Решение №036/07/3-1054/2022 по результатам рассмотрения жалобы ООО «УралРемМаш» на дейст... от 14 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1054/2022
по результатам рассмотрения жалобы ООО «УралРемМаш» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
11.10.2022                                                  г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2022
Решение в полном объеме изготовлено 11.10.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Колмаков Р.В.- член Комиссии, начальник отдела контроля органов власти;
Артамонов Д.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
при участии в рассмотрении жалобы: представителя заявителя – <…> (доверенность от 12.08.2019);
представителей заказчика: <…> (доверенность от 12.04.2022), <…> (доверенность от 20.12.2021), <…> (доверенность от 24.06.2021),
рассмотрев с применением системы видео-конференц-связи жалобу ООО «УралРемМаш» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1429/ОКЭ-Ю-ВОСТ/22 на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту подъемного сооружения, в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «УралРемМаш» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1429/ОКЭ-Ю-ВОСТ/22 на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту подъемного сооружения (далее — Закупка).
Существо жалобы, с которой обратился Заявитель, состоит в следующем.
1. Требование конкурсной документации (п. 2 Технического задания) о проведении работ по текущему ремонту на территории Заказчика противоречит нормам о проведении ремонта подвижного состава на предприятиях, имеющих условный номер клеймения.
2. Специально уполномоченный государством орган уже проверяет компетентность персонала и требования, установленные конкурсной документацией (п. 5 Результатов рассмотрения и оценки вторых частей заявок, о необходимости представления в составе вторых частей заявок документов об опыте участника, квалификации персонала и наличии фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств), являются избыточными. Для подтверждения квалификации Заказчик требует от Участника предоставления сведений о задействованном (привлеченном) персонале, при этом не требует представления документов, подтверждающих именно квалификацию сотрудника, то есть принятие решения опять субъективно.
3. Установленный Приложением №1.4 к конкурсной документации подкритерий «Квалификация персонала» установлен произвольно, без применения профессий и количества требуемого персонала к существу исполнения договора.
4. Пунктом 4.1.21 проекта договора предусмотрена обязанность Подрядчика предоставить информацию Заказчику о наличии в штате квалифицированного персонала, с согласием на обработку персональных данных; за непредставление предусмотрен штраф; таким образом, условия участия, результат конкурса и цена Договора поставлены в зависимость от волеизъявления третьих лиц (согласие работников Подрядчика на передачу из персональных данных Заказчику). Также не конкретизировано, считать ли поданные в составе конкурсной заявки сведения о персонале как исполнение п. 4.1.21 Договора, и идет ли речь о 3 профессиях (монтажник, электромонтер, машинист), указанных в квалификационных требованиях, или о других.
5. Одновременное выполнение пунктов 3.17.6, 3.17.6.2 и 3.17.6.3 невозможно, так как в представляемых трудовых договорах, удостоверениях, допусках прямо указано на предприятие-работодатель, то есть указание на участника закупки. Полагают это противоречивым, излишним, немотивированным и создающим возможность для предвзятого принятия решения членами комиссии в отношении участника конкурса, так как дословное исполнение или неисполнение требований конкурсной документации влечет отклонение заявки.
В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявителем жалоба подана 30.09.2022 на конкурсную документацию до окончания срока подачи заявок, следовательно, Заявитель входит в круг субъектов, наделенных правом обжалования в антимонопольном органе действий Заказчика.
Таким образом, указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», и принята к рассмотрению по существу.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены надлежащим образом.
В ходе заседания комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, пояснил, что технически возможность демонтажа на территории Заказчика с последующей транспортировкой и ремонтом в цехах Подрядчика имеется, однако это экономически нецелесообразно.
Представители Заказчика выразили несогласие с доводами жалобы по основаниям, изложенным в ходе заседания Комиссии, а также в письменном возражении, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просили отказать. Пояснили, что согласно требований технического задания к документации работы по текущему ремонту подъемного сооружения выполняются на территории Заказчика по причине неисправности колесных пар, а также в связи с невозможностью допуска на пути общего пользования для передислокации на территорию Подрядчика в целях проведения ремонта; при этом проведение ремонта колесных пар, тормозного и автосцепного оборудования осуществляется на территории Подрядчика, то есть на предприятии, имеющем условный номер клеймения, что соответствует закону. Данное требование возникло в целях исключения рисков угрозы безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» по причине неисправности колесных пар, а также невозможностью допуска на пути общего пользования для передислокации на территорию Подрядчика в целях проведения его ремонта. Так, согласно доведенной телеграммы, по случаю произошедшему 27.07.2022    на станции Сызрань-II Самарского территориального управления Куйбышевской железной дороги в составе грузового поезда № 2278 допущен сход 4-ой колесной пары первой четырехосной тележки крана железнодорожного СМ-515 № 8944 восстановительного поезда станции Ярославль-Главный дирекции аварийно-восстановительных средств Северной железной дороги (следовал в транспортном положении для проведения капитального ремонта на территорию Подрядчика).
В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями названного Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.
При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утверждено Советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г.) (далее – Положение о закупке).
Положением о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком конкурса.
23.09.2022 Заказчиком на электронной торговой площадке РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) и на сайте http://www.rzd.ru (раздел «Тендеры), размещено извещение № 1429/ОКЭ-Ю-ВОСТ/22 о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту подъемного сооружения.
В соответствии с извещением о закупке время начала подачи заявок 23.09.2022, окончания подачи заявок 03.10.2022 в 09:00 по московскому времени, рассмотрения первых частей заявок 06.10.2022; рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов 20.10.2022.
По результатам исследования доводов жалобы Комиссия приходит к следующим выводам.
1.  В соответствии с пунктом 134 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250 (далее – Правила № 250), ремонт, в том числе проводимый в рамках сервисного обслуживания <153>, железнодорожного подвижного состава выполняется на предприятиях, имеющих условный номер клеймения <154>, полученный на соответствующий вид работ. Данное требование не распространяется на ремонт тягового железнодорожного подвижного состава, обращающегося на железнодорожных путях необщего пользования без права выхода на инфраструктуру.
Положение об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, утверждено Протоколом шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту - участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 2014 г. (далее – Положение об условных номерах клеймения) Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Положением о Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденным Протоколом заседания Совета глав правительств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г., Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. Ремонт составных частей железнодорожного подвижного состава, входящих в перечень составных частей, подлежащих клеймению, выполняется на предприятиях, имеющих условный номер клеймения, полученный на соответствующие виды работ (Пункт 154 Правил № 250).
Положением об условных номерах клеймения предусмотрен Перечень составных частей локомотивов, для изготовления, ремонта и модернизации которых соответствующему предприятию необходимо пройти процедуру получения условного номера; в данном перечне содержатся колесные пары, автосцепное и тормозное оборудование.
Пунктом 2 Технического задания закупочной документации предусмотрены следующие условия. Работы по текущему ремонту подъемного сооружения должны выполняться на территории Заказчика. При этом проведение ремонта колесных пар, тормозного и автосцепного оборудования осуществляется на территории Подрядчика, транспортировка колесных пар, тормозного и автосцепного оборудования с места их демонтажа в цеха (участки) Подрядчика, имеющие специализированное стационарное оборудование для проведения ремонта узлов и деталей, и обратно на территорию Заказчика для последующего монтажа осуществляется собственными силами Подрядчика. Аналогичные требования указаны и в пункте 4 Технического задания (Место, условия и порядок выполнения работ).
Кроме того, согласно Приложению № 1 к техническому заданию работы по транспортировке подлежат оплате в рамках договора.
Таким образом, требования закупочной документации регламентируют проведение части работ, на проведение которых необходимо наличие условного номера клеймения, на территории Подрядчика, с оплатой транспортировки, что опровергает доводы Заявителя как о незаконности положений документации, так и об экономической нецелесообразности.
2.  Основной задачей законодательства о закупках, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона N 223-ФЗ, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом целесообразность установления в закупочной документации тех или иных требований к участникам, критериев оценки поступающих от участников предложений не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки антимонопольного органа.
Ссылки Заявителя на проведение в соответствии с разделом 7 Положения об условных номерах клеймения планового контроля предприятий, не реже 1 раза в 3 года, не опровергают право Заказчика при организации каждой закупки проверять компетентность работников, которых участники Закупки имеют возможность задействовать для исполнения договора.
В силу пункта 204 Положения о закупке Заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям документации о конкурентной закупке, достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству РФ, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.
Иной подход по существу сводится к необоснованному воспрепятствованию реализации права Заказчика на получение актуальной и объективно подтвержденной информации о потенциальных контрагентах по договору.
Следовательно, довод об избыточности условий документации, направленных на проверку компетентности персонала, является несостоятельным.
3. Согласно п.п. 2.2. Приложения № 1.4 к конкурсной документации в подтверждение квалификации персонала участник в составе заявки представляет документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении №1.3. конкурсной документации.
Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 настоящего приложения.
Оценивается путем деления количества персонала участника, задействованного в выполнении работ, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала, задействованного в выполнении работ из всех имеющихся у участников:
 где
J=1...n, n – количество участников
Aj - количество баллов j-ого участника;
Пj – количество персонала, задействованного в выполнении работ имеющегося у j–ого участника;
Пmax – максимальное количество персонала, задействованного в выполнении работ из всех имеющихся у участников.
Максимальное количество баллов по персоналу: Монтажник и Машинист крана автомобильного – по 5 баллов по каждой профессии; Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, имеющий группу по электробезопасности не ниже III, - 10 баллов.
При этом представителем Заказчика в письменном отзыве на жалобу указано, что монтажник требуется для выполнения следующих работ, предусмотренных техническим заданием: демонтаж, монтаж колесных пар, автосцепного и тормозного оборудования, демонтаж, монтаж ТНВД, демонтаж, демонтаж, монтаж головки блока цилиндров, демонтаж, монтаж коленчатого вала; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования требуется для выполнения следующих работ, предусмотренных техническим заданием: замена ТЭНа электрооборудования, замена плафона освещения, сборка электродвигателя механизма поворота, замена щеточного узла электродвигателя механизма поворота, ремонт статора электродвигателя механизма поворота, ремонт ротор электродвигателя механизма поворота, сборка электродвигателя подъема стрелы; машинист крана автомобильного требуется для выполнения следующих работ, предусмотренных техническим заданием: погрузка и разгрузка колесных пар, автосцепного и тормозного оборудования при демонтаже и монтаже. Данные доводы представителя Заказчика полностью согласуются с указанным в Техническом задании перечнем работ и опровергают довод Заявителя о произвольном характере установления Критериев и порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок.
4. Довод о необоснованности требования о представлении согласий работников Подрядчика на передачу их персональных данных Заказчику опровергается нормами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ), в соответствии с частью 1 статьи 1 которого к сфере действия настоящего закона относятся и отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой юридическими лицами.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
5. В соответствии с пунктом 3.17.5. конкурсной документации Конкурсная заявка должна состоять из двух частей и ценового предложения.
3.17.6.    Первая часть конкурсной заявки должна содержать:
3.17.6.1.    описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями приложения № 1.1 конкурсной документации, оформленное по форме Технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации;
3.17.6.2.    документы, перечисленные в приложении № 1.4 конкурсной документации, в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленных к товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в приложении № 1.4 конкурсной документации таких критериев и порядка оценки и сопоставления заявок). Перечень документов и порядок их оформления указываются в приложении № 1.4 конкурсной документации.
3.17.6.3.    Не допускается указание в первой части заявки сведений об участнике конкурса, а также сведений о ценовом предложении.
Согласно пункту 177 Положения о закупке, в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
В связи с тем, что в приложении № 1.4 конкурсной документации не установлены критерии оценки, относящиеся к товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора, но указаны иные критерии, относящиеся к цене договора, квалификации участника и наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами, все документы, предусмотренные приложением 1.4 предоставляются во второй части заявок, что подтверждается прямым указанием на это пунктом 3.17.7.7 конкурсной документации.
В силу пунктов 3.17.7. и 3.17.7.7 конкурсной документации во второй части конкурсной заявки должны быть представлены документы, на основании которых проводится оценка в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, применяемых к участникам (если приложением № 1.4 конкурсной документации установлены такие критерии и порядок оценки и сопоставления заявок и предусмотрено представление документов, на основании которых производится оценка и сопоставление заявок). Перечень документов и порядок их оформления указываются в приложении № 1.4 конкурсной документации.
При этом Заявитель не был лишен права направить запрос Заказчику на разъяснение перечня документов, которые следует подавать в составе первой части заявки.
Таким образом, закупочная документация свидетельствует об организации Закупки в полном соответствии с требованиями закона, соблюдении предусмотренных статьей 3 Закона № 223-ФЗ принципов отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках.
На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

р е ш и л а:
Признать жалобу ООО «УралРемМаш» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1429/ОКЭ-Ю-ВОСТ/22 на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту подъемного сооружения необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                         А.В. Логошин
Члены Комиссии                            Р.В. Колмаков
                                                                                  Д.В. Артамонов

Связанные организации

Главам администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области
ИНН 3609002391, ОГРН 1023600608536