Постановление №СМ/611/23 по делу № 036/04/9.21-15/2023 об административном правонаруш... от 25 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-15/2023 об административном правонарушении

17 января 2023г. г. Воронеж

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела №036/04/9.21-15/2023 об административном правонарушении, возбужденного 11.01.2023 в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15; далее ПАО «Россети Центр») по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Центр» <...>, в отсутствии <...> (надлежащим образом извещен),

У С Т А Н О В И Л:
15.06.2022 в Управление поступили обращения от гр. <...> (вх. № 5675-ИП/22 и № 5692-ИП/22) по вопросу уклонения ПАО «Россети Центр» от выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правил) срок.
30.06.2022 Управление, в связи с рассмотрением обращения гр. <...>, в целях проверки фактов, изложенных в нём, направило в ПАО «Россети Центр» запрос/требование (исх. № АЛ/4805/22) о предоставлении необходимой информации и документов.
28.07.2022 в Управление от ПАО «Россети Центр» поступили письменные объяснения, согласно которым 24.08.2021 гр. <...> направил в сетевую организацию посредством личного кабинета портала ТП РФ заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома, максимальной мощностью 15 кВт, расположенного по адресу: <...> (далее – Дом).
25.08.2021 ПАО «Россети Центр разместило в личном кабинете гр. <...> запрос (исх. № МР1-ВР/Р11/бн) о предоставлении недостающих сведений и документов по заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям.
26.08.2021 гр. <...> предоставил в ПАО «Россети Центр» запрашиваемые документы.
29.09.2021 ПАО «Россети Центр» направило посредством электронной почты гр. <...> проект договора на технологическое присоединение, технические условия и счёт на оплату.
04.10.2021 между ПАО «Россети Центр» и гр. <...> был заключен договор № 3600/14225/21(42145790) об осуществлении технологического присоединения к электрическим и технические условия (далее – Договор).
Согласно пункту 6 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединения присоединению к электрическим сетям составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения Договора.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям должны быть исполнены в срок до 05.04.2022.
Однако в установленный срок ПАО «Россети Центр» не исполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
23.11.2022 ПАО «Россети Центр» составлен акт № 1800014467 об осуществлении технологического присоединения и акт о выполнении технических условий.
По информации ПАО «Россети Центр», несвоевременное выполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению вызвано отсутствием материала.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <...> установлено, что ПАО «Россети Центр» в нарушении пункта 105 Правил, направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, технические условия и счёт на оплату по истечении 24 рабочих дней, т.е. 29.09.2021, а должно было разместить в личном кабинете заявителя на портале ТП РФ в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до 09.09.2021 включительно (просрочка 14 рабочих дней) что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Однако указанный эпизод подлежит исключению из вины ПАО «Россети Центр», в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности - 10.09.2022.
Кроме того, Управлением установлено, что в нарушение срока, предусмотренного абзацем 13 подпункта «б» пункта 16 Правил, ПАО «Россети Центр» выполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям только 23.11.2022, а должно было осуществить в срок до 05.04.2022 включительно (просрочка 232 календарных дня), что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 11.01.2023 должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в отношении ПАО «Россети Центр» был составлен протокол № 036/04/9.21-15/2023 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-15/2023 об административном правонарушении было назначено на 17.01.2023.
При этом определением о привлечении в качестве потерпевшего для участия в рассмотрении настоящего дела был привлечен гр. <...>.
17.01.2023 на рассмотрении дела № 036/04/9.21-15/2023 об административном правонарушении присутствовала представитель ПАО «Россети Центр» <...>, которой в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены её права и обязанности.
Гр. <...> на рассмотрение дела не явился (направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие от 11.01.2023).
При этом гр. <...> предоставил акт об осуществлении технологического присоединения (б/н, б/д).
<...> пояснила, что не может предоставить документальные доказательства выполнения ПАО «Россети Центр» мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта гр. <...>, так как в связи с проведением ремонтных работ у ПАО «Россети Центр» отсутствует доступ к интернету. Просила отложить рассмотрение настоящего дела.
В соответствии с положениями статьи 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, помимо прочего достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, а также имеются ли ходатайства и отводы.
Согласно подпункту «в» пункта 7 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в случае необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы выносится определение об отложении.
При рассмотрении настоящего дела установлена необходимость в получении дополнительных доказательств по делу, в связи с чем, заявленное ходатайство было удовлетворено, а рассмотрение дела отложено на 24.01.2023.
24.01.2023 на рассмотрении дела № 036/04/9.21-15/2023 об административном правонарушении присутствовала представитель ПАО «Россети Центр» <...>, которой в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены её права и обязанности.
Гр. <...> на рассмотрение дела не явился (направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие от 19.01.2023).
<...> предоставила акт № 1800014467 об осуществлении технологического присоединения от 23.11.2022.
Изучив материалы дела №036/04/9.21-15/2023 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие правоотношения между ПАО «Россети Центр» и гр. <...> регламентируются Правилами в редакции от 11.08.2021 № 85.
Пунктом 3 Правил установлено, что, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.
Абзацем 12 пункта 15 Правил установлено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Пунктом 105 Правил установлено, что в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) – 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
В силу абзаца 13 подпункта «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 (шесть месяцев) - для заявителей максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 20 кВ включительно.
Пунктом 16(1) Правил установлено, что заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым настоящего пункта.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил ПАО «Россети Центр» как сетевая организация обязана их соблюдать.
Однако, в нарушение срока, предусмотренного абзацем 9 подпункта «б» пункта 16 Правил, ПАО «Россети Центр» выполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям только 23.11.2022, а должно было осуществить в срок до 05.04.2022 включительно (просрочка 232 календарных дня), что свидетельствует о нарушении предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Одновременно с этим установлено, что ПАО «Россети Центр» ранее, а именно:
постановлением от 05.02.2021 по делу № 036/04/9.21-15/2021 об административном правонарушении;
постановлением от 10.02.2021 по делу № 036/04/9.21-16/2021 об административном правонарушении;
постановлением от 05.02.2021 по делу № 036/04/9.21-17/2021 об административном правонарушении;
постановлением от 23.04.2021 по делу № 036/04/9.21-19/2021 об административном правонарушении;
постановлением от 08.02.2021 по делу № 036/04/9.21-20/2021 об административном правонарушении;
постановлением от 05.03.2021 по делу № 036/04/9.21-72/2021 об административном правонарушении;
постановлением от 19.07.2021 по делу № 036/04/9.21-126/2021 об административном правонарушении;
постановлением от 19.07.2021 по делу № 036/04/9.21-136/2021 об административном правонарушении;
постановлением от 19.07.2021 по делу № 036/04/9.21-137/2021 об  административном правонарушении;
постановлением от 20.07.2021 по делу № 036/04/9.21-138/2021 об административном правонарушении;
постановлением от 11.06.2021 по делу №036/04/9.21-180/2021 об административном правонарушении уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, абзац 13 подпункта «б» пункта 16, пункт 16(1) Правил), выразившееся в неисполнении своей части мероприятий по технологическому присоединению Дома к электрическим сетям в срок, содержит в себе событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «Россети Центр» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пунктов 3, 6, 7, абзаца 13 подпункта «б» пункта 16, пункта 16(1) Правил), в частности для исполнения своей части мероприятий по технологическому присоединению Дома к электрическим сетям в установленный Правилами срок.
Однако ПАО «Россети Центр» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, абзаца 13 подпункта «б» пункта 16, пунктом 16(1) Правил.
Таким образом, вина ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела находит свое полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершенное ПАО «Россети Центр» имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения гр. <...> был незаконно лишен права на своевременное подключение (технологическое присоединение) Дома к электрическим сетям, и использование его по целевому назначению.
Административное правонарушение, совершенное ПАО «Россети Центр» причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям  в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершенного административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении ПАО «Россети Центр» к установленной публичноправовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах, отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «Россети Центр» от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание характер совершённого правонарушения и его последствия, а именно:
- нарушение срока (232 календарных дня) исполнения своей части мероприятий по технологическому присоединению Дома к электрическим сетям;
- нарушенное право заявителя на своевременное подключение (технологическое присоединение) Дома к электрическим сетям в установленный Правилами срок (абзац 13 подпункта «б» пункта 16, пункт 16(1) Правил);
- систематическое совершение ПАО «Россети Центр» новых административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, несмотря на неоднократное привлечение его к административной ответственности за такие правонарушения;
- имущественное и финансовое положение ПАО «Россети Центр»;
- конституционный принцип соразмерности административного наказания, считаю, что, в рассматриваемом случае, наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 (восьмисот тысяч) рублей будет являться достаточным и соответствовать тяжести совершённого правонарушения.
Каких-либо смягчающих, отягчающих либо исключающих административную ответственность ПАО «Россети Центр» обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым назначить административный штраф в размере – 800 000 (восьмисот тысяч) рублей. 00 коп.
Указанная сумма штрафа в данном конкретном случае является достаточной мерой, направленной на разъяснение ПАО «Россети Центр» противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 и 29.13 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
1.
Признать публичное акционерное общество «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 (восьмисот тысяч) рублей. 00 коп.
2. Направить публичному акционерному обществу «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) настоящее постановление для исполнения.
3. Направить гр. <...> настоящее постановление для сведения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В случае уплаты административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Вместе с тем Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по
Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0016 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001580118
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-15/2023

Связанные организации

Связанные организации не указаны