Решение б/н Решение от 13.10.2017 года по делу №664-з от 2 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Сафиб» на действия Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области Воронежский медицинский информационно-аналитический центр
(дело № 664-з)
13.10.2017г. г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела; Рощупкина Ю.В. – заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела; Артемьева Т.В. – член Комиссии, государственный инспектор,
рассмотрев жалобу ООО «Сафиб» на действия Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области Воронежский медицинский информационно-аналитический центр в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по технической поддержке подсистем информационной безопасности защищенной телекоммуникационной инфраструктуры субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (номер извещения 0131200001017003908),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Сафиб» на действия Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области Воронежский медицинский информационно-аналитический центр в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по технической поддержке подсистем информационной безопасности защищенной телекоммуникационной инфраструктуры субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (номер извещения 0131200001017003908).
Согласно доводам, изложенным в жалобе, документация об аукционе, разработана с нарушением законодательства контрактной системе, в частности установлено требование:
о наличии действующей лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - лицензия ФСБ России) пункты 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 перечня выполняемых работ;
установлен срок выполнения работ по модернизации системы защиты информации, обрабатываемой ЗТКИ PC ЕГИСЗ, аттестации ЗТКИ PC ЕГИСЗ - в течение 7 (Семи) дней с даты заключения контракта;
при описании услуг по технической поддержке не указан требуемый объем услуг, не установлены требования к качеству услуг, а также не установлены показатели, позволяющие определить соответствие услуг по технической поддержке, перечисленных в п. 8.1. ТЗ, требованиям Заказчика.
Кроме того, Заказчиком в нарушение ст. 65 ч. 5 Закона о контрактной системе даны разъяснения от 05.10.2017, меняющие суть аукционной документации.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение № 0131200001017003908 размещено в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru.
Согласно технического задания, предметом рассматриваемого электронного аукциона является оказание услуг по технической поддержке подсистем информационной безопасности защищенной телекоммуникационной инфраструктуры субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 17 документации о проведении электронного аукциона установлено требование к участникам закупки: «- наличие действующей лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - лицензия ФСБ России) пункты 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 перечня выполняемых работ».
В соответствии с Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 г. N 313 наличие указанной выше лицензии необходимо в случае наличия работ:
Связанных с разработкой защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем (п. 2 по Постановлению Правительства от 16 апреля 2012 г. N 313);
связанных с разработкой защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем (п. 3 по Постановлению Правительства от 16 апреля 2012 г. N 313);
по производству (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств (п. 7 по Постановлению Правительства от 16 апреля 2012 г. N 313);
по производству защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем (п. 8 по Постановлению Правительства от 16 апреля 2012 г. N 313);
по производству защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем (п. 9 по Постановлению Правительства от 16 апреля 2012 г. N 313);
по производству средств изготовления ключевых документов (п. 10 по Постановлению Правительства от 16 апреля 2012 г. N 313);
по изготовлению с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах (п. 11 по Постановлению Правительства от 16 апреля 2012 г. N 313);
по предоставлению юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации (п. 27 по Постановлению Правительства от 16 апреля 2012 г. N 313).
Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что для оказания услуг по предмету закупки необходима лицензия ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств в открытыми допусками по пунктам 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28.
В связи с указанным Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается в том числе информация предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должно содержаться в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В силу ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки руководствуется правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Пунктом 5.6 технического задания установлен срок выполнения работ по модернизации системы защиты информации, обрабатываемой ЗТКИ PC ЕГИСЗ, аттестации ЗТКИ PC ЕГИСЗ - в течение 7 (Семи) дней с даты заключения контракта.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что работы проводятся в соответствии с ТЗ поэтапно и включают в себя (в соответствии с п. 5 ТЗ «Общие требования к выполнению работ»):
формирование требований к защите информации, содержащейся в ЗТКИ PC ЕГИСЗ (включая разработку модели угроз п.5.1.3. ТЗ);
разработка проекта модернизации СЗИ ЗТКИ PC ЕГИСЗ;
внедрение СЗИ ЗТКИ PC ЕГИСЗ;
организация центрального сегмента СЗИ ЗТКИ PC ЕГИСЗ;
аттестация ЗТКИ PC ЕГИСЗ по требованиям защиты информации.
Как пояснил Заявитель проведение перечисленных выше этапов параллельно невозможно, в связи с зависимостью выполнения каждого из этапов от результатов предыдущего, включая необходимость поставки, установки и настройки средств защиты информации по результатам моделирования угроз.
Кроме того в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 №676 (ред. от 11.05.2017) «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» «Модель угроз безопасности информации и (или) техническое задание на создание системы согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий в части, касающейся выполнения установленных требований о защите информации», причем работы по развитию (модернизации) системы в соответствии с п.17 указанного Постановления осуществляются в соответствии с требованиями, установленными для создания системы, то есть согласование модели угроз безопасности на любом этапе является обязательным.
Приказом ФСТЭК России от 5 июня 2017 г. № 105 определено, что модели угроз безопасности информации и Технические задание на создание региональных информационных систем в органах исполнительной власти субъектов, а также муниципальных информационных систем согласуются с территориальными управлениями ФСТЭК России. В соответствии с Регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, утвержденным приказом ФСТЭК России от 12 мая 2005 г. № 167, срок рассмотрения в ФСТЭК России проектов моделей угроз безопасности информации и технических заданий на создание государственных информационных систем составляет не более 30 дней.
Заказчиком в разъяснениях от 05.10.2017 указано, что данные необходимые для выполнения первого этапа работ будут предоставлены «в течение трех рабочих дней после подписания Государственного контракта и соглашения об обеспечении конфиденциальности».
Таким образом, сроки выполнения работ первого этапа модернизации системы защиты информации, обрабатываемой ЗТКИ PC ЕГИСЗ, аттестации ЗТКИ PC ЕГИСЗ:
1. 3 (три) рабочих дня на предоставление начальных данных,
2. 30 (тридцать) дней на согласование модели угроз в Управлении ФСТЭК России по Центральному федеральному округу, г. Москва.
Таким образом, продолжительность только первого этапа работ может составить 33 (тридцать три) дня без учета затрат времени Исполнителя на выполнение требуемых работ против 7 (семи) требуемых Заказчиком на выполнение общего объема работ.
Документов, свидетельствующих о возможности выполнения работ в течении 7 рабочих дней со стороны Заказчика представлено не было.
В связи с указанным Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения статьи 33 Закон о контрактной системе в части необъективного описания закупки по срокам выполнения работ.
В соответствии со статьей 33Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Материалами дела установлено, что аукционной документации, в нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании услуг по технической поддержке не указан требуемый объем услуг, не установлены требования к качеству услуг, а также не установлены показатели, позволяющие определить соответствие услуг по технической поддержке, перечисленных в п. 8.1. ТЗ, требованиям Заказчика.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией было установлено, что заказчиком даны разъяснения от 05.10.2017, меняющие суть аукционной документации, а именно: «Пункт 6. Средства доверенной нагрузки предоставляются Исполнителем», в техническом задании отсутствуют требования к поставке средств доверенной загрузки; «Пункт 16. Технологии виртуализации используются. Исполнителю при проектировании и внедрении СЗИ ЗТКИ PC ЕГИСЗ необходимо реализовывать организационные и технические меры защиты информации», в техническом задании отсутствуют требования к реализации мер по защите среды виртуализации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Сафиб» на действия Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области Воронежский медицинский информационно-аналитический центр в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по технической поддержке подсистем информационной безопасности защищенной телекоммуникационной инфраструктуры субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (номер извещения 0131200001017003908) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области Воронежский медицинский информационно-аналитический центр нарушения части 6 статьи 31, статьи 33 Закона о контрактной системе, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области Воронежский медицинский информационно-аналитический центр предписание об устранении нарушений части 6 статьи 31, статьи 33 Закона о контрактной системе, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 13.10.2017 года.
Председатель Комиссии                                                     Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии                                 Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                  Т.В. Артемьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны