Постановление №036/04/9.21-328/2021 по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «... от 21 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-328/2021 об административном правонарушении
21 октября 2021 года                                                                                         г. Воронеж
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/9.21-328/2021 об административном правонарушении, возбуждённого 13.10.2021 г. в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН:6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; г. 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Центр» <…>,

У С Т А Н О В И Л:
15.07.2021 г. в Управление из ФАС России от гр. <…> поступило обращение (вх. № 392-ЭП/21) по вопросу правомерности уклонения ПАО «Россети Центр» от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в отношении жилого дома № 31, расположенного по <…> (далее – Жилой дом) и принадлежащего заявителю, в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), срок.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения гр. <…> и приложенных к нему документов, 05.06.2021 г. гр. <…> посредством использования портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр» направила в указанную сетевую организацию заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Жилого дома к электрическим сетям.
Однако в установленный Правилами срок ПАО «Россети Центр» не направило гр. <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия ни посредством АО «Почта России», ни посредством портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр».
19.07.2021 г. Управление, в связи с рассмотрением указанного обращения, в целях проверки фактов, изложенных в нём, направило в адрес ПАО «Россети Центр» запрос/требование (исх. № АЛ/235/21) о предоставлении следующей информации и документов (заверенных надлежащим образом копий):
1) письменных объяснений по фактам, изложенным в обращении (копия прилагается), с указанием нормативных правовых оснований, а также с приложением соответствующих документов, подтверждающих доводы ПАО «Россети Центр»;
2) заявки гр. <…>, поданной в декабре 2020 года в адрес Каширского РЭС, на устранение аварийной ситуации;
3) информации о принятых ПАО «Россети Центр» мерах по устранению аварийной ситуации, за устранением которой гр. <…> обратилась в Каширский РЭС;
4) заявки гр. <…> на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Центр», направленной в адрес указанной организации, в отношении земельного участка <…> и принадлежащего заявителю;
5) проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, направленного ПАО «Россети Центр» заявителю, со всеми приложениями и дополнениями;
6) технических условий на подключение объекта заявителя к электрическим сетям;
7) документальных доказательств направления ПАО «Россети Центр» <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий;
8) схемы электрических сетей, посредством которых планируется осуществлять электроснабжение заявителя по соответствующему договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
9) всей имеющейся переписки с гр. <…> по вопросу осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
02.08.2021 г. в Управление от ПАО «Россети Центр» поступили письменные объяснения, согласно которым 05.06.2021 г. гр. <…> направила в сетевую организацию посредством использования портала электросетевых услуг заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Жилого дома к электрическим сетям.
27.07.2021 г. ПАО «Россети Центр» направило гр. <…> письмо (исх. № МР1-ВР/Р14/10/114) с приложением оферты договора № 3600/10353/21 (42121189) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий. Указанное письмо было получено гр. <…> лично, о чём свидетельствует её личная подпись на сопроводительном письме.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <…>, установлено, что в нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил, ПАО «Россети Центр» направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия по истечении 36 рабочих дней, т.е. в срок до 27.07.2021 г., а должно было направить в течение 20 рабочих дней, т.е. в срок до 05.07.2021 г., что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 13.10.2021 г. должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в отношении ПАО «Россети Центр» был составлен протокол № 036/04/9.21-328/2021 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-328/2021 об административном правонарушении было назначено на 21.10.2021 г.
21.10.2021 г. на рассмотрении дела № 036/04/9.21-328/2021 об административном правонарушении присутствовала представитель ПАО «Россети Центр» <…>, которой в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены её права и обязанности.
На рассмотрении настоящего дела представитель ПАО «Россети Центр» <…> пояснила, что между ПАО «Россети Центр» и гр. <…> 29.07.2021 г. заключён договор № 3600/10353/21 (42121189) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. При этом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта заявителя, согласно пункту 6 указанного договора, составляет 4 (четыре) месяца со дня заключения такого договора, то есть, до 29.11.2021 г., при этом представитель ПАО «Россети Центр» <…> сообщила о намерении указанной сетевой организации завершить все предусмотренные техническими условиями мероприятия в кратчайшие сроки и предоставила на рассмотрении настоящего дела копию акта № 36 523781 от 16.09.2021 г. проверки состояния схемы измерения электрической энергии работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учёта, составленный между ПАО «Россети Центр» и гр. <…>.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-328/2021 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие между ПАО «Россети Центр» и гр. <…> правоотношения регламентируются Правилами в редакциях: № 83 от 26.04.2021 г. и № 84 от 30.06.2021 г.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Пунктом 7 Правил предусмотрена процедура технологического присоединения.
В силу абзаца 1 пункта 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно абзацам 4 и 8 пункта 8(3) Правил, заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям.
В пункте 10 Правил содержится перечень документов, которые прилагаются к заявке.
В соответствии с абзацем 3 пункта 15 Правил, в адрес заявителей сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил, ПАО «Россети Центр» как сетевая организация обязано их соблюдать.
Однако в нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил, направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия по истечении 36 рабочих дней, т.е. в срок до 27.07.2021 г., а должно было направить в течение 20 рабочих дней, т.е. в срок до 05.07.2021 г., что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Из материалов дела установлено, что ПАО «Россети Центр» ранее, а именно:
– постановлением от 23.07.2020 г. по делу № 036/04/9.21-173/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 07.10.2020 г. по делу № 036/04/9.21-277/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.10.2020 г. по делу № 036/04/9.21-279/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.10.2020 г. по делу № 036/04/9.21-280/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 09.11.2020 г. по делу № 036/04/9.21-324/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 17.11.2020 г. по делу № 036/04/9.21-344/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 27.11.2020 г. по делу № 036/04/9.21-374/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 04.02.2021 г. по делу № 036/04/9.21-15/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.02.2021 г. по делу № 036/04/9.21-16/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 04.02.2021 г. по делу № 036/04/9.21-17/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.04.2021 г. по делу № 036/04/9.21-19/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.02.2021 г. по делу № 036/04/9.21-20/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 05.03.2021 г. по делу № 036/04/9.21-72/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.04.2021 г. по делу № 036/04/9.21-111/2021 об административном правонарушении уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 указанной статьи – влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, абзац 3 пункта 15 Правил) путём ненаправления в установленный срок оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий содержат в себе событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «Россети Центр» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пункты 3, 6, 7, абзац 3 пункта 15 Правил), в частности: направить оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия в установленный Правилами срок,
Однако ПАО «Россети Центр» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, абзацем 3 пункта 15 Правил.
Таким образом, вина ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит своё полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершённое ПАО «Россети Центр», имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения гр. <…> была незаконно лишена права на своевременное получение оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий в установленный Правилами срок.
Административное правонарушение, совершённое ПАО «Россети Центр», причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершённого административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении ПАО «Россети Центр» к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «Россети Центр» от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в силу статей 4.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ необходимо учитывать характер совершённого правонарушения, оценить его последствия, причины и условия совершения правонарушения, обстоятельства, являющиеся основанием для смягчения или освобождения от ответственности.
Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание характер совершённого правонарушения и его последствия, несущественный размер просрочки направления оферты договора об осуществления технологического присоединения к электрическим сетям (16 рабочих дней), а также то обстоятельство, что на момент вынесения настоящего постановления ПАО «Россети Центр» устранило допущенное правонарушение и направило гр. <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считаю, что, в рассматриваемом случае, установленный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек для ПАО «Россети Центр» является чрезмерным, не соответствует тяжести правонарушения и носит неоправданно строгий характер.
Каких-либо отягчающих либо исключающих административную ответственность ПАО «Россети центр» обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершённого правонарушения, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым назначить административный штраф в размере – 300 000 (трёхсот тысяч) рублей. 00 коп.
Указанная сумма штрафа, в данном конкретном случае, является достаточной мерой, направленной на разъяснение ПАО «Россети Центр» противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 и 29.13 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1.
Признать публичное акционерное общество «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004 г.; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трёхсот тысяч) рублей. 00 коп.
2. Направить публичному акционерному обществу «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004 г.; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0021 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001149999
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-328/2021

Связанные организации

Связанные организации не указаны