Постановление №036/04/9.21-1336/2023 по делу № 036/04/9.21-1336/2023 об административном правонар... от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-1336/2023 об административном правонарушении 

25 сентября 2023 года                                                                             г. Воронеж

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Логошин А.В., изучив материалы дела №036/04/9.21-1366/2023 об административном правонарушении, возбуждённого 18.09.2023 в отношении <...> Новоусманского района электрических сетей филиала ПАО «Россети – Центр» <...> (далее – <...>), приказ о приёме работника на работу №<...> от 22.07.2019, по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие <...> (надлежащим образом извещённого времени и месте рассмотрения настоящего дела) и в присутствии потерпевшего - гр. <...>,

У С Т А Н О В И Л:

16.08.2023г. в Управление поступило обращение гр. <...> (вх. № 7523- ЭП/23) по вопросу нарушения ПАО «Россети Центр» установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) сроков направления уведомления о предоставлении недостающей информации и документов, оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий, счета на оплату.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения, 26.06.2023г. гр. <...> посредством портала ТП РФ направил в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств строительной площадки максимальной мощностью 15 кВт, расположенной по адресу: <...>.
12.07.2023г. ПАО «Россети Центр» направило <...> посредством портала ТП РФ запрос о предоставлении недостающих сведений: 
- наименование энергопринимающего устройства;
- план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (подпункт «а» пункта 10 Правил);
- перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики (подпункт «в» пункта 10 Правил);
13.07.2023г. <...> предоставил недостающие сведения.
23.08.2023г. ПАО «Россети Центр» посредством портала ТП РФ направило <...> проект договора № 42410076 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств и технические условия.
Таким образом, в ходе рассмотрения обращения гр. <...> установлено, что ПАО «Россети Центр»:
1) в нарушение абзаца 12 пункта 15 Правил направило уведомление о предоставлении недостающей информации и документов (исх. № МР-1/ВР11/бн) по истечении11 рабочих дней, т.е. только 12.07.2023г., а должно было направить в течении 3 рабочих дней, т.е. в срок до 29.06.2023г. (просрочка составила 8 рабочих дней);
2) в нарушение пункта 11 Правил неправомерно истребовало в уведомлении о предоставлении недостающей информации и документов (исх. № МР-1/ВР11/бн): план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (подпункт «а» пункта 10 Правил), а также перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики (подпункт «в» пункта 10 Правил); 
3) в нарушение абзаца 1 пункта 105 Правил разместило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату по истечении 28 рабочих дней, т.е. только 23.08.2023г., а должно было в течении 10 рабочих дней со дня получения недостающих сведений (с 13.07.2023), т.е. в срок до 27.07.2023г. ( просрочка составила 18 рабочих дней).
Как следует из информационного письма, направленного ПАО «Россети Центр» в рамках проведения проверки Управлением (вх. № 8395/23 от 11.09.2023г.), ответственным должностным лицом филиала ПАО «Россети Центр» - «Воронежэнерго», в обязанности которого входило организация/обеспечение рассмотрения заявки гр. <...> в установленный Правилами срок, являлся <...>.
18.09.2023г. на основании материалов проверки, проведенной по заявлению физического лица, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в отношении <...> был составлен протокол № 036/04/9.21-1366/2023 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела №036/04/9.21-1366/2023 об административном правонарушении назначено на 25.09.2023г.
Определением от 19.09.2023г. о привлечении в качестве потерпевшего для участия в рассмотрении настоящего дела был привлечен гр. <...>.
18.09.2023г. в Управление от <...> поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие (вх. № 8645-ЭП/23).
25.09.2023г. в ходе рассмотрения дела № 036/04/9.21-1366/2023 об административном правонарушении было принято решение об удовлетворении данного ходатайства.
На рассмотрении настоящего дела присутствовал потерпевший – <...>, которому в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены его права и обязанности.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-1366/2023 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие правоотношения между ПАО «Россети Центр» и гр. <...> регламентируются Правилами в редакции от 08.06.2023г. 
Пунктом 3 Правил установлено, что, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. 
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.
Абзацем 12 пункта 15 Правил установлено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. 
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. 
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. 
После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В пунктах 9-10 Правил содержится перечень информации/документов, которые указываются/прилагаются в/к заявке.
В пункте 14 Правил определены требования к заявке, поданной физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно подпункту «в» пункта 10 Правил к заявке  на технологическое присоединение прилагается  перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил).
Согласно пункту 11 Правил, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
Согласно абзацу 1 пункта 105 Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил, ПАО «Россети Центр» как сетевая организация обязана их соблюдать.
Однако ПАО «Россети Центр»:
1) в нарушение абзаца 12 пункта 15 Правил направило уведомление о предоставлении недостающей информации и документов (исх. № МР-1/ВР11/бн) по истечении 11 рабочих дней, т.е. только 12.07.2023г., а должно было направить в течении 3 рабочих дней, т.е. в срок до 29.06.2023г. (просрочка составила 8 рабочих дней);
2) в нарушение пункта 11 Правил неправомерно истребовало в уведомлении о предоставлении недостающей информации и документов (исх. № МР-1/ВР11/бн): план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (подпункт «а» пункта 10 Правил), а также перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики (подпункт «в» пункта 10 Правил); 
3) в нарушение абзаца 1 пункта 105 Правил разместило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату по истечении 28 рабочих дней, т.е. только 23.08.2023г., а должно было в течении 10 рабочих дней со дня получения недостающих сведений (с 13.07.2023), т.е. в срок до 27.07.2023г. ( просрочка составила 18 рабочих дней)
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 2 указанной статьи установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере определенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Как следует из информационного письма (вх. 8395/23 от 11.09.2023), направленного ПАО «Россети Центр» в рамках исполнения запроса Управления, ответственным должностным лицом филиала ПАО «Россети Центр» - «Воронежэнерго», в обязанности которого входило организация/обеспечение рассмотрения заявки гр. <...> в установленный Правилами срок, являлся <...>.
Приказом о приёме работника на работу <...> <...> назначен на должность <...> Новоусманского района электрических сетей филиала ПАО «Россети Центр» - «Воронежэнерго».
Пунктом 1.2 Положения о Новоусманском РЭС 1 категории филиала ПАО «МРСК Центра» – «Воронежэнерго» ПСП ВР-Р11/01-2021, утверждённого 26.02.2021 приказом филиала ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» № 86-ВР (далее – Положение о Новоусманском РЭС), руководство Новоусманского РЭС осуществляет <...> РЭС, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Общества. 
В соответствии с пунктом 1.5 Положения о Новоусманском РЭС, <...> РЭС и другие работники Новоусманского РЭС в своей деятельности руководствуются законодательством РФ, Уставом Общества, решениями общего собрания акционеров Общества, Совета директоров Общества, Правления Общества, ОРД, ВНД Общества, Положением о Новоусманском РЭС, а также трудовых договором. 
Согласно пункту 1.8.4.1 Положения о Новоусманском РЭС, <...> РЭС необходимо иметь знания в рамках своих функциональных обязанностей нормативно-технической и организационно распорядительной документации, регламентирующей планирование, организацию и выполнение ремонтноэксплуатационных работ, порядок оперативного обслуживания электроустановок, порядок оказания дополнительных услуг, порядок работы с жалобами потребителей, осуществление услуг по технологическому присоединению, в том числе хозяйственным способом, порядок ведения работы с персоналом, требования охраны труда, пожарной и промышленной безопасности. 
Кроме того, пунктом 1.8.4.17 Положения о Новоусманском РЭС установлено, что <...> Новоусманского РЭС необходимо знать законодательство в области технологического присоединения; все нормативные документы, устанавливающие процедуру технологического присоединения. 
В соответствии с пунктом 2.7 и 2.8 Положения о Новоусманском РЭС, основными задачами настоящего РЭС является: реализация услуг по технологическому присоединению; реализация услуг по передаче электрической энергии. 
В силу пункта 3.7. Положения о Новоусманском РЭС <...> Новоусманского РЭС реализует следующие задачи и функции: 
- приём заявки технологического присоединения; 
- подготовка проектов договоров ТП максимальной мощность до 15кВТ и плате за технологическое присоединение не более 550 рублей; 
- исполнение мероприятий по договору технологического присоединения в сроки, предусмотренные договором ТП; 
- подготовка предложений для формирования технических условий; 
- введение в КИСУР (ПО SAP) информации по договорам технологического присоединения в рамках компетенции РЭС; 
В силу пунктов 4.1.9 и 4.1.10 Положения о Новоусманском РЭС, <...> Новоусманского РЭС имеет право давать работникам РЭС указания по вопросам, входящим в его компетенцию, а также требовать и получать от работников РЭС сведения, необходимые для выполнения возложенных на РЭС задач и функций. 
Согласно пункту 5.1.6 Положения о Новоусманском РЭС, на Новоусманский РЭС, в лице <...> РЭС возложено исполнение обязанности по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Общества / филиала Общества. 
Пунктом 5.2 Положения о Новоусманском РЭС установлено, что Новоусманский РЭС, в лице <...> РЭС, несёт ответственность за надлежащее исполнение должностных обязанностей, с учётом задач и функций, возложенных на Новоусманский РЭС, и функциональных обязанностей по охране труда.
С учётом изложенного, именно <...> как ответственное должностное лицо обязан был организовать/обеспечить соблюдение ПАО «Россети Центр» на территории Новоусманского муниципального района Воронежской области требований законодательства в сфере электроэнергетики, в частности – Правил.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия <...> по ненадлежащему исполнению указанных служебных обязанностей содержат событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вина <...> выразилась в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, что привело к нарушению ПАО «Россети Центр» установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, 11, абзац 12 пункта 15, абзац 1 пункта 105 Правил).
Одновременно с этим установлено, что <...>, ранее, а именно:
- постановлением от 26.10.2022г. по делу №036/04/9.21-1124/2022 об административном правонарушении;
- постановлением от 26.10.2022г. по делу №036/04/9.21-1125/2022 об административном правонарушении;
- постановлением от 26.10.2022г. по делу №036/04/9.21-1141/2022 об административном правонарушении;
- постановлением от 27.10.2022г. по делу №036/04/9.21-1180/2022 об административном правонарушении;
- постановлением от 10.11.2022г. по делу № 036/04/9.21-1192/2022 об административном правонарушении;
- постановлением от 15.11.2022г. по делу №036/04/9.21-1237/2022 об административном правонарушении;
- постановлением от 22.11.2022г. по делу №036/04/9.21-1240/2022 об административном правонарушении;
- постановлением от 22.11.2022г. по делу №036/04/9.21-1241/2022 об административном правонарушении;
- постановлением от 01.12.2022г. по делу №036/04/9.21-1340/2022 об административном правонарушении;
- постановлением от 08.12.2022г. по делу № 036/04/9.21-1388/2022 об административном правонарушении уже привлекался к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, действия <...> по ненадлежащей организации соблюдения установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пунктов 3, 6, 7, 11, абзаца 12 пункта 15, абзаца 1 пункта 105 Правил) содержит признаки события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит своё полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершённое <...>, имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения гр. <...> был незаконно лишен права на своевременное получение оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий, а также счета на оплату.
Административное правонарушение, совершённое <...>, причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершённого административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении <...> к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения <...> от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Учитывая характер совершённого правонарушения, а также степень вины правонарушителя, а именно: нарушенное право заявителя на своевременное рассмотрение заявки на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям (просрочка составила 8 рабочих дней), неправомерного истребования в уведомлении о предоставлении недостающей информации, не предусмотренных Правилами, нарушенное право заявителя на своевременное получение оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий, а также счета на оплату (просрочка составила 18 рабочих дней), смягчающие административную ответственность обстоятельство: на момент вынесения настоящего постановления <...> устранены негативные последствия совершенного им правонарушения путем принятия мер к исполнению ПАО «Россети Центр» обязанности по направлению гр. <...> оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий, счета на оплату, учитывая конституционный принцип соразмерности наказания совершенному правонарушению, считаю необходимым применить минимальный размер санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ – 40 000 (сорок тысяч) рублей 00 копеек.
Указанная сумма штрафа в данном конкретном случае является достаточной мерой, направленной на разъяснение <...> противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем. 
Каких-либо отягчающих либо исключающих административную ответственность <...> обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьёй 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Признать <...> Новоусманского района электрических сетей филиала ПАО «Россети – Центр» <...>, приказ о приёме работника на работу <...>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей 00 копеек.
2. Направить <...> Новоусманского района электрических сетей филиала ПАО «Россети – Центр» <...> настоящее постановление для исполнения.
3. Направить потерпевшему -  гр. <...> настоящее постановление для сведения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьёй 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0021 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001744463
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-1336/2023

Связанные организации

Связанные организации не указаны