Решение №036/05/7-306/2021 по делу по признакам нарушения ООО «Доверие» требований пунк... от 13 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/7-306/2021
10 декабря 2021 года                                                                  город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.В. Логошин — врио руководителя управления;
члены Комиссии: Козинина О.Г. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Давыдова О.В. – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/7-306/2021 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Доверие» (394061, г. Воронеж, проспект Труда, д. 10, помещение нежилое, оф. 3/1, ИНН 3662261962) (далее - ООО «Доверие») требований пункта пунктом 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – ООО «Доверие» (согласно статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещено),
в отсутствие заявителя – Банка России Главное управление по Центральному федеральному округу г. Москва (уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:
В Воронежское УФАС России поступило заявление Банка России Главное управление по Центральному федеральному округу г. Москва о нарушении ООО «Доверие» законодательства о рекламе.
В своем заявлении Заявитель указывает на то, что по адресам: г. Воронеж, Ленинский проспект, 35 и г. Воронеж проспект Труда, д. 10, пом. ниж. офис 3/1, располагаются офисы ООО «Доверие». На фасаде офисов размещена информация: «КОМИССИОННЫЙ, 777 МАГАЗИН ЛОМБАРД», «777 комиссионный магазин. Ломбард. wwwlombard.com» Деньги за 3 минуты».
Также Заявитель указывает на то, что по адресу г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 119 находится торговый центр «Дом быта», на первом этаже которого располагается офис ООО «Доверие». На фасаде офиса ООО «Доверие» распространяется следующая информация: «НИКОЛЬ БУСЕ ЮВЕЛИРНЫЙ ДОМ скупка магазин ломбард». Кроме того, внутри магазина на электронной вывеске дополнительно распространяется следующая информация «ЛОМБАРД».
Заявитель считает, что ООО «Доверие» разместившее указанную информацию, дает основание потребителям полагать, что оказывает услуги ломбарда, тем самым нарушает законодательство Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (ломбард, техника, золото), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее – рассматриваемая реклама).

08.10.2021 года в отношении ООО «Доверие» вынесено определение о возбуждении дела № 036/05/7-306/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут (мск) 08.11.2021 года.
В связи с необходимостью всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, рассмотрение дела отлагалось до 22.11.2021 (Определение об отложении рассмотрения дела № 036/05/7-306/2021 от 08.11.2021).
Учитывая, что в срок, установленный абзацем 1 пункта 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, получение указанных доказательств невозможно, срок рассмотрения дела продлился до 08.01.2022 (Определение о продлении срока рассмотрения дела № 036/05/7-292/2021 от 08.11.2021).
В связи с необходимостью всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, рассмотрение дела отлагалось до 10.12.2021 (Определение об отложении рассмотрения дела № 036/05/7-306/2021 от 22.11.2021).

Ознакомившись с материалами дела, изучив документы, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что финансовая организация – это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, – кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
Отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, урегулированы Федеральным законом от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах).
В силу частей 1, 1.1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей; ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».
В порядке части 2 статьи 2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.
Таким образом, деятельность ломбардов может осуществлять только юридическое лицо, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Ломбард является поднадзорной Центральному банку РФ (далее – Банк России) организацией, обязан выполнять предписания и запросы Банка России и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России.
По смыслу пункта 2 части 3 статьи 2.3 Закона о ломбардах перечень организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, содержится в специальном реестре, который ведется Центральным Банком Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что наименование «ломбард» может использоваться при осуществлении деятельности только ломбардами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими деятельность в порядке, установленном Законом о ломбардах.
При этом, сведения об ООО «Доверие» не содержатся в государственных реестрах субъектов рынка микрофинансирования, Общество в установленном законом порядке ломбардом не признано, что подтверждается сведениями из указанных реестров, размещенных на сайте ЦБ РФ в открытом доступе. Также Заявитель указал, что ООО «Доверие» в реестрах Банка России не состоит, не имеет статуса по выдачи потребительских кредитов (займов).
Следовательно, ООО «Доверие» неправомерно использует обозначение «ломбард» при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 990 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Таким образом, продажа переданного потребителем изделия по договору комиссии, является целью и предметом сделки, заключенной между потребителем и комиссионным магазином. Договор займа, заключаемый с ломбардом, имеет целью выдачу краткосрочного кредита под залог недвижимого имущества, которое можно выкупить в соответствии с условиями договора и положениями Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах»). Так же, отличительной особенностью ломбардов от комиссионных магазинов является наличие льготного срока – гарантия сохранности имущества.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Использование слова «ломбард» в рассматриваемой рекламе вводит потребителей в заблуждение относительно характера оказываемых ООО «Доверие» услуг, является недостоверным, а, следовательно, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 статьи 7 не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Поскольку ООО «Доверие» не является ломбардом, рассматриваемая реклама представляет собой рекламу услуг, на оказание которых отсутствуют специальные разрешения, следовательно, рассматриваемая реклама содержит также нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Согласно частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Воронежским УФАС России установлено, что деятельность в указанных магазинах (расположенных по адресам: г. Воронеж, Ленинский проспект, 35; г. Воронеж проспект Труда, д. 10, пом. ниж. Офис 3/1; г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 119) осуществляет ООО «Доверие», соответственно является предполагаемым рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Учитывая изложенное, действия ООО «Доверие», связанные с изготовлением и распространением рассматриваемой рекламы, содержат нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Доверие».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:
1.
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:
- «КОМИССИОННЫЙ, 777 МАГАЗИН ЛОМБАРД», «777 комиссионный магазин. Ломбард. wwwlombard.com» Деньги за 3 минуты» (размещенную на офисах ООО «Доверие» по адресам: г. Воронеж, Ленинский проспект, 35 и г. Воронеж проспект Труда, д. 10, пом. ниж. офис 3/1);
- «НИКОЛЬ БУСЕ ЮВЕЛИРНЫЙ ДОМ скупка магазин ломбард». Кроме того, внутри магазина на электронной вывеске дополнительно распространяется следующая информация «ЛОМБАРД» (размещенную на офисах ООО «Доверие» по адресу г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 119), поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Доверие» предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                            А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                       О.Г. Козинина
                                                                                                 О.В. Давыдова

Связанные организации

Связанные организации не указаны