Решение б/н Решение от 05.04.2016 года по делу №707-10К от 8 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 707-10К о нарушении антимонопольного законодательства
05.04.2016                                                                                           г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2016
Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Рохмистров В.В. – председатель Комиссии, руководитель Управления; Михин С.В. – член Комиссии, начальник отдела; Крамаренко С.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт; Дроняк Ю.М. – член Комиссии, государственный инспектор,
рассмотрев дело № 707-10К, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «МУП по уборке города» (397909, г. Лиски Воронежской области, ул. Красноармейская, 42, ОГРН 1133668057071, ИНН/КПП 3652014379/365201001; далее – ООО «МУП по уборке города») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от ООО «МУП по уборке города» – <…>, <…>, <…>;
от ИП <…> – непосредственное участие <…>, <…>, установила:
26.11.2015 в Управление поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, Заявитель) на действия ООО «МУП по уборке города» (Ответчик), выразившиеся в необоснованной угрозе одностороннего расторжения с ним договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов (далее – Договор) (далее – ТБО).
Из заявления и приложенных к нему материалов следует, что 18.11.2015 ООО «МУП по уборке города» направило в адрес ИП <…> уведомление (исх. № 150) о намерении беспричинного одностороннего расторжения с ним Договора с 01.01.2016.
На указанное уведомление от 29.12.2015 (б/н) ИП <…> в ООО «МУП по уборке города» направил письмо, в котором выразил своё несогласие с односторонним расторжением Договора с 01.01.2016. Одновременно с этим, ИП <…> в указанном письме сообщил о готовности заключить новый договор.
Согласно письменным объяснениям ООО «МУП по уборке города» (от 16.12.2015 № 164), намерения прекратить договорные отношения с ИП <…> у ООО «МУП по уборке города» не было, а было предложено заключить новый договор.
Помимо этого, в ходе рассмотрения дела ООО «МУП по уборке города» были предоставлены дополнительные объяснения, в которых указано, что ООО «МУП по уборке города» только 11.01.2016 получило письмо ИП <…> от 29.12.2015 (б/н) о возможности заключения нового договора на иных условиях с приложением перечня и количества отходов, планируемых к размещению на полигоне в 2016 году, а по состоянию на 31.12.2015, установленные Управлением Росприроднадзора по Воронежской области предельные лимиты для  размещения (захоронения) ТБО в 2016 году на полигоне, принадлежащем ООО «МУП по уборке города», были исчерпаны.
Также ООО «МУП по уборке города» полагает, что в связи с исчерпанием предельных лимитов для размещения (захоронения) ТБО в 2016 году на принадлежащем ему полигоне, у него отсутствует технологическая возможность по заключению новых договоров, в том числе с ИП <…>.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении ООО «МУП по уборке города» 25.12.2015 было возбуждено дело № 707-10К о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованной угрозе одностороннего расторжения с ИП <…> Договора на размещение (захоронение) ТБО, что может привести к ограничению конкуренции и созданию препятствий доступу на рынок услуг по сбору и вывозу ТБО г. Лиски Воронежской области, а также ущемляет интересы ИП <…>.
Рассмотрение дела № 707-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 04.02.2016 (10 час. 30 мин.).
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, в целях более полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, а также для анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО, и на рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО в г. Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области, рассмотрение дела № 707-10К о нарушении антимонопольного законодательства было отложено до 25.02.2016 (10 час. 30 мин.).
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу и привлечения ООО «МУП по уборке города»  и его генерального директора <…> к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в связи с непредставлением запрашиваемых информации и документов в установленный срок, его рассмотрение отлагалось до 17.03.2016 (10 час. 30 мин.).
17.03.2016 также в связи с необходимостью получения дополнительной информации, а также для ознакомления ООО «МУП по уборке города и ИП <…> с аналитическими отчетами о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО и по размещению (захоронению) ТБО г. Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области, с заключением об обстоятельствах дела № 707-10К о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение настоящего дела отлагалось до 28 марта 2016 г. (09 час. 30 мин).
Определением от 17.03.2016 о продлении срока рассмотрения дела № 707-10К о нарушении антимонопольного законодательства срок рассмотрения настоящего дела продлевался на один месяц.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 707-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Управлением при рассмотрении дела № 707-10К о нарушении антимонопольного законодательства был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и вывозу, а также по размещению (захоронению) ТБО в г. Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области (соответствующие аналитические отчеты от 16.03.2016 имеются в материалах дела).
В соответствии с аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в г. Лиски Воронежской области от 16.03.2016, указанные услуги в 2015 году (временной интервал товарного рынка)  оказывали три хозяйствующих субъекта: ООО «МУП по уборке города», МБУ «Благоустройство города» и ИП <…> доли которых на указанном рынке составили 96,83%, 0,59% и 2,58% соответственно.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, в силу указанной нормы Закона о защите конкуренции, положение ООО «МУП по уборке города» на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО г. Лиски Воронежской области является доминирующим.
Согласно аналитическому отчету о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО в г. Лиски Воронежской области от 16.03.2016, доля ООО «МУП по уборке города» на указанном товарном рынке составляет 100%, в связи с чем, его положение на указанном товарном рынке в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», также является доминирующим.
Таким образом, ООО «МУП по уборке города» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО и рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО в г. Лиски Воронежской области, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запреты, в частности запрет на создание другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.
Как установлено из материалов настоящего дела, между ИП <…> и ООО «МУП по уборке города» 01.11.2014 заключен Договор, согласно которому Исполнитель (ООО «МУП по уборке города») оказывает Заказчику (ИП <…>) услуги по размещению (захоронению) ТБО на полигоне ТБО, а Заказчик оплачивает эти услуги (пункт 1.1 Договора).
Пунктом 6.1 Договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2014 года. В соответствии с пунктом 6.2 указанного Договора, срок его действия может быть продлен по соглашению сторон.
Согласно пункту 6.3 данного Договора предусмотрено, что в случае, если за 30 дней до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон не уведомит другую сторону в письменной форме о своем намерении прекратить договорные отношения или изменить условия договора, настоящий договор будет считаться пролонгированным на следующий календарный год. Срок действия договора может продлеваться на очередной календарный год неограниченное число раз.
Таким образом, сторонами установлен и согласован не только срок действия Договора, но и порядок продления указанного срока, а также порядок расторжения Договора.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, 18.11.2015 ООО «МУП по уборке города» направило в адрес ИП <…> уведомление (исх. № 150) о намерении одностороннего расторжения с ним Договора на основании п. 6.3 Договора с 01.01.2016. При этом в указанном уведомлении причины, послужившие основанием для расторжения Договора, не указаны.
Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 4 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, с учетом указанных норм права, ООО «МУП по уборке города», направив ИП <…> уведомление (исх. от 18.11.2015 № 150) об одностороннем расторжении Договора, вышло за пределы установленные Законом о защите конкуренции (п. 9 ч.1 ст.10).
При указанных обстоятельствах, угроза одностороннего расторжения ООО «МУП по уборке города» Договора с ИП <…>, содержащаяся в уведомлении от 18.11.2015 № 150, с учетом отсутствия законных оснований для расторжения Договора, является необоснованной.
При рассмотрении настоящего дела Комиссия Управления также учитывает то обстоятельство, что возможность осуществления деятельности по сбору и вывозу ТБО неразрывно связана с наличием условий для их надлежащего размещения (захоронения), т. е. с наличием полигона для захоронения ТБО на экономически обоснованном расстоянии.
Юридическим основанием для начала осуществления деятельности по сбору и вывозу ТБО является наличие договора на оказание услуг по размещению (захоронению) ТБО, заключенного с организацией, владеющей соответствующим полигоном.
В связи с этим, процесс сбора и вывоза ТБО неразрывно связан с процессом по их размещению (захоронению).
С учетом изложенного, товарные рынки услуг по сбору и вывозу ТБО и услуг размещению (захоронению) ТБО являются взаимосвязанными.
Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (статья 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Полигон захоронения отходов — специальное сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания ТБО, гарантирующее санитарно-эпидемиологическую безопасность населения (статья 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Полигоны ТБО являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.
Учитывая указанную специфику, оказание услуг по размещению (захоронению) ТБО может осуществляться только посредством специального сооружения, предназначенного для изоляции и обезвреживания ТБО - полигона захоронения отходов, находящегося у конкретного хозяйствующего субъекта на праве собственности либо на ином законном основании.
Таким образом, без наличия соответствующего договора с организацией, владеющей полигоном, возможность осуществления деятельности по сбору и вывозу ТБО с определенной территории отсутствует.
При таких обстоятельствах, действия ООО «МУП по уборке города» выразившиеся в необоснованной угрозе одностороннего расторжения с ИП <…> Договора на размещение (захоронение) ТБО, что может привести к ограничению конкуренции и созданию препятствий доступу на рынок услуг по сбору и вывозу ТБО г. Лиски Воронежской области, а также ущемляет интересы ИП <…>, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Одновременно с этим, из материалов дела установлено, что ООО «МУП по уборке города» реализовав, содержащуюся в уведомлении (исх. от 18.11.2015 № 150) угрозу, с 01.01.2016 в одностороннем порядке расторгло Договор с ИП <…>, что подтверждается предоставленным ООО «МУП по уборке города» реестром проданных талонов за январь-февраль 2016 года, а также письмом ООО «МУП по уборке города» от 28.03.2016 г. (исх.№ 51).
Результатом указанных действий ООО «МУП по уборке города» стало устранение конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в г. Лиски Воронежской области, так как основные объемы ТБО с территории г. Лиски вывозятся ООО «МУП по уборке города», в его же собственности находится и полигон захоронения ТБО, в связи с чем, его конкурент – ИП <…> лишился фактической возможности осуществления предпринимательской деятельности на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в г. Лиски Воронежской области, что привело к усилению доминирующего положения ООО «МУП по уборке города» на этом товарном рынке.
С учетом этого, ООО «МУП по уборке города», необоснованно расторгнув с ИП <…> Договор, незаконно лишило последнего возможности осуществления деятельности на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в г. Лиски Воронежской области, создав тем самым препятствия своему конкуренту для доступа на указанный товарный рынок.
При таких обстоятельствах, действия ООО «МУП по уборке города» по созданию ИП <…> препятствий доступу на рынок услуг по сбору и вывозу ТБО г. Лиски Воронежской области путем необоснованного одностороннего расторжения с ним Договора, что привело к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке и ущемлению интересов ИП <…> являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод ООО «МУП по уборке города» о том, что ООО «МУП по уборке города» только 11.01.2016 получило письмо ИП <…> от 29.12.2015 (б/н) о возможности заключения нового договора на иных условиях с приложением перечня и количества отходов, планируемых к размещению на полигоне в 2016 году, а по состоянию на 31.12.2015, установленные Управлением Росприроднадзора по Воронежской области предельные лимиты для  размещения (захоронения) ТБО в 2016 году на полигоне, принадлежащем ООО «МУП по уборке города», были исчерпаны, отклоняются Комиссией Управления за несостоятельностью, поскольку данные документы должны были быть предоставлены ИП <…> еще на стадии заключения Договора, который был заключен со стороны ООО «МУП по уборке города» без каких-либо разногласий.
Довод ООО «МУП по уборке города» о том, что в связи с исчерпанием предельных лимитов для размещения (захоронения) ТБО в 2016 году на принадлежащем ему полигоне, у него отсутствует технологическая возможность по заключению новых договоров, в том числе с ИП <…>, также отклоняется Комиссией Управления как необоснованный, поскольку неправомерно расторгнутый ООО «МУП по уборке города» с ИП <…> Договор был заключен еще до утверждения указанных лимитов, в связи с чем, вывозимые ИП <…> объемы ТБО по Договору должны были быть учтены в ранее установленных лимитах.
Более того, в соответствии с правилами приёма, учета и контроля отходов, поступающих на полигон ТБО г. Лиски, утвержденными 31.12.2013 генеральным директором ООО «МУП по уборке города» <…>, организация работы полигона ТБО г. Лиски Воронежской области осуществляется в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 (далее – Инструкция), согласно п. 1.8 которой, проектируемая вместимость полигона рассчитывается для обоснования требуемой площади участка складирования ТБО. Расчет ведется с учетом удельной обобщенной годовой нормы накопления ТБО на одного жителя (включающей ТБО из учреждений и организаций), количества обслуживаемого полигоном населения, расчетного срока эксплуатации полигона, степени уплотнения ТБО на полигоне.
Таким образом, полигон изначально должен вмещать ТБО от всех учреждений и организаций, расположенных в данном населенном пункте и в его окрестностях, от всего количества населения, проживающего в г. Лиски Воронежской области и в его окрестностях на весь период эксплуатации.
Как установлено из материалов дела, ИП <…> оказывает услуги по сбору и вывозу ТБО ЗАО «Тандер», находящемуся по адресу: г. Лиски, ул. Титова, д. 16А.
Следовательно, учитывая п. 1.8 Инструкции, полигон захоронения ТБО г. Лиски Воронежской области должен вмещать и ТБО вывозимые ИП <…> от ЗАО «Тандер».
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции); о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности ООО «МУП по уборке города» Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний:
- о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, по факту необоснованной угрозы одностороннего расторжения с ИП <…> договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО;
- о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, по факту необоснованного одностороннего расторжения с ИП <…> договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО;
- о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, по факту необоснованной угрозы одностороннего расторжения с ИП <…> договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО;
- о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, по факту необоснованного одностороннего расторжения с ИП <…> договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у ООО «МУП по уборке города» доминирующего положения на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО) г. Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области.
2. Признать факт наличия у ООО «МУП по уборке города» доминирующего положения на рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО в г. Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области.
3. Признать действия ООО «МУП по уборке города», выразившиеся в необоснованной угрозе одностороннего расторжения с ИП <…> договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО, что может привести к ограничению конкуренции и созданию препятствий доступу на рынок услуг по сбору и вывозу ТБО г. Лиски Воронежской области, а также ущемляет интересы ИП <…>, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта  9 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
4. Признать действия ООО «МУП по уборке города» по созданию ИП <…> препятствий доступу на рынок услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО) г. Лиски Воронежской области путем необоснованного одностороннего расторжения с ним договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО, что привело к устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу ТБО в г. Лиски и ущемлению интересов ИП <…>, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
5. Выдать ООО «МУП по уборке города» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, по факту необоснованной угрозы одностороннего расторжения с ИП <…> договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО.
6. Выдать ООО «МУП по уборке города» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, по факту необоснованного одностороннего расторжения с ИП <…> договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО.
7. Выдать ООО «МУП по уборке города» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, по факту необоснованной угрозы одностороннего расторжения с ИП <…> договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО.
8. Выдать ООО «МУП по уборке города» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, по факту необоснованного одностороннего расторжения с ИП <…> договора от 01.11.2014 № 741 на размещение (захоронение) ТБО.    
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                    В.В. Рохмистров
Члены Комиссии:                                                                               С.В. Михин
                                                                                                          С.В. Крамаренко
                                                                                                          Ю.М. Дроняк

Связанные организации

Связанные организации не указаны