Постановление №036/04/9.21-470/2021 по делу об административном правонарушении в отношении в отн... от 14 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-470/2021 об административном правонарушении
14 декабря 2021 года                                                                                         г. Воронеж
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/9.21-470/2021 об административном правонарушении, возбуждённого 07.12.2021 в отношении в отношении <…> Хохольского района электрических сетей филиала ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» (ранее – ПАО «МРСК Центра» – «Воронежэнерго») <…> (далее – <…>), приказ <…>, по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие <…> (надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения настоящего дела),

У С Т А Н О В И Л:
21.05.2021 в Управление от гр. <…> поступило обращение (вх. № 01-10/329) по вопросу правомерности уклонения ПАО «Россети Центр» от направления скорректированной оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), срок.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения гр. <…> и приложенных к нему материалов, 18.02.2021 гр. <…> посредством использования портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр» направил в указанную сетевую организацию заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств строящегося жилого дома <…> г. Воронежа (далее – Объект), к электрическим сетям.
24.02.2021 ПАО «Россети Центр» посредством использования портала электросетевых услуг на своём официальном сайте направило гр. <…> уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений (исх. № МР1-ВР/Р16-2/172).
В этот же день гр. <…> разместил на портале электросетевых услуг на официальном сайте указанной сетевой организации ответ на запрос о недостающих сведениях.
24.02.2021 ПАО «Россети Центр» посредством использования портала электросетевых услуг на своём официальном сайте направило гр. <…> повторное уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений (исх. № МР1-ВР/Р16-2/177).
25.02.2021 гр. <…> разместил на портале электросетевых услуг на официальном сайте указанной сетевой организации ответ на повторный запрос о недостающих сведениях.
09.03.2021     ПАО «Россети Центр» направило посредством АО «Почта России» письмо (исх. от 04.03.2021) с приложением оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.
13.03.2021 гр. <…> получил указанное письмо.
25.03.2021 гр. <…> направил ПАО «Россети Центр» мотивированный отказ от подписания договора.
В этот же день ПАО «Россети Центр» получило указанный отказ, что подтверждается карточкой почтового уведомления.
Однако в предусмотренный Правилами срок ПАО «Россети Центр» не направило гр. <…> скорректированную оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия ни посредством АО «Почта России», ни посредством портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр».
26.05.2021 Управление, в связи с рассмотрением указанного обращения, в целях проверки фактов, изложенных в нём, направило в ПАО «Россети Центр» запрос/требование (исх. № 04-16/3351) о предоставлении следующей информации и документов (заверенных надлежащим образом копий):
1) письменных объяснений по фактам, изложенным в обращении гр.  <…> с указанием нормативных правовых оснований, а также с приложением соответствующих документов, подтверждающих доводы ПАО «Россети Центр»;
2) заявки гр. <…> на технологическое присоединение его энергопринимающих устройств к электрическим сетям (с отметкой о её принятии ПАО «Россети Центр», а также указанием даты такой заявки);
3) уведомления (уведомлений) о предоставлении недостающих сведений и документов, направленного филиалом ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» в адрес гр. <…> (приложив документ, подтверждающий отправление данного уведомления);
4) информации о том, когда поступили в ПАО «Россети Центр» от гр. <…> недостающие информация и документы (приложив документ с отметкой об их принятии с указанием даты);
5) мотивированного отказа (мотивированных отказов) от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, направленного гр. <…> в филиал ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» с отметкой о получении последним;
6) информации о том, направил ли филиал ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» гр. <…> скорректированную оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия на момент получения запроса Управления (приложив документ, подтверждающий отправление данной оферты);
7) скриншотов переписки филиала ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» с гр. <…> посредством личного кабинета;
8) видеосъёмки переписки гр. <…> с филиалом ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» из личного кабинета по состоянию на момент получения запроса Управления (с открытием всех имеющихся разделов и загрузкой всех прикреплённых документов);
9) всей имеющейся переписки/информации/документов по данному вопросу.
15.06.2021 в Управление от ПАО «Россети Центр» поступили письменные объяснения, согласно которым ПАО «Россети Центр» в этот же день направило гр. <…> письмо (исх. № МР1-ВР/10-2/4435) с приложением скорректированной оферты договора № 3600/02270/21 (42067380) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <…>, установлено, что в нарушение срока, предусмотренного абзацем 17 пункта 15 Правил, ПАО «Россети Центр» направило скорректированную оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия по истечении 51 рабочего дня, т.е. 15.06.2021, а должно было направить в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до 08.04.2021 включительно (просрочка составила 41 рабочий день), что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, 07.12.2021 должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в отношении <…> был составлен протокол № 036/04/9.21-470/2021 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-470/2021 об административном правонарушении было назначено на 14.12.2021.
До рассмотрения настоящего дела в Управление от <…> поступило ходатайство о рассмотрении дела № 036/04/9.21-470/2021 об административном правонарушении в его отсутствие.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-470/2021 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие между ПАО «Россети Центр» и гр. <…> правоотношения регламентируются Правилами в редакциях: № 80 от 30.01.2021, № 81 от 02.03.2021, № 82 от 31.03.2021 и № 83 от 26.04.2021.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Пунктом 7 Правил предусмотрена процедура технологического присоединения.
В силу абзаца 1 пункта 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно абзацам 4 и 8 пункта 8(3) Правил, заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям.
В пункте 10 Правил содержится перечень документов, которые прилагаются к заявке.
В соответствии с абзацем 3 пункта 15 Правил, в адрес заявителей сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Как установлено абзацами 12-18 указанного пункта Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил, ПАО «Россети Центр» как сетевая организация обязано их соблюдать.
Однако в нарушение срока, предусмотренного абзацем 17 пункта 15 Правил, ПАО «Россети Центр» направило скорректированную оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия по истечении 51 рабочего дня, т.е. 15.06.2021, а должно было направить в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до 08.04.2021 включительно (просрочка составила 41 рабочий день), что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере определённых правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закреплённого в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Приказом о переводе работника на другую работу № 567 от 01.10.2020 с 01.10.2020 <…> назначен на должность <…> Хохольского района электрических сетей филиала ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго».
Пунктом 1.2 Положения о Хохольском РЭС 2 категории филиала ПАО «МРСК Центра» – «Воронежэнерго» ПСП ВР-Р16/01-2021, утверждённого 26.02.2021 приказом филиала ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» № 86-ВР (далее – Положение о Хохольском РЭС), руководство Хохольским РЭС осуществляет начальник РЭС, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Общества.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения о Хохольском РЭС, начальник РЭС и другие работники Хохольского РЭС в своей деятельности руководствуются законодательством РФ, Уставом Общества, решениями общего собрания акционеров Общества, Совета директоров Общества, Правления Общества, ОРД, ВНД Общества, Положением о Хохольском РЭС, трудовым договором, перечнем нормативных правовых актов и нормативно-технических документов и перечнем нормативно-технической и организационно-распорядительной документации, обязательных для проверки знаний, утверждённым в установленном порядке, хранящимся в структурном подразделении.
Согласно пункту 1.8.4.1 Положения о Хохольском РЭС, начальнику РЭС необходимо иметь знания в рамках своих функциональных обязанностей нормативно-технической и организационно распорядительной документации, регламентирующей планирование, организацию и выполнение ремонтно-эксплуатационных работ, порядок оперативного обслуживания электроустановок, порядок оказания дополнительных услуг, порядок работы с жалобами потребителей, осуществление услуг по технологическому присоединению, в том числе хозяйственным способом, порядок ведения работы с персоналом, требования охраны труда, пожарной и промышленной безопасности.
Кроме того, пунктом 1.8.4.17 Положения о Хохольском РЭС установлено, что начальнику Хохольского РЭС необходимо знать законодательство в области технологического присоединения; все нормативные документы, устанавливающие процедуру технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 2.7 и 2.8 Положения о Хохольском РЭС, основными задачами настоящего РЭС является: реализация услуг по технологическому присоединению; реализация услуг по передаче электрической энергии.
В силу пункта 3.7 Положения о Хохольском РЭС, начальник Хохольского РЭС реализует следующие задачи и функции: приём заявки технологического присоединения; участие в процессе заключения договора технологического присоединения в рамках компетенции РЭС; подготовка предложений для формирования технических условий; введение в КИСУР (ПО SAP) информации по договорам технологического присоединения в рамках компетенции РЭС.
В силу пунктов 4.1.9 и 4.1.10 Положения о Хохольском РЭС, начальник Хохольского РЭС имеет право давать работникам РЭС указания по вопросам, входящим в его компетенцию, а также требовать и получать от работников РЭС сведения, необходимые для выполнения возложенных на РЭС задач и функций.
Согласно пункту 5.1.6 Положения о Хохольском РЭС, на Хохольский РЭС, в лице начальника РЭС возложено исполнение обязанности по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Общества / филиала Общества.
Пунктом 5.2 Положения о Хохольском РЭС установлено, что Хохольский РЭС, в лице начальника РЭС, несёт ответственность за надлежащее исполнение должностных обязанностей, с учётом задач и функций, возложенных на Хохольский РЭС, и функциональных обязанностей по охране труда.
С учётом изложенного, именно <…> как ответственное должностное лицо обязан был организовать/обеспечить соблюдение Хохольским РЭС требований законодательства в сфере электроэнергетики, в частности – Правил.

Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что бездействие <…> по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пунктов 3, 6, 7, абзаца 17 пункта 15 Правил), выразившееся в ненаправлении в установленный Правилами срок скорректированной оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, содержит в себе событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вина <…> выразилась в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, что привело к нарушению ПАО «Россети Центр» порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пунктов 3, 6, 7, абзаца 17 пункта 15 Правил).
Таким образом, вина <…> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит своё полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершённое <…>, имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения гр. <…> был незаконно лишён права на своевременное получение скорректированной оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий в установленный Правилами срок.
Административное правонарушение, совершённое <…>, причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершённого административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении <…> к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения <…> от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Каких-либо иных смягчающих, отягчающих либо исключающих административную ответственность <…> обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершённого правонарушения, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым назначить административный штраф в размере – 10 000 (десять тысяч) рублей. 00 коп.
Указанная сумма штрафа в данном конкретном случае является достаточной мерой, направленной на разъяснение <…> противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьёй 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1.
Признать <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей
2. Направить <…> настоящее постановление для исполнения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьёй 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчётный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0021 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001216858
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-470/2021

Связанные организации

Связанные организации не указаны