Определение №036/05/28-239/2021 о возбуждении дела по признакам нарушения ООО МЕТРО Кэш энд ... от 27 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 036/05/28-239/2021
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«27» августа 2021 года                                                            город Воронеж
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Д.Ю. Чушкин - руководитель управления, рассмотрев материалы, предоставленные государственным инспектором Воронежского УФАС России О.В. Давыдовой, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри» (125445, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 71Г, ИНН 7704218694) (далее – ООО МЕТРО Кэш энд Керри») требований части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:
Воронежским УФАС России 03 августа 2021 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламном щите со съемными панелями (призматрон) по адресу: г. Воронеж, Московский пр-т, напротив дома 129/3 разделительная полоса в районе ТЦ «Московский пр-т» и рынка Воронежский (стороны А1-А6), рекламы следующего содержания: «/…/ЗАКАЖИ ДОСТАВКУ metro-cc.ru кэшбек* 5% при оплате картой MASTERCARD /.../», о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 03.08.2021 года с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе являются МЕTRO и акция «кэшбек 5 % при оплате картой MASTERCARD».
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе информация (со слов ЗАКАЖИ ДОСТАВКУ metro-cc.ru кэшбэк* 5% при оплате картой MASTERCARD /.../) выполнена крупным шрифтом, в то время как иная существенная информация (со слов*CASH BACK (КЭШБЭК) — это определенная часть стоимости покупки, которая будет зачислятся организатором участнику на карту клиента МЕTRO в виде баллов/.../ Предложение действительно при покупке от 1000 руб./…/) выполнена мелким шрифтом, нечитаемым без использования специальных средств.
Рассматриваемая реклама распространялась с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку существенная информация о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения является не читаемой без использования специальных технических средств. В частности, не поддаётся прочтению информация об условиях получения кэшбэка (Предложение действительно при покупке от 1000 руб.).
Федеральный закон «О рекламе» не регламентирует минимально допустимый размер шрифта, что в свою очередь не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть не читаемым при прочих равных. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Необходимо учитывать, что рассматриваемая реклама содержит сочетание информации, выполненной различным шрифтом, и имеющей различное расположение на рекламном поле.  
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное, и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Федерального закона N 38-ФЗ). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для восприятия потребителями размещенной на ней информации относительно быстрого и четкого ее осознания, а также понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание.  Отсутствие у потребителя возможности ознакомится с существенной информацией, размещенной внизу рекламного щита и выполненной мелким, нечитаемым шрифтом, создает впечатление о возможности получить кэшбэк 5% при оплате картой MASTERCARD в магазине METRO без каких-либо дополнительных условий, что вводит потребителя в заблуждение и может существенно повлиять на его осознанный выбор.
Необходимо отметить‚ что данная реклама размещается на специальных рекламных конструкциях - призматроне. Призматрон - рекламоноситель, визуальная поверхность которого, благодаря тому, что состоит из трёхгранных поворачивающихся призм, может изменяться. Через заданный промежуток времени призмы поворачиваются вокруг своей оси, демонстрируя по очереди каждую из трёх граней. Технические характеристики которых создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии, и информация указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, в которой содержатся условия получения кэшбэка 5% не доведена до потребителей, в связи со следующими особенностями ее размещения:
- данная реклама, являясь наружной, направлена на импульсное восприятие потребителями;
-  существенная информация указана мелким шрифтом;
- потребители, проезжающие на автотранспорте, рекламную информацию воспринимают сбоку.
Совокупность указанных особенностей распространения рекламы, лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст, в котором указано: кэшбэк 5% при оплате картой MASTERCARD
ФЗ «О рекламе» и иные нормативные правовые акты не содержат указания на минимально допустимый размер шрифта в рекламе, гарантирующий прочтение такой рекламы любым потребителем. Кроме того, отсутствует утвержденная методика определения читаемости или не читаемости шрифта, которым исполнена реклама. При таких обстоятельствах, оценка доступности текста рекламы для восприятия всегда будет носить субъективный характер.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях приобретения товара, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, соответственно потребители вводятся в заблуждение о существенных условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является OOО «МЕТРО Кэш энд Керри» (договор № MTR-OMD/02-13 от 01.02.2013).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе части 7 статьи 5 «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:
1.
Возбудить производство по делу № 036/05/5-239/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
 лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - OOО «МЕТРО Кэш энд Керри».
3. OOО «МЕТРО Кэш энд Керри» в срок до 15 часов 00 минут (мск) 20 сентября 2021 года (включительно) обеспечить предоставление в Воронежское УФАС России (г. Воронеж, проспект Революции, 21) следующую информацию (сведения, документы, материалы) или их копии, заверенные надлежащим образом:
3.1. учредительных документов.
3.2. свидетельства о государственной регистрации.
3.3. свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.
3.4. оригинал-макеты рекламы «/…/ЗАКАЖИ ДОСТАВКУ metro-cc.ru кэшбек* 5% при оплате картой MASTERCARD /.../», с указанием конкретных периодов времени, средства (способов) и места распространения, а также с указанием ее рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
3.5. договоров, заказов, счетов, счетов - фактур, утвержденных рекламодателем оригинал-макетов рекламы, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство и (или) размещение рекламы, указанной в пункте 3.4. настоящего Определения.
3.6. документов, определяющих руководителя организации;
3.7.  утвержденные OOО «МЕТРО Кэш энд Керри» условия акции «кэшбек* 5% при оплате картой MASTERCARD», которая является объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе.
3.9. сведения о регионах в которых распространялась реклама, указанная в пункте 3.4 настоящего определения.
3.10. письменных объяснений по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Назначить дело № 036/05/5-239/2021 к рассмотрению на 10 часов 00 мин (мск) «27» сентября 2021 года по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, 21.

Информацию необходимо предоставить с сопроводительным письмом, содержащим перечень предоставляемых документов, а также их наименования, номер и дату принятия.
Все копии документов (каждая страница) и информация на иных носителях, должны быть заверены печатью и подписью руководителя.
Непредоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) - влечет ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанные в пункте 4 настоящего Определения время и место предлагается явиться руководителю организации/или представителю с документом, удостоверяющим личность и документами, определяющими руководителя/представителя.

Связанные организации

Связанные организации не указаны