Решение №036/01/10-1547/2023 по делу в отношении ООО «Теплодом» по признакам нарушения ча... от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

22.12.2023г. г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена: 12.12.2023г.
Решение в полном объёме изготовлено: 22.12.2023г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,
Русаленко Н.В. – член Комиссии, начальник отдела антимонопольного контроля,
Бурахина И.В. – член Комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев дело № 036/01/10-1547/2022, возбуждённое в отношении ООО «Теплодом» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном ограничении ООО «Теплодом» в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. поставки коммунальной услуги «горячее водоснабжение» для многоквартирных жилых домов № 4б корпус 1, № 4б корпус 2, № 4б корпус 3, № 4 б корпус 4 по ул. Ростовская и многоквартирных жилых домов 3а и 3б по ул. Полевая, с. Новая Усмань, Новоусманского района, Воронежской области (далее – МКД), что привело к ущемлению интересов неопределенного круга
потребителей, в присутствии:
от ООО «Теплодом» – <...>,

У С Т А Н О В И Л А:
04.07.2023г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) поступило обращение ООО «Новый Век» (вх. № 6084/23; далее – Обращение) по вопросу правомерности ограничения ООО «Теплодом» с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. поставки коммунального ресурса «горячее водоснабжение» в МКД.
Как следует из Обращения и документов, предоставленных ООО «Новый Век» и ООО «Теплодом», ООО «Новый Век» является управляющей компанией (далее – УК) в МКД.
ООО «Теплодом», согласно приказу Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области № 69/142 от 18.11.2022г., является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальную услугу - поставку горячего водоснабжения с использованием централизованной системы горячего водоснабжения для МКД, Обществу установлен тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).
В соответствии с предоставленной ООО «Теплодом» производственной программой, горячее водоснабжение МКД осуществляется ООО «Теплодом» с использованием закрытой системы горячего водоснабжения.
Согласно информации, предоставленной ООО «Теплодом» в Управление, у части собственников жилых помещений МКД перед Обществом образовалась задолженность по оплате потребленных коммунальных услуг – теплоснабжение и горячее водоснабжение:
- в размере, не превышающем <...> рублей у 19 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/2, у 17 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/3, у 12 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, д. 4б/4, у 13 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/1, у 34 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Полевая, д. 36 А и у 20 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Полевая, д. 36Б на общую сумму <...> рубля 43 рубля копейки;
- в размере от <...> рублей до <...> рублей у 3 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/2, у 5 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/3, у 2 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/1, у 4 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Полевая, д. 36 А, у 3 собственников жилых помещений расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/3 на общую сумму <...> рублей 23 копейки;
- на сумму <...> рубля 69 копеек у 1 собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4Б/3.
Таким образом, по предоставленным ООО «Теплодом» сведениям, общая сумма задолженности у 133 собственников жилых помещений в МКД по оплате коммунальных услуг – теплоснабжение и горячее водоснабжение составила <...> рублей 35 копеек.
В связи с образовавшейся задолженностью в период с 07.03.2023г. по 10.03.2023г. ООО «Теплодом» были направлены письменные уведомления о намерении ввести режим ограничения оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения собственникам жилых помещений в МКД, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг – теплоснабжение и горячее водоснабжение. В подтверждении указанного факта, ООО «Теплодом» предоставило в Управление 45 чеков об оплате почтовых отправлений.
28.03.2023г. ООО «Теплодом» направило в УК уведомление (исх. № 28-03-4) о намерении ввести режим ограничения или приостановления оказания коммунальной услуги - горячее водоснабжение.
В этот же день УК направило ООО «Теплодом» письмо (исх. № 36) с просьбой пояснить причину приостановки горячего водоснабжения в МКД.
13.07.2023г. ООО «Теплодом» направило УК ответ (исх. б/н), в котором указало о наличии задолженности за потребленные коммунальные услуги в размере <...> рублей 00 копеек, в связи с чем 26.06.2023г. будет введено ограничение горячего водоснабжения.
Кроме того, в указанном ответе сообщалось о том, что с 08 час. 00 мин. до 10 час. 00 мин. и с 18 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. ежедневно будет производиться подача горячей воды.
При этом ООО «Теплодом» в своем письме (исх. № 26.07.-1 от 26.07.2023г.), направленном в Управление подтверждает тот факт, что с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. предоставляло коммунальную услугу - горячее водоснабжение не в полном объеме.
Кроме того, ООО «Теплодом» сообщило, что коммунальная услуга оказывалась собственникам жилых помещений в МКД в полном объеме только с 14.07.2023г.
При этом, согласно информации, предоставленной ООО «Теплодом» часть собственников жилых помещений МКД в количестве 1302 человек являлась добросовестными плательщиками предоставляемой ООО «Теплодом» услуги горячего водоснабжения.
Следовательно, ООО «Теплодом» незаконно в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. ограничило предоставление коммунальной услуги – горячее водоснабжение для потребителей, собственников жилых помещений в МКД, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате указанной коммунальной услуги, что привело к ущемлению их интересов.
Учитывая, что действия ООО «Теплодом» по незаконному введению в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. ограничения предоставления коммунальной услуги – горячее водоснабжение для потребителей, собственников жилых помещений в МКД, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате указанной коммунальной услуги, привели к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, 13.10.2023г. Управлением в отношении ООО «Теплодом» возбуждено дело № 036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», выразившегося в незаконном ограничении ООО «Теплодом» в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. поставки коммунального ресурса «горячее водоснабжение» для собственников жилых помещений в МКД, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 13.11.2023г.
В связи с необходимостью получения дополнительных информации и документов рассмотрение настоящего дела отлагалось до 27.11.2023г.
С целью подготовки заключения об обстоятельствах настоящего дела, а также ознакомления лиц, участвующих в деле с материалами данного дела, объявлялся перерыв до 04.12.2023г.
В связи с необходимостью ознакомления лиц, участвующих в деле с заключением об обстоятельствах настоящего дела, а также подготовкой возражений на него, рассмотрение дела № 036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства отлагалось до 12.12.2023г.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив предоставленные по делу доказательства Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей.
Таким образом, действия хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на определённом товарном рынке, могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением только в том случае, если совершение указанных действий повлекло, либо могло повлечь наступление следующих негативных последствий: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей.
Как установлено частью 1 статья 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признаётся положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг поставки тепловой энергии Воронежской области, по результатам которого у ООО «Теплодом» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается соответствующим аналитическим отчетом от 03.10.2023г.
Таким образом, ООО «Теплодом» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ № 416) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 21 ФЗ № 416 организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.
Частью 5 статьи 21 ФЗ № 416 установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2 - 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме являются, в том числе предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
В соответствии с приложением № 1 к Правилам, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Подпунктом «г» пункта 3 Правил определено условие предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Кроме того, подпунктом «а» пункта 31 Правил установлена обязанность исполнителя по предоставлению потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом в силу пункта 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
С учетом изложенного, исходя из правового смысла Правил, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, своевременно оплачивающие потребленные ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с теплоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам ресурсов в необходимых для них объемах.
Между тем, ООО «Теплодом» в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. ограничило предоставление коммунальной услуги – горячее водоснабжение всем потребителям, собственникам жилых помещений в МКД, как в отношении потребителей имеющих задолженность по оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению, так и в отношении потребителей своевременно исполняющих свои обязательства по оплате указанной коммунальной услуги, что привело к ущемлению их интересов.
Как установлено, в ходе рассмотрения дела № 036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства оснований, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 Правил для введения ограничения подачи горячего водоснабжения жителям МКД у ООО «Теплодом» не имелось.
В связи с этим, в нарушение части 5 статьи 21 ФЗ № 416, подпункта «в» пункта 3, подпункта «г» пункта 31, подпункта «б» пункта 122 Правил, ООО «Теплодом» в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. ограничило оказание коммунальной услуги - горячее водоснабжение для МКД.
При указанных обстоятельствах, указанные действия ООО «Теплодом» являются незаконными.
В результате названных действий ООО «Теплодом», 1302 добросовестных потребителя коммунального ресурса - «тепловая энергия в виде горячей воды» в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. были незаконно лишены права на своевременное, бесперебойное и полное получение указанной коммунальной услуги, что недопустимо.
Таким образом, действия ООО «Теплодом» по незаконному ограничению в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. оказания коммунальной услуги - горячее водоснабжение для МКД, что привело к ущемлению интересов неопределённого круга потребителей, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод ООО «Теплодом» о том, что целью введения ограничения подачи горячего водоснабжения являлась попытка ООО «Теплодом» сократить задолженность по оплате коммунальной услуги – «горячее водоснабжение», образовавшуюся у части собственников жилых помещений МКД перед ООО «Теплодом» и, как следствие, образовавшуюся задолженность у ООО «Теплодом» перед ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», что, по мнению ООО «Теплодом» могло привести к приостановлению газоснабжения и полному прекращению ООО «Теплодом» подачи горячего водоснабжения жителям МКД, является несостоятельным и отклоняется в силу отсутствия объективных данных, подтверждающих намерение ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» приостановить газоснабжение ООО «Теплодом» и наличия законодательно установленного механизма защиты прав добросовестных потребителей.
Учитывая указанные обстоятельства, установленные Комиссией Управления обстоятельства и имеющиеся в материалах дела № 036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства, свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Теплодом» по незаконному введению в период с 26.06.2023 по 13.07.2023 ограничения оказания коммунальной услуги – «горячее водоснабжение», что привело к ущемлению неопределенного круга потребителей, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения монополистической деятельности ООО «Теплодом» Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1.
Признать факт наличия у ООО «Теплодом» доминирующего положения на рынке услуг поставки тепловой энергии на территории Воронежской области.
2. Признать действия ООО «Теплодом» по незаконному ограничению в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. поставки коммунальной услуги «горячее водоснабжение» для МКД, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ООО «Теплодом» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии                                                  С.В. Михин
Члены комиссии:                                                              Н.В. Русаленко
                                                                                           И.В. Бурахина

Связанные организации

Связанные организации не указаны