Решение №02-16/1777 по результатам рассмотрения жалобы ООО «РеалМед» на действия... от 11 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «РеалМед» на действия БУЗ ВО «Воронежская областная детская клиническая больница №1» и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области
(дело № 036/06/105-190/2019)
08.04.2019                                                                                                            г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 08.04.2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 10.04.2019г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела; Колмаков Р.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела; Артемьева Т.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
- Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>, <…>;
- БУЗ ВО «Воронежская областная детская клиническая больница №1» <…>, <…>;
- ООО «РЕАЛМЕД» <…>,
рассмотрев жалобу ООО «РеалМед» на действия БУЗ ВО «Воронежская областная детская клиническая больница №1» и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области  при проведении электронного аукциона на поставку транспортируемого рентгеновского аппарата (№ извещения 0131200001019000789),
у с т а н о в и л а:
01.04.2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «РеалМед» на действия БУЗ ВО «Воронежская областная детская клиническая больница №1» и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку транспортируемого рентгеновского аппарата (№ извещения 0131200001019000789).
По мнению заявителя:
1) заказчиком и уполномоченным органом в нарушении ч.4 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) не предоставлено необходимых разъяснений положений документации об электронном аукционе по запросам;
2) при описании объекта закупки заказчиком были допущены нарушения ст.6, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, ч.1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в связи с тем, что были установлены требования, большая часть которых, по мнению заявителя, не связана с повышением качества получаемых снимков или расширением функциональных возможностей транспортируемого рентгеновского аппарата, в совокупности указанные характеристики соответствуют техническим характеристикам товара определенного производителя, и соответственно, создают преимущественные условия участия в аукционе производителю вышеуказанного аппарата;
3) допущены нарушения п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что при формировании технического задания заказчиком не были использованы требования ГОСТов Р 57088-2016, 57084-2016 и 57082-2016.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение № 0131200001019000789 размещено в единой информационной системе в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru 14.03.2019.
Предметом рассматриваемого аукциона является постава рентгеновского аппарата. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 796 000, 00 руб.
1) Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы от участника закупки поступили запросы на разъяснения положений документации.
22.03.2019, 28.03.2019 заказчиком, в соответствии с требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, были даны разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Правила описания объекта закупки регулируются статьей 33 Закона о контрактной системе.
 В силу ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, частью 2 указанной статьи предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, далее - Обзор).
По смыслу приведенных правовых норм, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом, Закон  контрактной системе не содержит запрета заказчику в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
При описании объекта закупки заказчиками не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиками требований, установленных статьями 33, 64 Закона о контрактной системе.
В этой связи довод Общества о том, что заказчиком установлены ограничивающие конкуренцию требования к предмету закупки, отклоняется.
Получение в наибольшей степени удовлетворяющего существующим потребностям заказчика товара является для него приоритетной целью проведения закупки.
Кроме того, предметом электронного аукциона являлось право на заключение государственного контракта на поставку медицинского оборудования, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Потребность заказчика в таких характеристиках, как небольшая ширина и вес аппарата обусловлены необходимостью маневренности и малого радиуса разворота, компактного хранения и упрощение работы лаборанта. Детектор квадратной формы (активный размер детектора не менее 40х40 см) упрощает позиционирование (не требуется выбирать положение детектора: горизонтальное или вертикальное). Быстрая зарядка аккумуляторов (до 3 часов) аппарата обусловлена тем, что использоваться он будет в отделении реанимации и интенсивной медицины, где его готовность к работе необходима в максимально короткие сроки.
На основании вышеизложенного, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
В связи с чем, довод заявителя об ограничении конкуренции, в том числе ограничении количества участников, и создание преимущественных условий участия в торгах не нашел своего подтверждения.
3) Пунктом 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе предписывается необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно описания объекта закупки заказчику требуется палатный передвижной цифровой рентгенографический аппарат, в составе которого поставляется полноформатный плоский рентгеновский детектор и автоматизированное рабочее место для лаборанта.
Так, ГОСТом «Р 57088-2016 Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгенографические палатные передвижные цифровые. Технические требования для государственных закупок.» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.09.2016 № 1171-ст) установлены общие требования к подготовке технических заданий  и их оформлению при проведении государственных закупок высоко технологического медицинского оборудования (далее - ВМО): рентгенографических палатных передвижных цифровых аппаратов.
Кроме того, на территории Российской Федерации действует ГОСТ 57084-2016 Изделия медицинские электрические. Детекторы для рентгенодиагностики плоскопанельные. Технические требования для государственных закупок» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.09.2016 № 1165-ст) и ГОСТ 57082-2016 «Изделия медицинские электрические. Рабочая станция врача — рентгенолога. Технические требования для государственных закупок.» (утв. и введен в действие приказом  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.09.2016 № 1163-ст).
П.4.3 вышеназванных ГОСТов предусмотрено, что техническое задание на закупку ВМО должно содержать требования только к тем характеристикам, которые регламентированы настоящим стандартом, заказчик вправе не включать в техническое задание несущественные для него требования. При этом, п. 4.4 ГОСТов предусмотрено право заказчика на включение в техническое задание требования, не регламентированное настоящим стандартом, при обязательном обосновании соответствующих повышенных потребительских, технологических и/или функциональных характеристик.
Данное требование ГОСтов согласуется с требованием п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Проанализировав техническое задание спорной аукционной документации, комиссией антимонопольного органа установлено, что большая часть характеристик аппарата, предусмотренных документацией, не регламентированы ГОСТами. При этом, обоснование необходимости поставки аппарата именно с указанными характеристиками документация об аукционе не содержит.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика усматривается нарушение требований п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с чем, руководствуясь ст. ст.99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «РеалМед» на действия БУЗ ВО «Воронежская областная детская клиническая больница №1» и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку транспортируемого рентгеновского аппарата (№ извещения 0131200001019000789) частично обоснованной.
2. Признать в действиях БУЗ ВО «Воронежская областная детская клиническая больница №1» и Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение требований п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в описании характеристик объекта закупки, не предусмотренных действующими ГОСТами.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат торгов, предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                                   С.В. Михин
Члены Комиссии                                                                                       Ю.В. Рощупкина
                                                                                                                        Т.В. Артемьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны