Определение №036/05/5-1184/2022 о возбуждении дела по признакам нарушения ООО «ДОМАШНИЙ ИНТЕ... от 28 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 036/05/5-1184/2022
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«28» октября 2022 года                                                            город Воронеж

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе А.В. Логошин — заместитель руководителя, рассмотрев материалы, предоставленные ведущим специалистом-экспертом Воронежского УФАС России О.В. Давыдовой, свидетельствующие о признаках нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ДОМАШНИЙ ИНТЕРЬЕР» (123290, г. Москва, пр-д 1-й Магистральный, д. 11, стр. 1, пом II, эт. 2, ком. 54) (далее – ООО «ДОМАШНИЙ ИНТЕРЬЕР») требований части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

Воронежским УФАС России 24 августа 2022 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламном щите со съемными панелями (призматрон), расположенном по адресу: г. Воронеж, Московский пр-т, напротив дома 129/3, разделительная полоса в районе ТЦ Московский пр-т и рынка «Воронежский», рекламы следующего содержания:  «/…/Hoff 0% первый взнос- 0% переплата -24 месяца  1-31 августа на все /.../», о чем составлено Заключение осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 24.08.2022 года с приложением фотоматериалов и видеозаписи на электронном носителе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе является магазин  «Hoff» и проводимая им акция «0-0-24».
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На официальном сайте OOО «ДОМАШНИЙ ИНТЕРЬЕР» hoff.ru содержится, в том числе следующая информация: «Условия предоставления кредита  Для розничных  магазинов  сети Hoff: минимальная стоимость  товара в кредит — 3 000 руб, максимальная стоимость товара в кредит — 1000 000 руб. Для интернет - магазина Hoff:  При оформлении обычного  кредита на сайте от банков партнеров: минимальная стоимость  товара в кредит — 3000 руб., максимальная стоимость  товара в кредит -500 000 руб. /.../При оплате оформлении заказа через сервис «Покупай со Сбером»: минимальная стоимость товара в кредит — 3000 руб., максимальная стоимость товара в кредит — 1000 000 руб. При приобретении товаров в кредит купоны и сертификаты к оплате не принимаются Кредит  распространяется на товары со скидкой, кроме товаров участвующих в акции, условиями которой предусмотрено иное /.../».
В рассматриваемой рекламе информация (со слов Hoff 0% первый взнос- 0% переплата -24 месяца  1-31 августа на все /.../) выполнена крупным шрифтом, в то время как иная существенная информация выполнена мелким шрифтом, нечитаемым без использования специальных средств.
Федеральный закон «О рекламе» не регламентирует минимально допустимый размер шрифта, что в свою очередь не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть не читаемым при прочих равных. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Необходимо учитывать, что рассматриваемая реклама содержит сочетание информации, выполненной различным шрифтом, и имеющей различное расположение на рекламном поле.  
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное, и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Федерального закона N 38-ФЗ). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для восприятия потребителями размещенной на ней информации относительно быстрого и четкого ее осознания, а также понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание.  Отсутствие у потребителя возможности ознакомится с существенной информацией, размещенной внизу рекламного щита и  выполненной мелким, нечитаемым шрифтом, создает впечатление о  возможности приобрести товары в магазине «Hoff» без каких-либо дополнительных условий, что вводит потребителя в заблуждение и может существенно повлиять на его осознанный выбор.
Учитывая конкретное месторасположение рекламной конструкции (на проезжей части сторона А Московский пр-т (г. Воронеж) отсутствие пешеходной зоны на стороне размещения рекламного щита, ограниченное время считывания информации (рекламный щит со съемными панелями (призматрон)) для основной аудитории потребителей (водителей и пассажиров транспортных средств), мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия приобретения товара, по сравнению со шрифтом основной, «привлекательной» информации об акции «0-0-24 на все», потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. У потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении проводимой акции OOО «ДОМАШНИЙ ИНТЕРЬЕР» «0-0-24 на все»
Следовательно, информация об условиях приобретения товара, изображена таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, не доведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях приобретения товара, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, соответственно потребители вводятся в заблуждение о существенных условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку существенная информация о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения является не читаемой без использования специальных технических средств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является  OOО «ДОМАШНИЙ ИНТЕРЬЕР».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе части 7 статьи 5 «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 036/05/5-1184/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - OOО «ДОМАШНИЙ ИНТЕРЬЕР».
3. OOО «ДОМАШНИЙ ИНТЕРЬЕР» в срок до 15 часов 00 минут (мск) 14 ноября 2022 года (включительно) обеспечить предоставление в Воронежское УФАС России (г. Воронеж, проспект Революции, 21) следующую информацию (сведения, документы, материалы) или их копии, заверенные надлежащим образом:
3.1. оригинал-макеты рекламы «/…/Hoff 0% первый взнос- 0% переплата -24 месяца  1-31 августа на все /.../»», с указанием конкретных периодов времени, средства (способов) и места распространения, а также с указанием ее рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
3.2. договоров, заказов, счетов, счетов - фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство и (или) размещение рекламы, указанной в пункте 3.1. настоящего Определения.
3.3.  утвержденные OOО «ДОМАШНИЙ ИНТЕРЬЕР» условия акции «0-0-24 на все», которая является объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе.
3.4. сведения о регионах в которых распространялась реклама, указанная в пункте 3.1 настоящего определения.
3.5. письменных объяснений по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.           
4. Назначить дело № 036/05/5-1184/2022 к рассмотрению на 11 часов 00 мин (мск) «23» ноября 2022 года по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, 21.

Информацию необходимо предоставить с сопроводительным письмом, содержащим перечень предоставляемых документов, а также их наименования, номер и дату принятия.
Все копии документов (каждая страница) и информация на иных носителях, должны быть заверены печатью и подписью руководителя.
В указанные в пункте 4 настоящего Определения время и место предлагается явиться руководителю организации/или представителю с документом, удостоверяющим личность и документами, определяющими руководителя/представителя.

Связанные организации

Связанные организации не указаны