Решение №СМ/3162/24 по результатам рассмотрения жалобы ООО «ВОРОНЕЖСТРОЙМЕХАНИЗА... от 8 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ВОРОНЕЖСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» на действия Комиссии по осуществлению закупок администрации Хохольского муниципального района Воронежской области и администрация Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт автомобильных дорог Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131300035724000034)

(дело № 036/06/48-586/2024)

02.05.2024 г. г. Воронеж

Резолютивная часть настоящего решения объявлена 02.05.2024 года.
В полном объеме решение изготовлено 07.05.2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Воронежского УФАС России) в составе:
– Михин С.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,
– Тельпов И.А. – заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
– Шпарло В.С. – член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии директора ООО «ВОРОНЕЖСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ»;
- <...>;
при участии представителей администрации Хохольского муниципального района Воронежской области (далее – Организация, осуществляющая размещение): <...>, <...>;
при участии представителя заинтересованного лица - ООО «ДОРОЖНИК» (Победитель Конкурса): <...>;
в отсутствие представителей администрации Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области (далее – Заказчик) (о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом посредством ЕИС),
рассмотрев жалобу ООО «ВОРОНЕЖСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» на действия комиссии по осуществлению закупок администрации Хохольского муниципального района Воронежской области и администрация Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт автомобильных дорог Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131300035724000034),

У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО «ВОРОНЕЖСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» (далее – Заявитель, ООО «ВСМ») на действия Комиссии по осуществлению закупок администрации Хохольского муниципального района Воронежской области и администрация Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт автомобильных дорог Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131300035724000034).
По мнению Заявителя, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в неполном рассмотрении документов, предоставленных Заявителем в составе заявки.
Комиссия по осуществлению закупок с доводами жалобы не согласны, предоставлены письменные возражения.
Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
28.03.2024 г. извещение № 0131300035724000034 (далее – Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта – 18 629 420,50 руб.
В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о
закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержаться, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Как следует из Извещения Заказчиком при проведении настоящего Конкурса использовались следующие критерии и их величины значимости:

Критерий Значимость
1 Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них
финансовых ресурсов, на праве собственности или ином
законном основании оборудования и других материальных
ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и
деловой репутации, специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации (далее - Критерий № 1)
40,00%
2 Цена контракта (далее - Критерий № 2) 60,00%

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе, в форме электронного документа.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №2604).
«Оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок (пункт 2 Постановления №2604).
В соответствии с пунктом 3 Постановления №2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
«Критерии оценки» - предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 24 Постановления №2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
«Показатель оценки» - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Пунктом 25 Постановления №2604 установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления №2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Постановления №2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Постановления №2604 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Заказчиком во исполнение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе представлен электронный документ – «5. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» (далее – Порядок оценки заявок).
Таким образом, в соответствии с Порядком оценки заявок, для оценки заявок по Критерию №1 (Квалификация участников закупки) Заказчиком использовался показатель - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в рамках которого применялся детализирующий показатель - общее количество исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с положениями Постановления №2604 Заказчиком в Порядке оценки заявок предусмотрены требования к документам для оценки заявок по Критерию №1, а именно:

п/
п
Требования к документам для оценки показателя - наличие у участников закупки опыта
работы, связанного с предметом контракта
1 К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий
выполнение работ на объекте, относящимся к одному или нескольким из следующих
договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что
контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к вышеуказанным контрактам и предусматривающий (-ие)
выполнение работ строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу:
- автомобильной дороги.
2 Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки
товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта
(установленного пунктом 1 настоящей таблицы):
- к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки
поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении
такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми
приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом пункта 31-33
Положения, когда к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена
проектная документация (если проектная документация является приложением к таким
документам). При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого
конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных
документов или в форме электронных образов бумажных документов.
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем
за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае
наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе
заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.
- установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора
(договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены
требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Также, для оценки заявок членами Комиссии по осуществлению закупок Заказчиком избрана формула, предусмотренная подпунктом «б» пункта 20 Постановления №2604, а именно:

БХ
i=(Хi-Хmin )×
Х 100
max -Хmin

где:
Хmax - максимальное значение (общее количество исполненных договоров) характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;
Хi - значение (общее количество исполненных договоров) характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;
Хmin - минимальное значение (общее количество исполненных договоров) характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки».
Данная формула, предусматривает присвоение баллов исходя из следующего: заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов; заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов; иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы), исходя из цены деления, рассчитываемого (в рамках «правого компонента» каждой формулы) на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значений.
Таким образом, Заказчик, при проведении настоящего Конкурса, установив исключительно детализирующий показатель «общее количество исполненных участником закупки договоров», а также использовав формулу, не предусматривающую установление предельных минимальных значений, определил, что наиболее квалифицированным исполнителем контракта, для удовлетворения потребностей муниципального заказчика, является лицо исполнившее наибольшее число договоров, вне зависимости от их стоимости и объёмов работ.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2024 №ИЭОК1, Комиссией по осуществлению закупок приняты следующие решения:

Идентификационный
номер заявки
Общее решение
по заявке
Итоговая оценка по критериям,
предусмотренным
п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона 44-ФЗ / Причина
отклонения
34 Соответствует 0
82 Соответствует 40
191 Соответствует 22.1
236 Соответствует 10.76

Таким образом, заявке ООО «ВСМ» (идентификационный номер 236) по Критерию №1 присвоено 10,76 баллов.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что ООО «ВСМ» в составе заявки для оценки по Критерию №1 предоставлено 741 договоров, из них, Комиссией по осуществлению закупке к оценке принято 127 договор.
При этом, Комиссия по осуществлению закупок не предоставила нормативноправового обоснования непринятия остальных 614 договоров к оценке.
Возражения на жалобу, предоставленные администрацией Хохольского муниципального района Воронежской области, представляют из себя констатацию фактов (указание на то, что 614 договоров являются гражданско-правовыми договорами), предположениях о наличии в действиях ООО «ВСМ» нарушений требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (все 614 договор заключены исключительно с целью имитации наличия значительного опыта выполнения тождественных работ для получения преимущественного положения при участии в закупках) и достоверности предоставленной информации (все предоставленные 614 договоров были сфальсифицированы).
Таким образом, Комиссия по осуществлению закупок в нарушение положений Порядка оценки, разработанного Заказчиком, а также подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе злоупотребляя своими полномочиями, не приняла к оценке 614 договоров участника закупки, основываясь исключительно на своём субъективном мнении.
При этом, не основанные на конкретных нормах права предположения Комиссии по осуществлению закупках, сами по себе не указывают на несоответствие документов, предоставленных участником закупки в составе заявки, требованиям, установленным в Порядке оценки заявок.
Кроме того, действия Комиссия по осуществлению закупок, которые выражаются в указании на предоставлении участником закупки в составе заявки недостоверной информации, являются противоречивыми, поскольку в соответствии с протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса, Комиссией по осуществлению закупок на стадии рассмотрения заявок принято решение о соответствии заявки ООО «ВСМ» требованиям извещения.
Вышеуказанные действия содержат событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:
1.
Признать жалобу ООО «ВОРОНЕЖСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» на действия Комиссии по осуществлению закупок администрации Хохольского муниципального района Воронежской области и администрация Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт автомобильных дорог Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131300035724000034) обоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок администрации Хохольского муниципального района Воронежской области и администрация Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области нарушение требований подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Комиссии по осуществлению закупок администрации Хохольского муниципального района Воронежской области и администрация Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области предписание об устранении нарушений требований подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии                                                 С.В. Михин
Заместитель председателя комиссии                           И.А. Тельпов
Член комиссии                                                                 В.С. Шпарло

Связанные организации

Связанные организации не указаны