Решение б/н Решение от 09.04.2015 года по делу №67-55р от 10 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 67-55р
09 апреля 2015 года                                                       город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии Попов В.Г. – заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Давыдова О.В. – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Шорохов А.Е. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 67-55р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ» (г.Воронеж, ул.Антонова-Овсеенко, д.35 «Л», оф.1, ИНН 3662193102) (далее – ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ»), требований части 1 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ» <…> (далее – представитель ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ»), установила:
10 марта 2015 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) установлено размещение над входом в автосалон «FRESH auto ВОРОНЕЖ» (г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, д. 35 «Л», оф. 1) светового табло, на котором бегущей строкой последовательно отображается информация: «Особые условия при обмене Выгодный автокредит» (далее информация № 1). Со стороны бокового фасада автосалона «FRESH auto ВОРОНЕЖ» установлен монитор, на котором отображается информация следующего содержания: «FRESH finance АВТОКРЕДИТ от 14% ГОДОВЫХ FRESH FRESH auto» (далее информация № 2), о чем специалистом-экспертом Воронежского УФАС России Шороховым А.Е. составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 10.03.2015 года с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация № 1, 2 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама № 1, 2).
Объектами рекламирования в указанной рекламе являются автосалон, автомобили, и финансовая услуга - кредит.
Определением от 18.03.2015 года № 67-55р в отношении ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело назначено к рассмотрению на 11 часов 45 минут (мск) 09.04.2015 года по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д.72, к. 5.
26.03.2015 года от ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ» были представлены документы от 26.03.2015 года (вх № 01-11/405 от 26.03.2015).
09.04.2015 года на рассмотрении дела № 67-55р ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ» были представлены письменные объяснения, согласно которым Общество не признало факт нарушения законодательства о рекламе. В ходе рассмотрения дела представитель ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ» <…> поддержала доводы изложенные в объяснениях.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ», Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ» признаков нарушения законодательства о рекламе.
Пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 указанного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на кредит, следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Рассматриваемая реклама № 1, 2 не содержит сведений о лице, оказывающем услугу по предоставлению кредита.
Следовательно, рассматриваемая реклама № 1, 2 имеет признаки нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженные в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте указанной рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее термина «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама № 1, 2 распространяется с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ», что не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Рассматриваемая реклама № 2 имеет признаки нарушения требований пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженные в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) всех условий оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, что не допускается.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В рассматриваемой рекламе сообщаются сведения о возможности получении кредита от 14 % годовых без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.
Следовательно, рассматриваемая реклама № 2 имеет признаки нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженные в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) всех условий, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что деятельность в указанном автосалоне осуществляет ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ», следовательно, рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ».
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность, в том числе за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу № 1: «Особые условия при обмене Выгодный автокредит», поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а также рекламу № 2: «FRESH finance АВТОКРЕДИТ от 14% ГОДОВЫХ FRESH FRESH auto», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», расположенную по адресу: Автосалон «FRESH auto ВОРОНЕЖ», г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, д. 35 «Л», оф. 1.
2. Выдать ООО «ФРЕШ-ВОРОНЕЖ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы № 1, № 2, либо путем внесения в текст рекламы № 1, № 2 наименования или имени лица, оказывающего услуги по кредитованию, а также внесения в текст рекламы № 2 всех условий, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, а также всех условий оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                  В.Г. Попов
Члены Комиссии                                                              О.В. Давыдова
                                                                                      А.Е. Шорохов

Связанные организации

Связанные организации не указаны