Решение №036/01/11-302/2019 по делу №036/01/11-302/2019 о нарушении антимонопольного зак... от 4 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №036/01/11-302/2019 о нарушении антимонопольного законодательства
04.10.2019г.                                                                                                     г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена: 23.09.2019г.
Решение в полном объёме изготовлено: 04.10.2019г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – заместитель руководителя Управления - начальник отдела, председатель Комиссии,
Рощупкина Ю.В. – начальник отдела, член Комиссии,
Панкратьева Е.В. – ведущий специалист-эксперт, член Комиссии,
Мелкумян Г.М. – государственный инспектор, член Комиссии,
рассмотрев дело №036/01/11-302/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Центр-Дорсервис» (ИНН:3666094663, ОГРН:1033600021014, КПП:366201001, 394026, г. Воронеж, Московский проспект, 5А), Обществом с ограниченной ответственностью «Геоинформационные и транспортные технологии» (ИНН:3664085889, ОГРН:1073668001175, КПП:366401001, 394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д.49, оф.1) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цены в ходе проведения открытых конкурсов №0364100001817000117, №0364100001818000015, №0364100001818000004, №0355100004517000198, №0129200005317003339, №0364100001817000067, №0173100005717000045, №0321100019417000092, №0321100019417000084, №0301100012717000034, №0331100007317000088, №0331100007317000114 на оказание услуг по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов, в том числе услуг по руководству строительными проектами прочие, услуг по техническим испытаниям и анализу прочие, не включенные в другие группировки, в присутствии представителей от:
от ООО «Центр-Дорсервис» – <…>,
от ООО «ГеоТехТранс» - <…>,
У С Т А Н О В И Л А:
В соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы от 06.07.2018г. №АЦ/51668/18 «Об усилении контроля за выявлением и пресечением картелей в сфере дорожного строительства», Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление), посредством изучения материалов сайта www.zakupki.gov.ru, был проведен анализ закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд в сфере дорожного строительства, оказывающих хозяйствующими субъектами зарегистрированными на территории Воронежской области, в ходе которого было установлено следующее.
25.12.2017г., 19.03.2018г., 25.01.2018г., 25.10.2017г., 02.10.2017г., 28.04.2017г., 09.11.2017г., 19.05.2017г., 30.03.2017г., 17.05.2017г., 04.07.2017г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru заказчиками, а именно: ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград ФКУ", ФКУ "Федеральное Управление автомобильных дорог "Большая Волга" ФКУ", Комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, Федеральным дорожным агентством «Росавтодор», ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства", ФКУ "Федеральное Управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства", ФКУ "Федеральное Управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" были размещены извещения и документация о проведении открытых конкурсов №0364100001817000117, №0364100001818000015, №0364100001818000004, №0355100004517000198, №0129200005317003339, №0364100001817000067, №0173100005717000045, №0321100019417000092, №0321100019417000084, №0301100012717000034, №0331100007317000088, №0331100007317000114 на оказание услуг по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов, в том числе услуг по руководству строительными проектами прочие, услуг по техническим испытаниям и анализу прочие, не включенные в другие группировки.
На участие в указанных открытых конкурсах, помимо ООО «Научно-исследовательского института интеллектуальных транспортных систем», ООО Краснодартранспроект» и ООО «СтройПро Девелопмент», совместно подавались заявки ООО «Центр-Дорсервис» (394026, г. Воронеж, Московский проспект, 5А) и ООО «Геоинформационные и транспортные технологии» (далее – «ГеоТехТранс», 394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д.49, оф.1) с минимальным снижением начальной (максимальной) цены контрактов – от 0,02 до 1,7%.
Победителем в конкурсах №0364100001817000117, №0355100004517000198, №0129200005317003339, №0173100005717000045, №0331100007317000088, №0331100007317000114 признано ООО «Центр – Дорсервис», а в конкурсах №0364100001818000015, №0364100001817000067, №0321100019417000092, №0321100019417000084, №0301100012717000034 – ООО «Геоинформационные и транспортные технологии».
Как установлено в ходе проверки, между ООО «Геоинформационные и транспортные технологии» и ООО «Центр – Дорсервис» заключен договор доверительного управления №217 от 17.07.2014г., согласно п.1.1 которого учредитель управления (ООО «ГеоТехТранс») доверяет доверительному управляющему (ООО «Центр-Дорсервис») на срок до 17.07.2019г., управление долей в уставном капитале ООО «ГеоТехТранс», а ООО «Центр-Дорсервис» обязуется осуществлять управление долей в интересах ООО «ГеоТехТранс». При этом п.1.6 указанного договора предусмотрено, что заключение указанного договора не влечет перехода права собственности на долю к доверительному управляющему (ООО «Центр-Дорсервис»).
Помимо этого, между ООО «Геоинформационные и транспортные технологии» и ООО «Центр – Дорсервис» заключен договор безвозмездного пользования №1 от 28.01.2018г. действовавший до 01.11.2018г., в соответствии с п.1.1. которого ссудодатель (гр. <…>), являющийся <…> ООО "Центр – Дорсервис» передает в безвозмездное временное пользования ссудополучателя ООО "Геоинформационные и транспортные технологии» офис недвижимого помещений IV нежилого фонда, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, 49.
Изучив предоставленную ООО "ГеоТехТранс» и ООО "Центр – Дорсервис» информацию по запросу Управления (от 02.08.2018г. 04-16/4019, от 14.03.2019г. №04-16/1113), а именно: штатное расписание на 2017-2018гг. было установлено, что в указанных обществах одни и те же физические лица (19 сотрудников) осуществляют функции: директора, главного инженера по изысканиям, специалиста по охране труда, инженера по кадастровому учету, главного инженера проекта, начальника комплексного дорожно-мостового отдела, начальника испытательной лаборатории, начальника отдела, руководителя группы, руководителя проекта, ведущего инженера, главного инженера проекта-руководителя проектной группы, инженера 3 категории, ведущих инженеров, главных инженеров проектов, инженера 2 категории, руководителя проектной группы, заместителя главного инженера по изысканиям, помощника генерального директора, руководителя проектной группы, руководителя группы мостового отдела, начальника испытательной лаборатории, инженера-резидента.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о признаках наличия между ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах.
В связи с этим, 04.06.2019 г. Управлением в отношении ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс» возбуждено дело №036/01/11-302/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции»), выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цены в ходе проведения открытых конкурсов №0364100001817000117, №0364100001818000015, №0364100001818000004, №0355100004517000198, №0129200005317003339, №0364100001817000067, №0173100005717000045, №0321100019417000092, №0321100019417000084, №0301100012717000034, №0331100007317000088, №0331100007317000114 на оказание услуг по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов, в том числе услуг по руководству строительными проектами прочие, услуг по техническим испытаниям и анализу прочие, не включенные в другие группировки.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 28.06.2019г. в 10 час. 00 мин. (мск).
С учетом необходимости получения информации и документов от ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс», а также для получения дополнительных доказательств по делу, ознакомления с материалами дела представителя ООО «ГеоТехТранс», в целях всестороннего и полного рассмотрения дела №036/01/11-302/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Управления рассмотрение настоящего дела отлагалось до 16.09.2019г., 29.08.2019г., а также объявлялся перерыв до 06.08.2019г., 23.09.2019г.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела №036/01/11-302/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив предоставленные по делу доказательства Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.
В силу ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В пункте 18 данной статьи определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Признаками ограничения конкуренции в Законе N 135-ФЗ названы, кроме прочего, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
В соответствии с пунктами 1 статьи 1, статьи 6, подпунктов 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе правопорядок в сфере закупок обеспечивается соблюдением следующих принципов: эффективность, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, обеспечение конкуренции и прочих.
Исходя из положений, изложенных в подпунктах 1,2 статьи 8 Закона О контрактной системе – контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Кроме этого, торги должны обладать признаками равенства участников торгов и их состязательность друг с другом. Состязательность – признак любых торгов, объективно определяющий их сущность, в отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл. Вместе с тем состязательность сама по себе может быть присуща не только торгам, но и другим способам заключения договора. Такие способы можно обозначить – «конкурентными процедурами заключения договора», смысл которых сводится к существованию нескольких альтернативных контрагентов, которые состязаются (соперничают, конкурируют) друг с другом за право стать стороной (контрагентом) в одном и том же договоре.
Признак состязательности заключается в том, что победителем торгов станет тот участник, который предложит наиболее выгодную цену приобретения имущества либо лучшие условия, поэтому каждый из участников стремится, чтобы его предложение было наиболее выгодным.
ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс», являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, во исполнение заключенного устного антиконкурентного соглашения в ходе проведения открытых конкурсов отказались от самостоятельных действий и конкурентной борьбы с тем, чтобы получить право заключения контракта с минимальным снижением от 0,02 до 1,7%, что привело к поддержанию начальной максимальной цены контракта практически на максимальном уровне, и, как следствие, к ограничению конкуренции.
ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс» при проведении указанных конкурсов рассматривали друг друга не в качестве конкурентов, а как партнеров, "коллег", действия которых направлены на достижение взаимовыгодного результата. Такое поведение на конкурсе, целью которого является выявление лишь одного победителя, не может быть обусловлено иным образом, помимо наличия предварительно достигнутого устного соглашения.
Поведение участников ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс» при проведении открытых конкурсов ограничило состязательность между собой в установлении конкурентной цены на привлекательном для компании победителя уровне и создали положение, влекущее недостаточную экономию бюджетных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- наличие между ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс» устойчивой связи, в том числе факт, совершения совместных банковских операции в период проведения указанных открытых конкурсов друг с другом и наличие устойчивых договорных отношений (договора безвозмездного пользования №1 от 28.01.2018г., договор доверительного управления №217 от 17.07.2014г., договор аренды оборудования от 01.07.2014г. №1, договор от 01.03.2016г. №1/03-16, договор от 01.02.2016г. №01/02-2016, договор от 01.02.2016 №01/02-2016, договор от 01.07.2014г. №1, договор от 01.07.2015г. №1/07-15, договор от 28.07.2017г. №156, договор от 01.02.2017г. №1/03-16, договор займа от 18.10.2017г. №12, договор займа от 20.10.2017г. №1, договор займа 09.11.2017г. №3, договор займа от 14.11.2017г. №4, договор займа от 23.11.2017г. №6, договор займа от 16.11.2017г. №5, договор займа от 28.11.2017г. №7, договор займа от 20.10.2017г. №1, договор займа от 11.12.2017г. №8, договор займа от 27.12.2017г. №9, договор займа от 28.12.2017г. №10, договор займа от 12.03.2018г. №1, договор займа от 11.05.2018г. №4, договор займа от 18.07.2018г. №5, договор займа от 16.08.2018г. №6, договор займа от 16.03.2018г. №2/03, договор займа от 17.04.2018г. №4, договор займа от 19.11.2018г. №9);
- наличие одних и тех же сотрудников в штате обеих организаций;
- полная идентичность заявок ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс» на участие в открытых конкурсах по объему и содержанию;
- аналитический отчет от 07.06.2019г., согласно которому снижение начальной (максимальной) цены в конкурентной борьбе составило от 5% до 39,5%;
- поддержание цены на максимальном уровне от 0,02 до 1,7%, что свидетельствует об отсутствии какой-либо конкурентной борьбы между ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс». Исходя из вышеизложенного, указанные обстоятельства, характеризующие порядок действий хозяйствующих субъектов, позволяют прийти к выводу, что совместная подготовка таких субъектов к торгам возможны только в случае предварительной договоренности, осуществленной для достижения единой цели реализуемой деятельности, поскольку хозяйствующие субъекты, конкурирующие между собой на соответствующем рынке, не могут действовать в интересах друг друга, и свидетельствующих о заключении такими лицами противоправного картельного соглашения, реализуемых с целью заключения по результатам торгов контракта по наиболее выгодной цене.
Довод об отсутствии между ООО «ГеоТехТранс» и ООО «Центр-Дорсервис» заключения и реализации антиконкурентного соглашения опровергается указанными выше доказательствами.
Таким образом, установленные Комиссией Управления обстоятельства и имеющиеся в материалах дела №036/01/11-302/2019 доказательства, экономически необоснованного нелогичного поведения при участии в открытых конкурсах №0364100001817000117, №0364100001818000015, №0364100001818000004, №0355100004517000198, №0129200005317003339, №0364100001817000067, №0173100005717000045, №0321100019417000092, №0321100019417000084, №0301100012717000034, №0331100007317000088, №0331100007317000114 на оказание услуг по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов, в том числе услуг по руководству строительными проектами прочие, услуг по техническим испытаниям и анализу прочие, не включенные в другие группировки свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс» нарушения антимонопольного законодательства, а именно: п.2 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одними из основных функций антимонопольного органа являются принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях предупреждения монополистической деятельности, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии у ООО «Центр-Дорсервис» и ООО «ГеоТехТранс» оснований (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия ООО «Центр-Дорсервис» (ИНН:3666094663, ОГРН:1033600021014, КПП:366201001, 394026, г. Воронеж, Московский проспект, 5А) и ООО «ГеоТехТранс» (ИНН:3664085889, ОГРН:1073668001175, КПП:366401001, 394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д.49, оф.1) по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к поддержанию цены при проведении открытых конкурсов №0364100001817000117, №0364100001818000015, №0364100001818000004, №0355100004517000198, №0129200005317003339, №0364100001817000067, №0173100005717000045, №0321100019417000092, №0321100019417000084, №0301100012717000034, №0331100007317000088, №0331100007317000114, а равно участие в нем, нарушением требований п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Центр-Дорсервис» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3. Выдать ООО «ГеоТехТранс» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                С.В. Михин
Члены Комиссии:                                                                           Ю.В. Рощупкина
                                                                                                     Е.В. Панкратьева
                                                                                                     Г.М. Мелкумян

Связанные организации

Связанные организации не указаны