Решение №036/06/104-441/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА»... от 23 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» на действия Воронежской городской Думы
(дело № 036/06/104-441/2020)
20.04.2020 года                                                                                               г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 20.04.2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 23.04.2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Качкин И.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей Воронежской городской Думы <…>, <…>, в присутствии <…> ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» <…>,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» на действия Воронежской городской Думы в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку хозяйственно-бытовых товаров (номер извещения 0131300000620000246),
 
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» (далее – Заявитель) на действия Воронежской городской Думы (далее – Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку хозяйственно-бытовых товаров (номер извещения 0131300000620000246).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в части формирования протокола признания ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» уклонившемся от заключения контракта.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
11.03.2020 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку хозяйственно-бытовых товаров (номер извещения 0131300000620000246).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 24.03.2020 года № 0131300000620000246-2-1, победителем признано ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА».
На основании части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Руководствуясь данной нормой, Заказчиком в единой информационной системе 27.03.2020 года был размещен проект контракта для его дальнейшего подписания победителем электронного аукциона.
На основании ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
07.04.2020 года в 00 часов 23 минуты от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта».
В соответствии с ч. 12 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Руководствуясь вышеназванной нормой, Заказчиком 07.04.2020 года сформирован протокол признания ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» уклонившимся от заключения контракта в связи с несоблюдением требований Закона о контрактной системе, а именно ч. 12 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, так как контракт не был подписан в установленный срок.
Данный протокол размещен Заказчиком в Единой информационной системе 08.04.2020 года.
Согласно пояснениям представителя ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА», факт не предоставления обеспечения исполнения контракта в установленный срок вызван не намерением уклониться от заключения контракта, а объективными причинами.
Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (далее – Указ Президента № 206) на основании которого дни с 30.03.2020 года по 03.04.2020 года являются нерабочими, в связи с чем офис Общества был закрыт для посещения Арендодателем (письмо Арендодателя от 27.03.2020 года).
В целях соблюдения Указа Президента от 02.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"», офис организации также был закрыт для посещения.
Как следует из пояснений представителя Общества, 07.04.2020 года, после предъявления ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» арендодателю приказов и справок установленных оперативным штабом по координации мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, отдельные сотрудники организации были допущены к работе в офисе Арендодателя.
При таких обстоятельствах, контракт был направлен в адрес Воронежской городской Думы лишь в 13 часов 02 минуты 07.04.2020 года, что подтверждается хронологией событий из единой информационной системы, а именно: «от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Подписанный победителем проект контракта».
Также Заявитель на заседании Комиссии заявил, что Заказчиком не только неправомерно принято решение об уклонении ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» от заключения контракта, но и наставал на заключении контракта с Заказчиком, ссылаясь при этом на Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2020 года № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (далее – Постановление Правительства № 443).
Согласно пп. «б», п. 1 Постановления Правительства № 443, если последний день срока, исчисляемого в соответствии с Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в днях, в том числе с учетом подпункта "а" настоящего пункта, приходится на нерабочий день, указанный в пункте 1 Указа, то днем окончания срока считается такой нерабочий день, за исключением случая, если последний день срока приходится на субботу или воскресенье, в этом случае днем окончания срока считается следующий за ними понедельник.
Таким образом, Заявитель полагает, что подписанный проект контракта был своевременно направлен в адрес Заказчика, а именно 07.04.2020 года, ссылаясь при этом на 193 статью Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Вместе с тем, как следует из обзора судебной практики по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом следует принимать во внимание, что из правила статьи 193 ГК РФ возможны исключения, когда из условий обязательства следует, что оно должно быть исполнено именно в выходной день или в определенный день вне зависимости от того, является он рабочим или нерабочим.
Нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и от 2 апреля 2020 г. N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации.
Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). Помимо этого, дополнительные ограничительные меры по передвижению по территории, определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается, могут вводиться на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239).
Равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев - такое исполнение полностью невозможно.
С учетом изложенного при отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (статья 401 ГК РФ) установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений ст. 193 ГК РФ не является.
На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе, так как Заказчиком соблюдена процедура признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Также Комиссия отклоняет доводы Заявителя о течении сроков в момент действия Указов Президента № 206 и 239.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:
Признать жалобу ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» на действия Воронежской городской Думы в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку хозяйственно-бытовых товаров (номер извещения 0131300000620000246) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии                                                                                  С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии                                                         Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                                  И.В. Качкин

Связанные организации

Связанные организации не указаны