Решение б/н Решение от 27.12.2016 года по делу №690-11К от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 690-11К
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
27.12.2016 г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела; Михин С.В. - член комиссии, начальник отдела; Рощупкина Ю.В. – член комиссии, заместитель начальника отдела,
в присутствии представителей:
ООО "МОСТОСТРОЙ 1" <…>, ООО «Мостострой» <…>,
рассмотрев дело № 690-11К, возбужденное в отношении ООО "МОСТОСТРОЙ 1", ООО «Мостострой» по признакам нарушения, предусмотренного п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цены в ходе проведения аукционов в электронной форме № 0331100007315000049 и 0131300009015000027, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,
У С Т А Н О В И Л А:
В связи с поступившей информацией о возможном соглашении между участниками закупок: ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (Тамбовский район, поселок Строитель, улица промышленная, строение 12) и ООО «Мостострой» (Тамбовский район, д. Перикса, ул. Южная, д. 7 «Д») в ходе проведения аукционов в электронной форме № 0331100007315000049 и 0131300009015000027, приказом руководителя Воронежского УФАС России от 02.12.2016 года № 115 (с изменениями от 09.12.2016 года № 117) возбуждено дело № 690-11к в отношении ООО "МОСТОСТРОЙ 1", ООО «Мостострой» по признакам нарушения, предусмотренного п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции.
Определением от 05.12.2016 года рассмотрение дела было назначено на 15.12.2016 года.
Определением от 19.12.2016 года рассмотрение дела было отложено на 27.12.2016 года.
Проанализировав полученную в ходе подготовки к рассмотрению дела информацию, комиссия Воронежского УФАС России приходит к следующим выводам.
Порядок проведения электронного аукциона в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
В силу ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под аукционом в силу указанной нормы понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии со статьей 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.
7. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
8. При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
9. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:
1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";
3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
10. От начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта в соответствии с частью 11 настоящей статьи.
11. При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
12. В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи.
Кроме того, ч.1 ст. 59 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе указано, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу ч. 10 указанной статьи участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

02.04.2015 года заказчиком - Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации об осуществлении закупки в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона №0331100007315000049 на ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Мост через реку Хава на км 41+480 автомобильной дороги Р-193 Воронеж-Тамбов Воронежская область с начальной (максимальной) ценой контракта равной 88 044 404 ,00.
Согласно ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.04.2015 №401861 на участие в закупке подано 2 (две) заявки, которые по результатам рассмотрения был допущены к участию в аукционе, в числе которых были заявки ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (заявка № 416949), ООО "Мостострой" (заявка № 417603).
24.04.2015 года состоялся электронный аукцион. Место проведения аукциона - АО "Электронные торговые системы".
В соответствии с протоколом от 24.04.2015 года проведения закупки в аукционе участвовали ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (заявка № 416949), ООО "Мостострой" (заявка № 417603).
Согласно сведениям, предоставленными АО "Электронные торговые системы", ценовые предложения участников размещения заказа осуществлялись в следующем порядке:

Номер заявки участника

Наименование участника

ИНН

Предложенная цена, руб.

Тип ценового предложения

Дата и время подачи предложения

C учетом шага цены

417603

ООО

"МОСТОСТРОЙ"

6820035435

87 604 181.98

На понижение ↓

24.04.2015 09:16:03 (MSK+00:00)

 

 

416949

ООО "МОСТОСТРОЙ 1"

6820034167

87 604 181.98

На понижение ↓

24.04.2015 09:05:10 (MSK+00:00)

+

Участниками был сделан шаг аукциона и цена снижена на 0,5%. Победителем аукциона признано ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 27.04.2015 №407033).
При этом, согласно данным полученным от АО "Электронные торговые системы" заявки на участие в аукционе, а также ценовые предложения от указанных выше компаний были поданы с персональных устройств которые подключены к глобальной сети Интернет, имеющей одинаковый IP адрес, а именно <…>, что возможно только при нахождении в одном помещении, одной локальной сети.
Аналогичная ситуация сложилась при проведении электронного аукциона с реестровым номером 0131300009015000027.
10.06.2015 заказчиком — администраций Бутурлиновского муницпального района Воронежской области на официальном сайте было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по объекту: "Строительство мостового перехода через р.Осередь по ул. Калинина в с. Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области" начальная (максимальная) цена контракта 41 785 830,00.
06.07.2015 года состоялся электронный аукцион. Место проведения аукциона - ЗАО «Сбербанк-АСТ».
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.07.2015 №0131300009015000027-1 на участие в закупке подано 3 (три) заявки, которые по результатам рассмотрения был допущены к участию в аукционе, в числе которых были заявки ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (заявка № 2), ООО "Мостострой" (заявка № 1), АО "Специализированное ремонтно-строительное управление №7" (заявка № 3, отклонена).
В соответствии с протоколом от 06.07.2015 проведения закупки в аукционе участвовали ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (заявка № 2), ООО "Мостострой" (заявка № 1).

Номер заявки участника

Наименование участника

ИНН

Предложенная цена, руб.

Тип ценового предложения

Дата и время подачи предложения

C учетом шага цены

1

ООО

"МОСТОСТРОЙ"

6820035435

41 576 900,85

На понижение ↓

06.07.2015 12:29

 

 

2

ООО "МОСТОСТРОЙ 1"

6820034167

41 576 900,85

На понижение ↓

06.07.2015 12:26

 

Участниками был сделан шаг аукциона и цена снижена на 0,5%. Победителем аукциона признано ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 06.07.2015 №0131300009015000027-3).
По данным полученным от оператора электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» заявки на участие в аукционе, а также ценовые предложения от указанных выше компаний были поданы с персональных устройств которые подключены к глобальной сети Интернет, имеющей одинаковый IP адрес, а именно <…>, что возможно только при нахождении в одном помещении, одной локальной сети.
Указанная выше ситуация свидетельствует о наличии между ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (ИНН 6820034167), ООО "Мостострой" (ИНН 6820035435) соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах.
В ходе проведения проверки было также установлено:
- электронные подписи под которыми подписывались участники ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (ИНН 6820034167), ООО "Мостострой" (ИНН 6820035435) выданы одним удостоверяющим центром, а именно ЗАО «ПФ «СКБ Контур», Екатеринбург, Свердловская область, еmail — ca@skbkontur.ru;
- имеют один адрес электронной почты mostostroy.kadr@yandex.ru;
- адрес регистрации организаций совпадает 392551 Тамбовская область, деревня Перкиса, улица Южная, д. 7 стр. Д - ООО "Мостострой"; 392551 Тамбовская область, деревня Перкиса, улица Южная, д. 7 стр. А - ООО "МОСТОСТРОЙ 1";
- директором ООО "МОСТОСТРОЙ 1" <…> заключен договор аренды офисного здания от 07.05.2014 года с <…> (учредитель/генеральный директор ООО "Мостострой");
- денежные средства в качестве обеспечения заявок за указанные организации были внесены одной организацией ООО «Инвестфинанс Юг» ИНН 2311135357 (переименована ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МИКРОФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ "РЕАЛЬНОСТЬ").
Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определены в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции, Закон).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В пункте 18 данной статьи определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Признаками ограничения конкуренции в Законе N 135-ФЗ названы, кроме прочего, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с положениями части 1 статьи 11 и пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение может быть заключено в устной форме, что позволяет исключать из подлежащих доказыванию обстоятельств наличие формализованных (то есть подписанных или иным образом явно согласованных всеми участниками соглашения) документов, из содержания которых однозначно можно определить предмет договоренностей сторон.
Исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.
Таким образом, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Товарные границы рынка определяются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), которым предусмотрен код деятельности 45.2 — услуги по проведению общих строительных работ. Эта группировка включает, в том числе, комплекс строительных услуг на автомобильных и железных дорогах.
Предметом рассматриваемых аукционов являлись работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также ее инфраструктуры.
На рынке данных услуг действует большое количество хозяйствующих субъектов.
Кроме того, антимонопольный орган учитывает, что противоправное поведение указанных компаний носит системный характер, а именно, при проведении электронных аукционов № 0331100007314000345, 0331100007314000371 в торгах участвовало ООО "МОСТОСТРОЙ 1" и ООО "Мостострой" (ИНН 6829048703, ликвидировано 21.05.2015) ценовые предложения поступали с одного IP-адреса: <…>, при этом процент снижения начальной (максимальной) цены контракта при проведении торгов составил 0,5% и контракты заключались с ООО "МОСТОСТРОЙ 1".
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (ИНН 6820034167), ООО "Мостострой" (ИНН 6820035435) нарушения п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении аукционов № 0331100007315000049 и 0131300009015000027, выразившееся в заключении и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цены при проведении электронных аукционов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать ООО "МОСТОСТРОЙ 1" (ИНН 6820034167), ООО "Мостострой" (ИНН 6820035435) нарушившими требования п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении которое могло привести к поддержанию цены при проведении электронных аукционов №№ 0331100007315000049 и 0131300009015000027.
2. Выдать ООО "МОСТОСТРОЙ 1" предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3. Выдать ООО "Мостострой" предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена 27.12.2016г.
Решение изготовлено в полном объеме 09.01.2017г.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Члены Комиссии: С.В. Михин
Ю.В. Рощупкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны