Определение №036/05/28-234/2021 о возбуждении дела по признакам нарушения ПАО Банк «ФК Откры... от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 036/05/28-234/2021
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«23» августа 2021 года                                                            город Воронеж
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Д.Ю. Чушкин - руководитель управления, рассмотрев материалы, предоставленные государственным инспектором Воронежского УФАС России О.В. Давыдовой, свидетельствующие о признаках нарушения Публичным акционерным обществом Банк «Финансовая корпорация Открытие» (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, строение 4, ИНН 7706092528, ОГРН 1027739019208, дата регистрации 15.12.1992 г.) (далее – ПАО Банк «ФК Открытие») требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 стать 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:
Воронежским УФАС России 02 августа 2021 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламном щите, расположенном по адресу: г. Воронеж, Московский пр-т - Бульвар Победы, рекламы следующего содержания: «/…/ ОТКРЫТИЕ Надежный банк нашего времени /.../ ЭТАЖИ /…/ ИПОТЕКА от 7,7 % годовых ВТОРИЧНОЕ ЖИЛЬЕ НА ETAGI.COM /.../», о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 02.08.2021 года с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе являются ПАО Банк «ФК ОТКРЫТИЕ» и финансовая услуга — ипотека от 7,7 % годовых.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе информация (со слов ОТКРЫТИЕ Надежный банк нашего времени ЭТАЖИ ИПОТЕКА 7,7 % годовых ВТОРИЧНОЕ ЖИЛЬЕ НА ETAGI.COM /…/) выполнена крупным шрифтом, в то время как иная существенная информация (со слов /.../ Ставка от 7,7% до 8,2% годовых по кредитному продукту «Квартира». Ставка 7,7 % годовых действует с учетом скидки 0,5 % годовых для клиентов компании «ЭТАЖИ», при первоначальном взносе от 20 до 70% от стоимости квартиры и сумме кредита 12 млн. руб и более. Для Москвы и МО: 8 млн. руб. и более. Для Санкт-Петербурга и ДО: 4 млн.. руб. и более. Для остальных регионов срок от 3 до 30 лет сумма от 0,5 до 50 млн. руб. Первоначальный взнос по программе «КВАРТИРА» от 10% до 80% от стоимости недвижимости. Ставка по кредиту фиксированная зависит от размера первоначального взноса и от согласия на страхование заемщиком риска утраты (ограничения) права собственности, страхование жизни и трудоспособности /.../ заемщик несет расходы по оценке предмета залога, страхованию и государственной регистрации ипотеки/.../» выполнена мелким шрифтом, не читаемым без использования специальных средств.
Рассматриваемая реклама распространялась с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку существенная информация о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения является не читаемой без использования специальных технических средств. В частности, не поддаётся прочтению информация об условиях приобретения ипотеки «/.../ Ставка от 7,7% до 8,2% годовых по кредитному продукту «Квартира». Ставка 7,7 % годовых действует с учетом скидки 0,5 % годовых для клиентов компании «ЭТАЖИ», при первоначальном взносе от 20 до 70% от стоимости квартиры и сумме кредита 12 млн. руб и более. Для Москвы и МО: 8 млн. руб. и более. Для Санкт-Петербурга и ДО: 4 млн.. руб. и более. Для остальных регионов срок от 3 до 30 лет сумма от 0,5 до 50 млн. руб. Первоначальный взнос по программе «КВАРТИРА» от 10% до 80% от стоимости недвижимости. Ставка по кредиту фиксированная зависит от размера первоначального взноса и от согласия на страхование заемщиком риска утраты (ограничения) права собственности, страхование жизни и трудоспособности /.../ заемщик несет расходы по оценке предмета залога, страхованию и государственной регистрации ипотеки/.../».
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В вышеуказанной рекламе присутствует одно из условий ипотечного кредитования (процентная ставка — 7,7% годовых), остальные условия, влияющие на стоимость оказания соответствующей финансовой услуги (срок ипотечного кредитования, сумма ипотечного кредита и др.) указаны мелким шрифтом невозможным для прочтения без специальных приспособлений.
Федеральный закон «О рекламе» не регламентирует минимально допустимый размер шрифта, что в свою очередь не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть не читаемым при прочих равных. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Необходимо учитывать, что рассматриваемая реклама содержит сочетание информации, выполненной различным шрифтом, и имеющей различное расположение на рекламном поле.  
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное, и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Федерального закона N 38-ФЗ). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).  Следует принять во внимание тот факт, что в русском языке чтение текста осуществляется слева на право, а очередность прочтения строк – сверху вниз. Как следствие, рассматриваемая реклама, ориентирует потребителя на возможность получить ипотеку по ставке 7,7% годовых в ПАО Банк «ФК Открытие» без каких-либо дополнительных условий.
Необходимо отметить‚ что данная реклама распространялась на специальной рекламной конструкции суперсайт (суперборд). Суперсайт (суперборд) — это крупноформатная конструкция наружной рекламы. Высота опоры составляет 15 метров.
Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, в которой содержатся условия предоставления финансовой услуги – ипотека, нераспознаваема без специальных приспособлений. Поэтому, потребители данной рекламы не были проинформированы обо всех условиях предоставления рекламируемого финансового продукта.
Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.
ФЗ «О рекламе» и иные нормативные правовые акты не содержат указания на минимально допустимый размер шрифта в рекламе, гарантирующий прочтение такой рекламы любым потребителем. Кроме того, отсутствует утвержденная методика определения читаемости или не читаемости шрифта, которым исполнена реклама. При таких обстоятельствах, оценка доступности текста рекламы для восприятия всегда будет носить субъективный характер.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях приобретения товара, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, соответственно потребители вводятся в заблуждение о существенных условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО Банк «ФК Открытие» (агентский договор № OMD-FoE/02-20 от 10.02.2020).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:
1.
Возбудить производство по делу № 036/05/5-234/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ПАО Банк «ФК Открытие».
3. ПАО Банк «ФК Открытие» в срок до 15 часов 00 минут (мск) 13 сентября 2021 года (включительно) обеспечить предоставление в Воронежское УФАС России (г. Воронеж, проспект Революции, 21) следующую информацию (сведения, документы, материалы) или их копии, заверенные надлежащим образом:
3.1. учредительных документов.
3.2. свидетельства о государственной регистрации.
3.3. свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.
3.4. оригинал-макеты рекламы «/…/ ОТКРЫТИЕ Надежный банк нашего времени /.../ ЭТАЖИ /…/ ИПОТЕКА от 7,7 % годовых ВТОРИЧНОЕ ЖИЛЬЕ НА ETAGI.COM /.../», с указанием конкретных периодов времени, средства (способов) и места распространения, а также с указанием ее рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
3.5. договоров, заказов, счетов, счетов - фактур, утвержденных рекламодателем оригинал-макетов рекламы, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство и (или) размещение рекламы, указанной в пункте 3.4. настоящего Определения.
3.6. лицензии на осуществляемые виды деятельности;
3.7. документов, определяющих руководителя организации;
3.8. утвержденные ПАО Банк «ФК Открытие» условия ипотечного кредитования по ставке от 7,7 % годовых, которые является объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе.
3.9. сведения о регионах в которых распространялась реклама, указанная в пункте 3.4 настоящего определения.
3.10. письменных объяснений по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Назначить дело № 036/05/5-234/2021 к рассмотрению на 11 часов 30 мин (мск) «17» сентября 2021 года по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, 21.
Информацию необходимо предоставить с сопроводительным письмом, содержащим перечень предоставляемых документов, а также их наименования, номер и дату принятия.
Все копии документов (каждая страница) и информация на иных носителях, должны быть заверены печатью и подписью руководителя.
Непредоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) - влечет ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанные в пункте 4 настоящего Определения время и место предлагается явиться руководителю организации/или представителю с документом, удостоверяющим личность и документами, определяющими руководителя/представителя.

Связанные организации

Связанные организации не указаны