зам. руководителя Управления; Михин С.В. – член Комиссии, начальник отдела; Крамаренко С.В. – член Комиссии, главный специалист – эксперт; Дроняк Ю.М. – член Комиссии, специалист - эксперт;
рассмотрев дело № 637-10К по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (далее – ООО «РВК-Воронеж»: 396038, г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, д. 90; ОГРН 1117746139499, ИНН/КПП 7726671234/366501001) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от ООО «РВК-Воронеж» - <…>; <…>);
от ООО «Бизнес Кар Воронеж» - <…>, установила:
15.10.2015 в Управление поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Кар Воронеж» (далее ООО «Бизнес Кар Воронеж», Заявитель) на действия Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (далее ООО «РВК-Воронеж»; 396038, г. Воронеж, ул. Пеше-стрелецкая, д. 90; Ответчик), связанные с незаконным, по мнению Заявителя, взиманием платы за оказание услуги по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания, принадлежащего ООО «Бизнес Кар Воронеж» и расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева 62А (далее – здание ООО «Бизнес Кар Воронеж»).
Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, 10.07.2015 ООО «Бизнес Кар Воронеж» произвело оплату ООО «РВК-Воронеж» за оказание услуги по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения указанного здания на сумму 37104,00 тыс. рублей, что подтверждается счетом на оплату № 2767 от 10.07.2015.
При этом, как следует из заявления, счет на указанную сумму был выставлен ООО «РВК-Воронеж» без утвержденного уполномоченным государственным органом тарифа на технологическое присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
По результатам рассмотрения заявления ООО «Бизнес Кар Воронеж» и предоставленных ООО «РВК-Воронеж» и ООО «Бизнес Кар Воронеж» материалов Управлением в отношении ООО «РВК-Воронеж» возбуждено дело № 637-10К о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном взимании платы за оказание услуг по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания ООО «Бизнес Кар Воронеж», что привело к ущемлению интересов Заявителя.
Рассмотрение дела № 637-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 15.12.2015  в 10 ч 00 мин.
15.12.2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу в рассмотрении дела № 637-10К о нарушении антимонопольного законодательства объявлялся перерыв до 15 ч. 15 мин. 22.12.2015.
ООО «РВК-Воронеж» в письменных объяснениях (от 11.12.2015) по делу указало, что плата за подключение индивидуально для здания ООО «Бизнес Кар Воронеж» не установлена, т. к. величина заявленной нагрузки указанного объекта не соответствует критериям, установленным п. 85 Постановления Правительства от 13.05.2015 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». При этом ООО «РВК-Воронеж» указало, что тариф на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «РВК-Воронеж» установлен приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 06.04.2015 № 15/4 (Приказ УРТ ВО № 51/4). Одновременно с этим, в своих письменных объяснениях (от 21.12.2015) ООО «РВК-Воронеж» указало, что возможности взимания платы за подключение здания ООО «Бизнес Кар Воронеж» у ООО «РВК-Воронеж»  не имеется, так как  в соответствии с Приказом УРТ ВО № 51/4 ставка тарифа за подключаемую нагрузку для ООО «РВК-Воронеж» установлена равной нулю, а ставка тарифа за расстояние от точки подключения объекта Заявителя до точки подключения водопроводных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения и водоотведения не может быть применена в связи с тем, что ООО «РВК-Воронеж» не осуществляло каких – либо действий по прокладке сетей для подключения объекта Заявителя, поэтому ООО «РВК-Воронеж» было предложено ООО «Бизнес Кар Воронеж» компенсировать ООО «РВК-Воронеж» понесенные затраты по физической врезке автомобильного салона.
Изучив материалы дела и выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 637-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ООО «РВК-Воронеж» факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 10 части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем незаконного взимания с ООО «Бизнес Кар Воронеж» платы за оказание услуги по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания, принадлежащего ООО «Бизнес Кар Воронеж» и расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева 62А, что привело к ущемлению его интересов, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При этом частью 5 указанной нормы установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере естественной монополии.
Согласно предоставленной ООО «РВК-Воронеж» в ходе рассмотрения настоящего дела информации, основным видом его деятельности является сбор и очистка воды.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее - Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения) (в том числе к водопроводным и канализационным сетям), в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также, если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
После получения технических условий, согласно пунктов 3, 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в том числе к водопроводным и канализационным сетям), физическое или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании ранее построенным, но не подключенным к сетям инженерно-технического обеспечения объектом капитального строительства, требующим подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (увеличения потребляемой нагрузки), в том числе связанного с изменением параметров этих сетей, или осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) такого объекта, для подключения этих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с заявлением о подключении указанных объектов в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую заказчику в порядке, предусмотренном Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Целью получения технических условий и подключения к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания потребителя является получение доступа именно к услугам по водоснабжению и водоотведению.
Таким образом, услуга по осуществлению организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий по технологическому присоединению (подключению) к ее водопроводным и канализационным сетям объекта потребителя в отрыве от услуг по водоснабжению и водоотведению, оказываемых этой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом услуга по технологическому подключению может быть оказана только той организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным и канализационным сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащий ему объект.
Учитывая изложенное, ООО «РВК-Воронеж» в силу ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях и ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и на рынке услуг по водоотведению в пределах своей зоны обслуживания в г. Воронеже.
В связи с этим, ООО «РВК-Воронеж», как субъект естественной монополии и хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, обязано соблюдать требования и запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе п.10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
При этом частью 14 указанной нормы установлено, что взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Согласно п. 82 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Постановление Правительства РФ № 406) размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 83 Постановления Правительства РФ № 406 установлено, что тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
Пункт 11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения содержит условие о том, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Таким образом, в соответствии с порядком ценообразования, предусмотренном указанными нормативно правовыми актами плата за услуги по технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения может взиматься организацией водопроводно-канализационного хозяйства исключительно только по тарифу установленному уполномоченным государственным органом.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, между ООО «РВК-Воронеж» и ООО «Бизнес Кар Воронеж» заключен договор № 499/14Д-В от 25.07.2014 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее – договор).
Согласно п. 1 договора «Организация водопроводно-канализационного хозяйства» (ООО «РВК-Воронеж») обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению объекта «Заказчика» (ООО «Бизнес Кар Воронеж») и в соответствии с техническими условиями на подключение подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия.
Пунктом 2 договора также предусмотрено, что «Организация водопроводно-канализационного хозяйства» (ООО «РВК-Воронеж») до границы земельного участка заявителя осуществляет работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта в точке подключения.
Согласно приложению № 2 к договору «Заказчик» (ООО «Бизнес Кар Воронеж») прокладывает с учетом нужд пожаротушения в/ввод к проектируемому объекту с подключением к в/линии д-300 мм со строительством в месте подключения водопроводного колодца с запорной арматурой.
При этом согласно п. 14 договора плата за подключение (технологическое присоединение) согласно приложению № 4 составляет 0 рублей 0 копеек, в том числе НДС (18%) 0 рублей.
Однако, 10.07.2015 ООО «Бизнес Кар Воронеж» произвело оплату ООО «РВК-Воронеж» за оказание услуги по технологическому присоединению (врезке) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания ООО «Бизнес Кар Воронеж» на сумму 37104,00 тыс. рублей, что подтверждается счетом на оплату № 2767 от 10.07.2015.
Учитывая условия договора, а также ч. 14 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении и п. 11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения у ООО «РВК-Воронеж» отсутствовали законные основания для взимания с ООО «Бизнес Кар Воронеж» платы за оказание услуги по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания ООО «Бизнес Кар Воронеж».
Более того, плата за услуги по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания ООО «Бизнес Кар Воронеж», которая была выставлена ООО «РВК-Воронеж» в адрес ООО «Бизнес Кар Воронеж», утверждена должностным лицом ООО «РВК-Воронеж», а не уполномоченным государственным органом как это предусмотрено действующим законодательством.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия ООО «РВК-Воронеж» по взиманию с ООО «Бизнес Кар Воронеж» самостоятельно установленной ООО «РВК-Воронеж» платы за оказание услуги по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания ООО «Бизнес Кар Воронеж» являются злоупотреблением доминирующим положением, выразившемся в нарушении установленного нормативно правовыми актами порядка ценообразования и нарушением  пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод ООО «РВК-Воронеж» о том, что плата за подключение индивидуально для здания ООО «Бизнес Кар Воронеж» не установлена, но тариф на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «РВК-Воронеж» установлен Приказом УРТ ВО № 51/4 отклоняется за несостоятельностью, в связи с тем, что плата за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения здания ООО «Бизнес Кар Воронеж» была взята ООО «РВК-Воронеж» не по установленному тарифу.
Довод ООО «РВК-Воронеж» о том, что возможности взимания платы за подключение здания ООО «Бизнес Кар Воронеж» у ООО «РВК-Воронеж»  не имеется, поэтому ООО «РВК-Воронеж»  было предложено ООО «Бизнес Кар Воронеж» компенсировать ООО «РВК-Воронеж» понесенные затраты по физической врезке автомобильного салона также несостоятелен в силу того, что ч. 14 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении не допускается взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), кроме предусмотренных ч. 13 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении.
В соответствии со статьей 22 ФЗ «О защите конкуренции», одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях предупреждения монополистической деятельности ООО «РВК-Воронеж», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «б» и «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 23, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у ООО «РВК-Воронеж» доминирующего положения на рынке услуг по водоснабжению в пределах зоны обслуживания в г. Воронеже.
2. Признать факт наличия у ООО «РВК-Воронеж» доминирующего положения на рынке услуг по водоотведению в пределах зоны обслуживания в г. Воронеже.
3. Признать действия ООО «РВК-Воронеж» по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем незаконного взимания с ООО «Бизнес Кар Воронеж» платы за оказание услуги по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания, принадлежащего ООО «Бизнес Кар Воронеж» и расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева 62А, что привело к ущемлению его интересов, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением  пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
4. Выдать ООО «РВК-Воронеж» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
5. Выдать ООО «РВК-Воронеж» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                     В.Г.Попов
Члены Комиссии:                                                                                С.В.Михин
                                                                                                          С.В Крамаренко
                                                                                                          Ю.М. Дроняк

Связанные организации

Связанные организации не указаны