Решение №036/05/5-292/2021 по признакам нарушения ООО «Лента» требований части 7 статьи... от 25 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/5-292/2021
12 ноября 2021 года                                                                  город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.В. Логошин — заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Давыдова О.В. – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, Михина Н.Н. - ведущий специалист эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/5-292/2021 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Лента» (197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112, Литер Б, ОГРН 1037832048605) (далее – ООО «Лента») требований части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Лента» <…> по доверенности от 20.10.2021 № 78 АВ 1103277, дело рассматривалось посредством видео-конференц-связи,

УСТАНОВИЛА:

Воронежским УФАС России 07 сентября 2021 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламном щите со съемными панелями (призматрон), расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская 15, рекламы следующего содержания: «ЛЕНТА ДО - 50% ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕНТЫ /.../  ЧАЙ GREENFILD – 54%   208.49 /.../ 02-15.09 /.../ Лента Карта-сюрприз в подарок за покупки*/.../ Общий срок акции 24.08.2021-24.10.2021. Срок выдачи СКРЕТЧ-КАРТ  с 24.08.2021 по 27.09.2021 Подробности об организаторе Акции, правилах ее проведения, количестве призов по результатам такой Акции, сроках, месте и порядке их получения смотрите на сайте PROMO.LENTA.COM» /.../ Скретч-карта выдается за совершение покупки по карте постоянного покупателя «Лента», / «Лента-Райфайзенбанк» / «Карте №1» при сумме чека от 1200 рублей (после применения всех скидок) в гипермаркетах «Лента /.../ Цены действуют с 02.09.2021 по 15.09.2021 /.../», о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 07.09.2021 года с приложением фотоматериалов.
Текст «ЛЕНТА ДО - 50% ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕНТЫ /.../  ЧАЙ GREENFILD – 54%   208.49 /.../ 02-15.09 /.../,  выполнен крупным шрифтом, в то время как иная существенная информация, начиная со слов «Общий срок акции 24.08.2021-24.10.2021. Срок выдачи СКРЕТЧ-КАРТ  с 24.08.2021 по 27.09.2021 Подробности об организаторе Акции, правилах ее проведения, количестве призов по результатам такой Акции, сроках, месте и порядке их получения смотрите на сайте PROMO.LENTA.COM» /.../ Скретч-карта выдается за совершение покупки по карте постоянного покупателя «Лента», / «Лента-Райфайзенбанк» / «Карте №1» при сумме чека от 1200 рублей (после применения всех скидок) в гипермаркетах «Лента /.../ Цены действуют с 02.09.2021 по 15.09.2021 /.../», выполнена мелким шрифтом, не читаемым без использования специальных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе является магазин «Лента» и проводимая им Акция «День рождения Ленты».

Согласно данным из ЕГРЮЛ, местом регистрации OOО «Лента» является 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112, Литер Б.
В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
В связи с этим Воронежское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой России о наделении его полномочиями по рассмотрению дела № 036/05/5-292/2021 по признакам нарушения OOО «Лента», рекламодателя рассматриваемой рекламы 125445, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 71Г, законодательства Российской Федерации о рекламе (письмо от 07.10.2021 года № АЛ/2395/21).
14.10.2021 года в Воронежское УФАС России из ФАС России поступило письмо о наделении полномочиями по рассмотрению дела № 036/05/5-292/2021 по факту распространения OOО «Лента» рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (рег. № 3338-ЭП/21).

05.10.2021 года в отношении ООО «Лента» вынесено определение о возбуждении дела № 036/05/5-292/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 14 часов 00 минут (мск) 18.10.2021 года.
В связи с поступившим ходатайством от ООО «Лента», а также в связи с   необходимостью всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, рассмотрение дела отлагалось до 02.11.2021 (Определение об отложении рассмотрения дела № 036/05/5-292/2021 от 18.10.2021).
Уведомлением от 25.10.2021 исх № АЛ/2820/21 рассмотрение дела было перенесено на 12.11.2021 в 10 часов 30 минут
Учитывая, что в срок, установленный абзацем 1 пункта 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, получение указанных доказательств невозможно, срок рассмотрения дела продлился до 05.01.2022 (Определение о продлении срока рассмотрения дела № 036/05/5-292/2021 от 08.11.2021).

11.11.2021 года от ООО «Лента» поступило ходатайств о привлечении ООО «Карат Русс» Медиа (ИНН 7717707438) в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Заявленное ходатайство ООО «Лента» было отклонено Комиссией Воронежского УФАС России, поскольку за нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель, а рекламодателем является ООО «Лента», что подтверждается материалами дела.
11.11.2021 года ООО «Лента» были предоставлены документы (рег. № 4054-ЭП/21 от 11.11.2021).  В письменном объяснении от 11.11.2021 рег. № 4079-ЭП/21 представитель ООО «Лента» <…> сообщил следующее: «/…/ООО «Лента не размещало рекламу самостоятельно и потому не могло оценить, насколько в данных конкретных условиях шрифт воспринимается потребителями рекламы и, соответственно, внести какие-то коррективы. Макет спорной рекламы ООО «Лента» направляло на согласование в ООО «Карат Русс» Медиа и получило такое согласование. Таким образом, у ООО «Лента» не было никаких оснований сомневаться в том, что реклама соответствует всем необходимым требованиям/.../ Из содержащегося в материалах дела акта осмотра объектов наружной рекламы  (рекламных конструкций) от 07.09.2021 с приложением фотоматериалов не следует, что реклама ООО «Лента» выполнена нечитаемым шрифтом /.../ Требуется не только свидетельства субъективного восприятия текста рекламы сотрудником антимонопольного органа, но и представление иных объективных доказательств, в частности, оценки расстояния от рекламной конструкции, с которого производилась фотосъемка /.../ расстояния с которого по мнению УФАС, текст не подлежит прочтению и т. п. /.../ Рассчитывать, что водители транспортных средств будут читать всю информацию, размещенную на рекламе, во время движения, противоречило бы здравому смыслу. Очевидно, что какое-либо внимание, кроме мгновенного, в данных условиях, невозможно и противоречило бы к угрозе безопасности дорожного движения. Водитель желающий ознакомится со всей существенной информацией может остановится в установленном месте и сделать это. Как видно из скрина карты места, в котором была установлена реклама, такая возможность у водителей есть /.../ Таким образом, в действиях ООО «Лента» отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе/.../». На заседании Комиссии представитель ООО «Лента» <…> поддержала доводы, изложенные в объяснениях.

Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО «Лента» Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе информация (со слов Общий срок акции 24.08.2021-24.10.2021. Срок выдачи СКРЕТЧ-КАРТ с 24.08.2021 по 27.09.2021 Подробности об организаторе Акции, правилах ее проведения, количестве призов по результатам такой Акции, сроках, месте и порядке их получения смотрите на сайте PROMO.LENTA.COM» /.../ Скретч-карта выдается за совершение покупки по карте постоянного покупателя «Лента», / «Лента-Райфайзенбанк» / «Карте №1» при сумме чека от 1200 рублей (после применения всех скидок) в гипермаркетах «Лента /.../ Цены действуют с 02.09.2021 по 15.09.2021 /.../) выполнена мелким шрифтом, нечитаемым без использования специальных средств.
Рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку существенная информация о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования является не читаемой без использования специальных технических средств. В частности, не поддаётся прочтению информация об условиях получения и применения скретч-карт (Общий срок акции 24.08.2021-24.10.2021. Срок выдачи СКРЕТЧ-КАРТ с 24.08.2021 по 27.09.2021 /.../ Скретч-карта выдается за совершение покупки по карте постоянного покупателя «Лента», / «Лента-Райфайзенбанк» / «Карте №1» при сумме чека от 1200 рублей (после применения всех скидок) в гипермаркетах «Лента /.../ Цены действуют с 02.09.2021 по 15.09.2021 /.../).
Также Воронежским УФАС России при анализе рекламного макета и общих правил акции «День рождения в кругу друзей», предоставленных ООО «Лента» установлено, что в рассматриваемой рекламе даже формально не указана вся существенная информация об условиях приобретения и использования товара, а именно отсутствуют следующие условия:  для участия в акции, необходимо в период участия в Акции совершить в магазинах «Лента» единовременную покупку товаров на сумму не менее 600,00 рублей (шестьсот рублей 00 копеек) с использование КПП после применения всех скидок по КПП в супермаркетах  или мини «Лента». Суммы чеков не суммируются. При совершении данного условия выдается 1 скреч-карта в сутки на одну КПП до того момента пока скреч-карты есть в наличии. При определении общей суммы покупки в чеке не учитывается стоимость табака и табачной продукции, а также иных видов товаров, стимулирование продаж которых запрещено по закону, а также подарочных карт «Лента». Пользователи мобильного приложения «Ленточка» могут принять участие в настоящей акции, совершив покупку в «Лента Онлайн» любых товаров на общую сумму от 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек после применения всех скидок (суммы чеков не суммируются) и получить 1 скреч-карту в сутки вместе с заказом.
Федеральный закон «О рекламе» не регламентирует минимально допустимый размер шрифта, что в свою очередь не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть не читаемым при прочих равных. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Необходимо учитывать, что рассматриваемая реклама содержит сочетание информации, выполненной различным шрифтом, и имеющей различное расположение на рекламном поле.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное, и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Федерального закона N 38-ФЗ). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для восприятия потребителями размещенной на ней информации относительно быстрого и четкого ее осознания, а также понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание. Отсутствие у потребителя возможности ознакомится с существенной информацией, размещенной внизу рекламного щита и выполненной мелким, нечитаемым шрифтом, создает впечатление о возможности получить скретч-карту при покупке товаров в магазине «Лента» без каких-либо дополнительных условий, что вводит потребителя в заблуждение и может существенно повлиять на его осознанный выбор.
Исходя из рекламного макета, представленного OOО «Лента», высота цифр, которыми указана привлекательная скидка 50%, составляет 42 мм, высота букв мелкого шрифта, расположенного в нижней части рекламы, составляет 2 мм. Таким образом высота букв мелкого шрифта составляет 4,7% от высоты цифр, обозначающих скидку.
Учитывая конкретное месторасположение рекламной конструкции (на проезжей части сторона А ул. Кольцовская, 15, разделительная полоса (г. Воронеж) отсутствие пешеходной зоны на стороне размещения рекламного щита, ограниченное время считывания информации (рекламный щит со съемными панелями (призматрон рекламоноситель - визуальная поверхность которого, благодаря тому, что состоит из трёхгранных поворачивающихся призм, может изменяться) для основной аудитории потребителей (водителей и пассажиров транспортных средств), мелкий размер шрифта, которым написанаы существенные условия приобретения товара, по сравнению со шрифтом основной, «привлекательной» информации о скидке 50% потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. У потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении проводимой ООО «Лента» акции «День рождения в кругу друзей».
Следовательно, информация об условиях приобретения товара, изображена таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, не доведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.
Воронежское УФАС России не может согласиться с доводами ООО «Лента» о возможности прочтения мелкого шрифта в рассматриваемой рекламе, поскольку материалами дела подтверждается, что приблизиться к рекламной конструкции на расстояние необходимое для прочтения рекламы, не представляется возможным, ввиду того, что сама рекламная конструкция находится на газоне, который граничит с обеих сторон с проезжей частью.  
ФЗ «О рекламе» и иные нормативные правовые акты не содержат указания на минимально допустимый размер шрифта в рекламе, гарантирующий прочтение такой рекламы любым потребителем. Кроме того, отсутствует утвержденная методика определения читаемости или не читаемости шрифта, которым исполнена реклама. При таких обстоятельствах, оценка доступности текста рекламы для восприятия всегда будет носить субъективный характер.
Несмотря на частичное формальное наличие в рекламе информации об условиях приобретения товара, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, соответственно потребители вводятся в заблуждение о существенных условиях приобретения товара.
Довод OOО «Лента» о том, что «/…/ Из содержащегося в материалах дела акта осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 07.09.2021 с приложением фотоматериалов не следует, что реклама ООО «Лента» выполнена нечитаемым шрифтом / …/» является необоснованным в виду следующего.
Целью проведения Воронежским УФАС России 03.08.2021 года выездного обследования является осмотр объектов наружной рекламы, о чем был составлен Акт осмотра, который фиксирует факт распространения конкретной рекламы, а не признаки нарушения законодательства о рекламе.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является OOО «Лента», что подтверждается материалами дела (договор № 28122020 от 20.01.2021).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе части 7 статьи 5 «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе OOО «Лента».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:
1.
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «ЛЕНТА ДО - 50% ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕНТЫ /.../ ЧАЙ GREENFILD – 54%   208.49 /.../ 02-15.09 /.../ Лента Карта-сюрприз в подарок за покупки*/.../ Общий срок акции 24.08.2021-24.10.2021. Срок выдачи СКРЕТЧ-КАРТ  с 24.08.2021 по 27.09.2021 Подробности об организаторе Акции, правилах ее проведения, количестве призов по результатам такой Акции, сроках, месте и порядке их получения смотрите на сайте PROMO.LENTA.COM» /.../ Скретч-карта выдается за совершение покупки по карте постоянного покупателя «Лента», / «Лента-Райфайзенбанк» / «Карте №1» при сумме чека от 1200 рублей (после применения всех скидок) в гипермаркетах «Лента /.../ Цены действуют с 02.09.2021 по 15.09.2021 /.../», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать OOО «Лента» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе, а именно – путем внесения в рекламу всей недостающей существенной информации об условиях акции и доведения ее до потребителя таким способом, при котором она будет доступна для восприятия без использования специальных технических средств.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                            А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                         О.В. Давыдова
                                                                                                      Н.Н. Михина

Связанные организации

Связанные организации не указаны