Решение б/н Решение от 16.12.2016 года по делу №733-18.1 от 26 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТДА» на действия заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», организатора закупки - ООО «Газэнергоинформ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 104995 по отбору организации на поставку товаров по номенклатурной группе — детали соединительные (извещение № 31604321791)
(дело № 733-18.1)
16.12.2016 год                                                                                                    г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» <…>,
организатора закупки - ООО «Газэнергоинформ» <…>,
в отсутствие надлежащим образом уведомленного заявителя - ООО «ТДА»,
рассмотрев жалобу ООО «ТДА» на действия заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», организатора закупки - ООО «Газэнергоинформ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 104995 по отбору организации на поставку товаров по номенклатурной группе — детали соединительные (извещение № 31604321791) (далее - запрос предложений, закупка), установила:
07.12.2016 года в Воронежское УФАС России из ФАС России поступила жалоба ООО «ТДА» (далее — заявитель) на действия заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (далее – заказчик), организатора закупки - ООО «Газэнергоинформ» (далее – организатор закупки) при проведении запроса предложений.
По мнению заявителя были нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, организатора закупки выразившимися в установлении в п.п. «л» п. 1.4.2 документации о запросе предложений требования о предоставлении в составе заявки участника закупки, не являющегося изготовителем или дилером предлагаемой продукции, договора между дилером и изготовителем. Данное требование ограничивает право на участие в закупке ООО «ТДА», не являющегося ни изготовителем, ни дилером, так как договор между дилером и изготовителем является конфиденциальной информацией, не подлежит разглашению, в связи с чем получение и предоставление данного документа в составе заявки не представляется возможным.
Представители заказчика, организатора закупки считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, организатора закупки соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, руководствуясь требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), ч.ч. 16, 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
14.11.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении  запроса предложений и документация о запросе предложений.
В соответствии с извещением о проведении запроса предложений к поставке требуется товар - детали соединительные.
ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона № 223-ФЗ.
По правилам ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ).
На момент проведения закупки действовало Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», утвержденное 27.12.2013 года решением совета директоров ОАО «Газпром газораспределение Воронеж»  (далее - Положение о закупках).
Согласно п.п. 1.3.2.3, 1.3.2.4, 1.3.2.6, 1.3.2.12 п.1.3 Положения о закупках организатор закупки: осуществляет подготовку документов, необходимых для проведения закупки; проводит анализ технической части документации о закупке на предмет исключения требований, ограничивающих конкуренцию, а также обоснованности начальной (максимальной) цены предмета закупки; размещает  извещение о закупке, документацию о закупке,  проект договора, являющийся неотъемлемой частью  документации о закупке, изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке, разъяснения документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки,  на официальном сайте; рассматривает заявки на участие в запросе предложений  на предмет их соответствия требованиям документации о запросе предложений, принимает решение об отклонении заявок на участие в запросе предложений в установленных положением о закупке случаях.
Согласно п.п 1.4.2 п. 1.4 Положения о закупках заказчик (инициатор закупки) осуществляет подготовку и предоставление организатору закупки следующих сведений и документов для проведения закупки: технических требований и условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; проектов договоров, предполагаемых к заключению по результатам закупки, согласованных в установленном в Обществе порядке; квалификационных требований к участникам закупки; сведений о начальной (максимальной) цене предмета закупки (цене договора); критериев оценки заявок на участие в закупке; другой  информации, необходимой  для подготовки и проведения закупки.
Заказчик несет ответственность за качество, полноту и своевременность представления организатору закупки документов, необходимых для проведения  закупки, указанных в пункте 1.4.2. Положения о закупке  (п.п. 1.4.8 п. 1.4 Положения о закупках).
В соответствии с протоколом от 23.11.2016 года № 104995 открытия доступа к заявкам, поданным на участие в открытом запросе предложений - на участие в открытом запросе предложений подано 2 заявки (от ООО «Национальная газовая компания», ООО «ТДА»).
Согласно протоколу от 02.12.2016 года № 104995 рассмотрения заявок участников открытого запроса предложений — ООО «ТДА» отказано в допуске к участию в запросе предложений на основании п.п. «л» п. 1.4.2 документации о запросе предложений в связи с непредоставлением в составе заявки документа, подтверждающего в полном объеме полномочия Участника на поставку  предлагаемой им продукции (ее части) (отсутствует договор  дилера с изготовителем).
Запрос предложений признан несостоявшимся. Закупочной комиссией организатора закупки принято решение о заключении договора по результатам закупки с ООО «Национальная газовая компания».
Ознакомившись с содержанием заявки ООО «ТДА» на участие в запросе предложений, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что в составе данной заявки представлено: предложение о поставке продукции изготовителя - Friatec AG; Свидетельство по форме №12 ООО «Спектр-Строй», из которого следует, что ООО «Спектр-Строй» является официальным дилером изготовителя - Friatec AG. Копии дилерского договора, заключенного между Friatec AG и ООО «Спектр-Строй» к заявке не приложено.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Ознакомившись с содержанием документации о запросе предложений, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Требования к предмету закупки, изложены в Техническом задании (раздел 4 документации о запросе предложений).
Согласно п.п. «л» п. 1.4.2 документации о запросе предложений участники закупки для подтверждения соответствия установленным дополнительным требованиям должны включить в состав заявки на участие в закупке следующие документы. «Свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) - если участник не является изготовителем или дилером предлагаемой им продукции (ее части). Свидетельство предприятия - изготовителя (дилера) должно соответствовать установленной документацией форме (Форма 12), и подписано предприятием-изготовителем либо дилером. Если свидетельство подписано дилером, необходимо подтвердить его полномочия на выдачу данного свидетельства, приложив копию дилерского соглашения (дилерского договора). Дилерское соглашение (дилерский договор) – если участник является официальным дилером».
В Форме № 12 документации о запросе предложений представлена форма свидетельства предприятия-изготовителя (дилера), следующего содержания: лицо, «являющееся изготовителем/Официальным дилером предприятия-изготовителя изучило Извещение о проведении открытого Запроса предложений №________, опубликованное на сайте ЕИС в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на сайте торговой системы «ГАЗНЕФТЕТОРГ.РУ» (www.gazneftetorg.ru) и Документацию о Запросе предложений, и приняло установленные в них требования и условия Запроса предложений, в том числе все условия Договора, включенного в Документацию о Запросе предложений, и обязуется отгрузить (поставить) в адрес в случае избрания его победителем Запроса предложений, распространить на нее наши полные гарантийные обязательства».
Согласно  п.п. «л» п. 1.4.2 документации о запросе предложений: «лицо, подписавшее Форму 12, принимает на себя обязательства по поставке Продукции в адрес Участника в случае избрания Участника победителем закупки и приобретает статус соисполнителя с момента подачи Заявки на участие в Запросе предложений…; представленное Участником в составе заявки дилерское соглашение (дилерский договор) должно быть действующим на момент заключения договора по результатам Закупки и содержать сведения о предмете договора».
Согласно п.п. 6.6.4 п. 6.6, п.п. 6.7.5 п. 6.7 Положения о закупках закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в запросе предложений, если такая заявка не соответствует требованиям, установленным в документации о запросе предложений.
Аналогичные положения установлены п.п. 2.9.2.3 п. 2.9 документации о запросе предложений.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика по установлению положений п.п «л» п. 1.4.2 документации о запросе предложений не соответствуют требованиям, установленным п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ч.1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, по следующему основанию.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.      
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 5 ст. 17 Закона № 135-ФЗ установлено, что положения части 1 указанной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Таким образом, реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, предусмотренных ст. 17  Закона № 135-ФЗ.
Требования, установленные в п.п «л» п. 1.4.2 документации о запросе предложений не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара, либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара, не гарантируют поставку в будущем товара надлежащего качества и происхождения; не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара.
Требования заказчика, установленные в закупочной документации в части представления участниками закупки в составе заявки документов, выдаваемых третьими лицами, которые должны подтверждать происхождение и качество поставляемого товара, гарантировать поставку товара в случае избрания участника закупки победителем, не соответствуют положениям гражданского законодательства.
Поэтому на участников закупки незаконно и необоснованно возложено бремя получения и представления документов, указанных п.п. «л» п. 1.4.2 документации о запросе предложений.
Исполнение участником закупки вышеизложенных обязательств не зависит от воли последнего и поставлено в зависимость от третьих лиц.
Вместе с тем, предоставление в составе заявки на участие в закупке перечисленных в п.п. «л» п. 1.4.2 документации о запросе предложений документов - обязательное условие допуска к участию в запросе предложений.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика – ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», организатора закупки - ООО «Газэнергоинформ» содержится нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ч.1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в установлении в п.п. «л» п. 1.4.2 документации о запросе предложений положений, влекущих необоснованное ограничение конкуренции, а именно:  предоставление участниками закупки в составе заявки на участие в запросе предложений документов: «Свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) - если участник не является изготовителем или дилером предлагаемой им продукции (ее части).  Свидетельство предприятия - изготовителя (дилера) должно соответствовать установленной документацией форме (Форма 12), и подписано предприятием-изготовителем либо дилером. Если свидетельство подписано дилером, необходимо подтвердить его полномочия на выдачу данного свидетельства, приложив копию дилерского соглашения (дилерского договора)».
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО «ТДА» на действия заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», организатора закупки - ООО «Газэнергоинформ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 104995 по отбору организации на поставку товаров по номенклатурной группе — детали соединительные (извещение № 31604321791) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ч.1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в установлении в документации о запросе предложений требований, влекущих необоснованное ограничение конкуренции.
3. Признать в действиях организатора закупки - ООО «Газэнергоинформ» нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ч.1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в установлении в документации о запросе предложений требований, влекущих необоснованное ограничение конкуренции.
4. Выдать заказчику - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» предписание об устранении выявленного нарушения путем аннулирования запроса предложений.
Резолютивная часть объявлена - 16.12.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме - 21.12.2016 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                Д.Ю. Чушкин
Члены комиссии                                                                             Р.В. Колмаков
                                                                                                          Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны